Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 482

Опубликовано на портале: 02-11-2010
О.К. Михельсон Журнал современной зарубежной философии "Хора". 2008.  № 3. С. 51-60. 
Исследования мифологического сознания уходят своими корнями еще в античность, но интерес к этому вопросу достиг своего апогея в конце XIX и в XX веке, когда исследователи обратились в том числе и к изучению определенных свойств современного человека, позволяющих проводить параллели между его мышлением и мышлением, свойственным архаике. Данная статья в первую очередь посвящена анализу концепций Э. Кассирера, М. Элиаде, К.Г. Юнга и Дж. Кэмпбелла, чьи идеи представляются весьма продуктивными для интерпретации так называемых «современных мифов» и проявлений «мифологичности» в мышлении современного человека.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Н.И. Безлепкин Журнал современной зарубежной философии "Хора". 2008.  № 3. С. 41-50. 
В статье обсуждается одна из актуальных проблем, связанных с определением статуса государственного языка в многонациональном государстве. Автор выделяет государственно-политический, этнокультурный и социально-психологический аспекты данных дискуссий. В качестве способа позитивного разрешения языковых проблем рассматривается билингвизм.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Журнал современной зарубежной философии "Хора". 2008.  № 3. С. 31-40. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
О.А. Власова Журнал современной зарубежной философии "Хора". 2008.  № 3. С. 21-30. 
В статье осуществляется сравнительный анализ идей Л. Бинсвангера и М. Мерло-Понти. Основным сходством их идей автор называет так называемую позицию «между»: между Гуссерлем и Хайдеггером, между нормой и патологией. И Бинсвангера, и Мерло-Понти интересует дообъектная сфера, изначальный опыт человека. Исследуя его сущность, они вводят концепты дообъектного восприятия и экзистенциально-априорных структур, трансценденции и выражения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
А.В. Дьяков Журнал современной зарубежной философии "Хора". 2008.  № 3. С. 14-20. 
В статье предпринимается сравнительный анализ феноменологических концепций Жака Лакана и Мориса Мерло-Понти. Автор показывает, каким образом предложенная Мерло-Понти концепция интенциональности тела трансформируется в мысли Лакана.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Л.Ю. Соколова Журнал современной зарубежной философии "Хора". 2008.  № 3. С. 9-13. 
Статья предлагает критический анализ феноменологической концепции М. Мерло-Понти. Автор прослеживает поэтапное развитие экзистенциальной феноменологии Мерло-Понти, сопоставляя её с концепциями французских и германских феноменологов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
О.А. Власова Журнал современной зарубежной философии "Хора". 2008.  № 3. С. 4-8. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
В статье излагаются режимы и условия  учебного диалога объяснительного типа.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Особое значение проблематика  вопросно-ответных структур  приобретает в развитии научных  направлений XX-го века. Это связано,  прежде всего, с решением задач по  созданию систем искусственного  интеллекта, разработкой  искусственных языков и определением  их функций в познании, с анализом  сущности языкового механизма  коммуникации между людьми,  разработкой диалоговых систем типа  <человека - ЭВМ> и такого нового  направления в логико-лингвистическом  исследовании мыслительных процессов  и познавательных операций как  иллокутивная логика. Необходимость  решения этих и некоторых других  проблем определило задачи исследования логической структуры  вопроса, вопросно-ответных структур  диалога, выявления методологических  принципов построения и классификации  вопросов, семантических,  синтаксических и прагматических  характеристик вопросно-ответных  структур и самой эротетической  логики, а также раскрытия их логико-гносеологической природы как особой познавательной формы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Главным объектом теоретического  анализа в эротетической логике  являются различного рода вопросно-ответные структуры, поэтому проблема классификации вопросов приобретает  здесь особую важность. Со времени  появления в начале 20-го века первых  работ по эротетической логике  проблема классификации вопросов или  выявление типовых их групп остается  еще до конца нерешенной. В данной  статье предлагается вариант классификации вопросов, основанный на совокупном использовании  лингвистических, логических и  гносеологических средств в понимании существа обсуждаемой проблемы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Для чего мы задаем вопросы? Казалось  бы, ответ весьма прост - для того,  чтобы получать ответы. Но если ответы  нам нужны только ради самих ответов,  то вряд ли вопросы играли бы в нашей  жизни большое значение. Вопрос  оказывается необходимым средством  научного познания лишь в том случае,  когда он ставится для того, чтобы в  результате получения правильного  ответа на него познающий субъект мог  эффективно использовать полученное в  ответе новое, ранее не известное  знание в своей теоретической или  предметно-практической деятельности  для достижения поставленных целей.  Научные вопросы мы ставим для получения нового научного знания, а  само научное знание определяется как  преимущественно истинное знание, в  котором могут быть реализованы все  три главные познавательные его  функции: описательная,  объяснительная и предсказательная  (прогностическая). Поэтому еще одной  отличительной чертой научных  вопросов, помимо уже упомянутого  свойства продуктивности, является  возможность получать с их помощью в  качестве ответов научные описания,  объяснения и прогнозы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Полученная классификация научных  вопросов не только исчерпывает все их  возможные типы, но и, что весьма важно  в контексте трактовки вопроса как  средства научного познания и поиска  истины, преодолевает многие  недостатки всех исторически  предшествующих классификаций. Она  лишний раз свидетельствует о том, что  подход к решению проблемы  классификации вопросов должен быть  комплексным, учитывающим как чисто логические, так и гносеологические и  лингвистические особенности  использования этой формы языка в  качестве познавательного средства на  различных уровнях теоретической  деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Демонстрация образования темы и ремы - базовых элементов любого научного  вопроса - на основе указанных  структур научного знания  свидетельствует о том, что процесс  оптимизации их классификации мог бы  быть продолжен при условии уточнения  смысла так называемых открытых,  выборочно-альтернативных и  альтернативных вопросов.  