Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 28

Опубликовано на портале: 20-05-2010
Ювал Нееман Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 70-90. 
Тезисы данного доклада представляют собой синтез трех направ­лении, разработкой которых автор занимался с 1977 г. в контексте изу­чения эволюции и роли случайного элемента в научных исследова­ниях. В третьем разделе изложен подход, предложенный автором совместно с А.Канторовичем в 1989 г. [13], к оценке вклада стохастических элементов в развитие науки. Седьмой раздел затрагивает вопросы, относя­щиеся к общей теории эволюции (еще не опубликованной).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-05-2010
Джон Сёрль Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 3-66. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-04-2010
Владимир Павлович Визгин, Александр Александрович Печенкин, Зинаида Александровна Сокулер, Алексей Владимирович Пименов
Москва: Catallaxy, 1997, 144 с.
Проблема научных традиций, на первый взгляд, не являет­ся одной из центральных проблем философии науки, таких как теоретическая нагруженность языка наблюдения, несоиз­меримость или научные революции. Может показаться, что они лежит на периферии философских подходов к науке и от­носится скорее к сфере конкретных историко-научных исследований. Однако в силу стечения ряда обстоятельств эта проблема оказалась в фокусе самых принципиальных дискуссий постпозитивистской философии науки. Тем самым она стала как бы зеркалом, в котором фактически отразилась вся исто­рия и эволюция постпозитивистской философии науки.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-04-2010
Зинаида Александровна Сокулер
Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999, 464 с.
Проблема научной рациональности рассматривается в книге в историческом аспекте. Авторский коллектив попы­тался осмыслить понятие рациональности теоретически и раскрыть способы построения рациональных моделей дейст­вительности на конкретном историко-научном и историко-философском материале. Для понимания этих моделей предлагается реконструк­ция исторического контекста, в котором они сформирова­лись в античности, средние века, в Новое и новейшее время, поскольку тип рациональности всегда включен в смысло­вую сетку человеческой деятельности и культурной тради­ции. Большое внимание уделено переломным периодам в развитии науки — научным революциям, в ходе которых происходит трансформация исторического типа рациональ­ности. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интере­сующихся философскими проблемами естествознания, взаи­мосвязи науки и культуры.  
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-03-2010
Андрей Алексеевич Воронин
2010
Спецкурс по философии техники предназначен для студентов гуманитарного профиля и аспирантов, сдающих экзамен по истории и философии науки. В технических ВУЗах спецкурс может быть почитан с расчетом на гуманитаризацию специального образования. Начальные условия – знакомство с курсом «Философия» или «Культурология».
В пособии ставится проблема преодоления жесткого противопоставления  культуры и техники. Технократизм и культуроцентризм – однобокие трактовки реальной проблемы единства и многообразия  форм человеческого творчества. В работе развивается взгляд на технику как на одну из коммуникативных стратегий, которая, составляя (наряду с наукой, искусством, хозяйством, государством и т.п.),  объем и содержание культуры, порождена фундаментальными свойствами человека – креативностью и коммуникацией. Исследование коммуникативной сущности техники позволяет по-новому взглянуть на традиционные проблемы философии техники – становление техники и генезис технического знания, технических инноваций, восприимчивости разных культур к технике, моральной вменяемости использующего технику человека.  
Ключевые слова: техника, культура, коммуникация.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-03-2010
Зинаида Александровна Сокулер
Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994, 169 с.
Людвиг Витгенштейн является одним из крупнейших философов XX в. Его идеи оказали огромное влияние на философию и культуру нашего столетия, они привлекают все более широкий круг исследователей как за рубежом, так и в нашей стране. Интерес вызывает не только учение, но и сама личность Витгенштейна. И в то же время идеи философа остаются в значительной степени непонятыми, или, что гораздо хуже, понятыми превратно. Существуют взаимоисключающие интерпретации и даже совершенно неадекватные истолкования его трудов. Некоторые из них распространены и в нашей философской литературе. Это представления о Витгенштейне как о позитивисте, сциентисте, ученом, интересовавшемся только логикой или анализом естественного языка, а не философией в собственном смысле слова. Все сложившиеся клише такого рода должны быть отброшены, если мы хотим приступить к изучению идей Витгенштейна.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-03-2010
Зинаида Александровна Сокулер
Москва: Институт философии, 1999, 127 - 163 с.
Путеводной нитью наших размышлений будет служить маленький текст Гуссерля, идейно и по времени примыкающий к “Кризису европейских наук” и опубликованный после его смерти под названием “Начало геометрии”. Здесь Гуссерль предпринимает попытку анализа того, как в развитии геометрии происходила утрата изначальных смыслов математических понятий. Нижеследующее является не столько анализом концепции Гуссерля, сколько попыткой вступить с ним в диалог, который уведет нас от текста Гуссерля к тенденциям современной философии и к формулированию гипотезы о том, где еще можно было бы искать истоки кризиса европейских наук, помимо истоков, исследуемых Гуссерлем в “Кризисе европейских наук”.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-03-2010
Зинаида Александровна Сокулер
Москва: Институт философии, 1998, 174-182 с.
Философия и методология науки являются признанной и престижной областью философских исследований, за которой стоит достаточно большая традиция. Философская рефлексия над методологическими основаниями гуманитарного знания более молода и не имеет за собой такой сложившейся традиции, как философия и методология физико-математического знания. Поэтому подчас первая демонстрирует некоторую наивность по сравнению с последней, и это указывает на настоятельную необходимость развивать методологию гуманитарного познания.

Большой вклад в эту методологию внес известный французский философ и культуролог Мишель Фуко. Вся его деятельность была направлена на показ того, что та реальность, в которой мы живем, включая людей со всем тем, что в них, как кажется, задано самой природой, вовсе не является само собой разумеющейся, очевидной, и существующей от природы и от века. Фуко принадлежат работы по истории тюрьмы, клиники, психиатрической лечебницы, а также отношения к сексу и регулирующих его норм. В этих работах он показывает, что данные учреждения и нормы, кажущиеся современному человеку извечными и совершенно естественными, формировались при определенных социальных отношениях и в определенных структурах распределения власти. А то, что они представляются извечными и естественными, влияет и на то, каким образом человек представляет самого себя как естественную данность. В центре внимания Фуко всегда лежали процессы, в которых человек конституирует себя как объект познания и одновременно как субъект этого познания.
ресурс содержит прикрепленный файл