Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 482

Опубликовано на портале: 02-12-2010
Борис Иванович Липский
Отказ от классической парадигмы новоевропейского рационализма выдвигает на авансцену философской рефлексии проблему, которая прежде всегда находилась на периферии внимания. Это проблема коммуникации. Почему это происходит?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-12-2010
Борис Иванович Липский Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6. 1999.  Т. 1. № 6. С. 3-6. 
На протяжении практически всей истории науки ее ценность связывалась с утверждением единства и преемственности научного метода, который гарантировал бы познание вещей, как они существуют «на самом деле», безотносительно к нашим стремлениям и ожиданиям. К середине XX в. нарастающее разочарование в постепенно-прогрессивной (кумулятивной) концепции роста научного знания порождает проблему экспликации онтологических основ новоевропейского идеала рациональности и современных неклассических моделей, разработка которых в значительной мере оказывается связанной со стремлением к преодолению так называемого «методологического принуждения» классической науки.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-12-2010
Борис Иванович Федоров
В работах по проблемам логики вопросов и ответов (эротетической логики) постоянно указывается на необходимость содержательно-смысловой взаимозависимости вопроса и ответа. Правильно отмечается, что в большинстве случаев на практике вопрос содержит частично информацию ответа или существенным образом определяет ее нахождение. Поэтому нередко говорят, что «хорошо поставленный вопрос – это уже половина ответа». Но при этом не раскрывается собственно логический механизм, обусловливающий необходимость этой взаимосвязи. На наш взгляд, в чисто логическом плане вопрос всегда оказывается «носителем» логического рода (рема вопроса), конкретный логический вид которого представлен в ответе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-11-2010
Георг Лукач
Москва: Логос-альтера, 2003, 416 с.
Взаимосвязь между отрицанием «обычного хода вещей», стремлением к достижению «реальности», к «иному бытию», с одной стороны, и формированием «нового комплекса субъективности», с другой, – эта взаимосвязь вновь придала актуальность и притягательность идеям гениального марксистского теоретика ХХ века Георга (Дьердя для соотечественников из Венгрии) Лукача (1885-1971), ставшего одним из основоположников т.н. «неомарксизма» или «западного марксизма» и его легендарной книге «История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике» (1923, 1968 и сл.), ставшей своего рода Библией «нового левого движения». В конце 60–70-х гг. книга Лукача стала политическим бестселлером в Германии, Франции, Италии, Великобритании, США; она была переведена на разные языки, опубликовано множество посвященных ей работ, проведены международные симпозиумы и конференции, на которых она рассматривалась под всеми возможными углами зрения. И только СССР оставался незатронутым этим бумом популярности работы молодого Лукача. Это первый перевод на русский язык книги, остававшейся прежде одним из прискорбных, ничем иным не восполнимых «белых пятен» в отечественной общественно-политической науке.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-11-2010
Рене Том, А. Родин
Перев.: Е. Борисова (ориг.: Русский)
Москва: Логос, 2002, 280 с.
Автор книги исходит из того, что настоящее состояние биологии, по его мнению, требует более строгой и глубокой разработки понятий и логических систем, с помощью которых можно бы было рассматривать важнейшие характеристики жизненных процессов на всех уровнях. Речь идет о возможности теоретической биологии. Тем не менее, темы, упомянутые в названии книги - структурная устойчивость и морфогенез - имеют отношение к более широкому кругу вещей, чем только к биологии. Автор соотносит свои теории с общефилософскими проблемами. Он считает, что именно в философском плане его модели представляют собой наиболее интересный вклад в науку. Они впервые дают строго монистическую модель живого существа, разрешая антиномию души и тела в рамках единой геометрической сущности. В плане биологической динамики они сводят причинность и телеологию к топологической непрерывности, понимаемой в разных смыслах
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-11-2010
Эдмунд Гуссерль
Санкт-Петербург: ИЦ "Гуманитарная академия", 2006, 224 с.