Действительно, в какой бы из  указанных форм мы не формулировали  вопрос, мы ставим всегда одну и ту же  цель - обнаружить в ответе  позитивный вид ремы вопроса. В этом  отношении все вопросы даже разного  гносеологического типа оказываются  одинаковыми. Что вполне позволяет нам  сам способ информационного  ограничения перенести с вопросов на  ответы и классифицировать именно их  как ограниченный или неограниченный  способы представления запрашиваемой  информации в открытой форме, в форме  выборочно-альтернативной или в  альтернативной форме. Реализация  подобного предложения имела бы своим  следствием лишь одну, а именно  открытую форму научного вопроса соответствующего гносеологического  типа, которой бы сопоставлялись три  формы представления информации  ответов. Указанные замечания следует  рассматривать как повод для  дискуссии по проблемам эротетической  логики в целом.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-11-2010
Борис Иванович Федоров
Необходимо внести  уточнения в понимание вопроса при  различных способах его  формулирования. Будем считать вопрос  продуктивно сформулированным или  продуктивным тогда и только тогда,  когда информация самого вопроса  является необходимой и достаточной  для однозначного определения  направления и границ области поиска  релевантного ответа. В противном  случае будем считать вопрос  непродуктивным. Отсюда легко  заключить, что в продуктивном вопросе его рема и тема всегда должны быть  выражены явным образом.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-11-2010
Борис Иванович Федоров
Рассмотрим ряд содержательных  требований, которые предъявляются к  любым вопросно-ответным структурам и  должны учитываться при построении их  формальных аналогов, а также при  формализации самой эротетической  логики. К числу этих требований  относятся, прежде всего, самые  элементарные: требование ясности и  требование точности (определенности)  информации вопросов и ответов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-11-2010
Борис Иванович Федоров
Фактуальным или описательным типом  вопросов и ответов не исчерпывается  полностью проблематика вопросно-ответных отношений, поскольку наряду  с указанным типом в научном познании  существуют еще и объяснительные, а  также предсказательные, то есть  концептуальные вопросно-ответные  структуры, для которых фактуальные  высказывания являются необходимыми,  составляющими их атомарными  элементами. Вопросно-ответные  отношения описательного типа  базируются и формируются, как  отмечалось, на отдельных фактуальных  высказываниях. Вопрос здесь выступает в виде неполного  высказывания, а ответ в виде полного  (законченного) осмысленного  высказывания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-10-2010
Борис Иванович Федоров
Спб.: СПбАППО, 2010, 279 с.
Основания теоретических положений логико-информационного подхода лежат не в сфере опыта, а в сфере фундаментальных научных знаний, таких, например, как общая теория систем, теория информации, логические теории, теория познания и поэтому они не зависят от социокультурных изменений, происходящих в жизни общества. Положения логико-информационного подхода инвариантны к самому содержанию используемой информации, выражая лишь особенности форм её представления в процессе обучении. Логико-информационный подход вскрывает и объединяет собой такие закономерности процессов, которые являются изоморфными для различных по своему информационному содержанию классов явлений. Логико-информационный подход к современному школьному образованию, имея отчасти сходные с другими подходами задачи, обладает в то же время такими отличительными особенностями системы организации образовательного процесса, которые возводят его, по существу, в ранг общеметодологической логико-информационной теории обучения (ЛИТО).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-10-2010
Борис Иванович Федоров
Спб.: СПБГУПМ, 2003, 47-54 с.
Мониторинг качества образования является частью государственной программы в области образования, в которую должны быть вовлечены все объекты системы образования страны. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности образовательных программ, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса, является основой для принятия эффективных управленческих решений. Термин «мониторинг» пришел в педагогику из экологии и социологии. Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Например, мониторинг педагогический и психологический; мониторинг качества подготовки учащихся; мониторинг федеральный, региональный, локальный; мониторинг учебно-материальной базы школы; мониторинг качества подготовки педагогических кадров; мониторинг образовательного процесса; мониторинг качества образования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-10-2010
Борис Иванович Федоров Вестник Северо-Западного отделения РАО. 2005.  № 9. С. 49-51. 
Для развития науки необходимо позаботиться о повышении качества образования, важной составной частью которого станет его мониторинг. Вопрос о качестве образования напрямую зависит от того, какие именно сведения будут собираться при проведении его мониторинга и какие жесткие требования должны быть предъявлены к данным сведениям, а также к форме их предоставления. 
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-10-2010
Борис Иванович Федоров
Санкт-Петербург, 2010
В статье речь пойдет об использовании только научных вопросов и ответов, которые формируются на базе основных структур научного знания, определяющих реализацию его основных познавательных функций: описания, объяснения и прогноза.
ресурс содержит прикрепленный файл