Лекции «Идея феноменологии» отражают переломный момент в творчестве Э. Гуссерля, знаменующийся переходом от дескриптивной психологии к эйдетической философии. В них Гуссерль впервые приступает к детальной разработке метода феноменологической редукции, а также основополагающей идеи конституции предметов в сознании.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-11-2010
Борис Иванович Федоров
Москва, 2010
Значение идей Больцано, как показали  многолетние исследования, оказалось  настолько велико для развития  современной логики, что настало время  впервые познакомить широкий круг  русскоязычных читателей с  первоисточником. Основное содержание  книги составляет главный логико-методологический труд Бернарда Больцано. Но поскольку объем его  достаточно велик, то вниманию  читателей предлагается  перевод лишь   избранных, но весьма важных  фрагментов из четырех томов "Наукоучения" и краткий перевод его небольшой работы "Что есть  философия?", которые позволят  читателю получить достаточно полное  представление об указанных  сочинениях в целом и вызвать  заинтересованность в их  самостоятельном глубоком изучении.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2010
Борис Иванович Федоров
Для выражения вопросов и ответов  описательного типа нет необходимости  моделировать бесконечный список  вопросных слов и их аналогов.  Достаточно лишь рассматривать  описательный вопрос как описательный  ответ (формулу) с переменной.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2010
Борис Иванович Федоров
Очевидно, что при монологическом  общении обучающая информация  передается обучаемому всегда в  полном объёме, поскольку здесь  процесс её передачи проходит линейно  (без учета степени подготовленности  обучаемого) и фактически  неуправляемо. Напротив, диалогичная  форма общения за счёт наличия такого  мощного элемента управления как  обратная связь, позволяет обучающему  оперативно регулировать процесс  обучения в соответствии с ходом  усвоения материала. Здесь основным  инструментом, имеющимся в  распоряжении преподавателя,  выступает обучающий диалог, который  обеспечивает обратную связь путём  формулировки вопросов и анализа  ответов обучаемого. Если процесс  усвоения материала происходит  успешно, то нет необходимости тратить  время на рассмотрение известных  обучаемому положений, за счёт чего  достигается адаптивность в обучении.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2010
Борис Иванович Федоров
Если по единой системе оценивания в  каждой школе, на каждом учебном  занятии, за каждое учебное задание,  каждый ученик будет получать  однозначно объективную отметку и  однозначно объективный средний балл  за весь урок, за всю учебную тему и за  всю учебную дисциплину, то вопрос об  искоренении коррупции при  поступлении в ВУЗ может решаться  элементарно. Для этого достаточно  проведения конкурса аттестатов, в  которых будут фигурировать  объективные отметки (итоговые  средние баллы) по школьным предметам.  Только добившись объективности в  оценивании работы учащихся на  протяжении всего периода школьного  обучения, мы победим такую социальную  болезнь как коррупция.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2010
Борис Иванович Федоров
Логико-информационный подход к  современному школьному образованию,  имея отчасти сходные с другими  исследовательскими подходами задачи,  обладает в то же время такими  отличительными особенностями  системы организации  образовательного процесса, которые позволяют рассматривать его в  качестве одного из возможных  методологических оснований  разработки целостной  общепедагогической научной теории.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-11-2010
Борис Иванович Федоров
Какая цель преследуется при  выставлении школьной отметки? Ответ  вроде бы прост: установить степень  соответствие конкретного ответа  ученика эталону правильного ответа.  Но ведь это "соответствие" всякий раз  касается конкретного содержания  учебной дисциплины и потому не может  быть рассматриваемо как цель  оценивания итогов обучения вообще. Не  существует степени соответствия  абстрактного ответа какому-либо  абстрактному эталону правильности.  Поэтому само "соответствие" вряд ли  следует считать общей целью такого  вида сознательной деятельности,  каковой является процедура контроля  (оценивания) ответов или решений  учащихся. В противном случае  получается, что отметка ставится ради  самой же отметки. Рассмотрим  несколько тезисов, раскрывающих  перспективы использования логико-информационных технологий в системе  контроля итогов обучения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-11-2010
Борис Иванович Федоров
Контроль итогов обучения можно  представить как обучающую систему,  основными системообразующими  компонентами которой выступают:  учебные контрольные вопросы или  задания, формулируемые учителем;  ответы и решения самих учащихся;  технология оценивания степени  интеллектуального развития: (З-П-ИУ)  по содержанию изучаемой и  контролируемой учебной дисциплине.  При этом следует учитывать, что  характер освоения учебного материала  во многом определяется  использованием той или иной  прагматической функции языка:  коммуникативной, аргументативной и  проективной самого учебного  предмета. Рассмотрим каждый из  компонентов системы контроля в  отдельности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-11-2010
Борис Иванович Федоров
В реальной познавательной практике  прогнозирование связано с  процедурами выдвижения  предположений о будущих событиях на  базе, в большинстве случаев, заранее  известного истинного знания. Если  прогнозирование осуществляется на  базе описания, то мы имеем дело с  предвидением, если на базе  объяснения, то с научным прогнозом, а  если прогнозирование осуществлено из  ничего, то мы имеем дело с  пророчеством. Прогноз, как и  объяснение, является языковой формой  представления концептуального  знания и предполагает в свою очередь  реализацию процедур логического вывода.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-11-2010
Борис Иванович Федоров
Какая цель традиционно преследуется  при выставлении школьной отметки?  Школьная отметка, "как принято считать", выставляется за  результативность или качество  выполнения учебного задания, для  выявления уровня его  результативности. Если речь не идет  специально об оценивании характера  творческой оригинальности итогов  учебной работы, то в каждом  конкретном случае отметка  традиционно, выполняет функцию  количественной оценки или числового  показателя (балла) для степени  освоенности знаний, для уровня  достижения или приближения к  правильному решению или правильному  ответу ученика относительно эталона  правильного ответа. Таким образом, результаты контроля итогов обучения  или самостоятельной работы учащихся  должны, как правило, фиксироваться в  школьной отметке. Но какая именно  сторона ученического ответа характеризуется или выражается этой  "количественной оценкой" или  "степенью освоенности знаний" на  самом деле?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-11-2010
Борис Иванович Федоров, Е. Чернышева
Современное школьное образование  направлено преимущественно не на  выработку у учащихся навыков  самостоятельного мышления, а на  получение ими самой последней  "актуальной" информации о мире.  Подмена обучения, направленного на  развитие интеллекта учащихся,  обучением, являющимся в основе своей   лишь результатом их информирования,  приводит в большинстве случаев к  тому, что подросток выходит из стен  школы, усвоив лишь стандартный набор  определенных рецептов и формул,  украшенных фрагментами литературной  моды. Но вполне очевидно, что само по  себе информирование является лишь  одним из необходимых условий  достижения истинных целей школьного  образования, а вовсе не самой главной  его целью. Эти цели достигаются не  простой "передачей научных знаний",  но непрерывной и последовательной  реализацией важнейших  познавательных функций самого  научного знания в содержании  изучаемых школьных дисциплин.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-11-2010
Борис Иванович Федоров
Из сложившейся в современном  школьном образовании ситуации  следует, очевидным образом, искать  выход в первоочередном решении  вопросов общетеоретического и  методологического характера,  связанных с разработкой  общедоступной и общезначимой теории  развивающего обучения с позиций  самых разных подходов в образовании в  целом и к школьному образованию в  частности. Успеха можно достичь лишь  за счет дополнения арсенала  традиционных приемов и методов  обучения методологически  выверенными, теоретически  общезначимыми и практически  инвариантными к содержанию любых  школьных дисциплин средствами, в  основание которых будут положены, в  первую очередь, логико-информационные закономерности  использования языка и языковых  структур в учебном процессе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-11-2010
Борис Иванович Федоров
Научное познание осуществляется в  контексте исторического развития  общества и чтобы понять его природу и  особенности динамики необходимо  рассматривать его как социально-культурный процесс. Наука является  одной из сфер человеческой  деятельности, в которой происходят  выработка и теоретическая  систематизация знаний о  действительности. Вместе с тем наука  ориентируется и на человека, на  безграничное развитие его  интеллекта, творческих способностей,  культуры мышления. Наряду со знанием  об объектах действительности наука  формирует знания о методах, принципах  и приемах самой научной деятельности.  Потребность в развертывании и  систематизации знаний приводит к  формированию методологии как особой  отрасли научного исследования,  призванной направлять научный поиск.  Наука изучает не только окружающую  действительность, но и саму себя с  помощью комплекса дисциплин. В  настоящее время бурно развивается  методология и философия науки,  исследующие общие закономерности  научно-познавательной деятельности,  структуру и динамику научного знания,  его уровни и формы, его  социокультурную детерминацию,  средства и методы научных  исследований, способы обоснования и  механизмы развития.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-11-2010
Борис Иванович Федоров
  Выделение философии образования в  самостоятельный раздел философского  знания обусловлено повышением роли  образования в современном мире,  возрастающим количеством  образовательных систем, концепций,  идей, выражающих сложность и  многомерность мультикультурности  современного общества. Правомерность  философского осмысления школьного  образования связана с тем, что школьное образование нацелено,  прежде всего, на разработку приемов,  способов и средств, содействующих  становлению и развитию личности.  Соответственно в основе любых  педагогических систем, концепций и  идей имплицитно или эксплицитно  присутствуют философские принципы,  корреспондирующие с теми или иными  философскими течениями,  направлениями и школами.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-11-2010
Борис Иванович Федоров
Цели образования выполняют  системообразующую функцию в  педагогической деятельности. Именно  от выбора целей в наибольшей степени  зависит выбор содержания, методов и  средств обучения и воспитания.  Останавливаясь на тех или иных  методах обучения, мы фактически  отвечаем на вопрос "как учить?"; строя  содержание учебного плана, учебного  предмета или отдельного занятия, мы  отвечаем на вопрос "чему учить?".  Формулирование педагогических целей  отвечает на вопрос "для чего учить?";  какие задачи (профессиональные,  жизненные, предметные, этические,  эстетические) должен уметь решать  студент с помощью полученных знаний,  умений, навыков, убеждений, установок  и т. п.
ресурс содержит прикрепленный файл