Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 74

Опубликовано на портале: 03-02-2010
Борис Гурьевич Капустин Логос. 2007.  № 1. С. 103-137. 
Мою задачу я и вижу в том, чтобы, во-первых, выявить идеологические и методологические сходства в позициях российских авторов, пишущих о нациях и национализме, во-вторых, раскрыть то, как они отражаются содержательно. Во второй части заметок я позволю себе сделать отдельные содержательные выводы в отношении понятий нации и национализма, которые, на мой взгляд, напрашиваются из изложенной в первой части критики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-02-2010
Борис Гурьевич Капустин Логос. 2008.  № 6. С. 3-47. 
Цель данного эссе — способствовать прояснению предмета понятия «революция». Это возможно только в контексте полемики, в котором это понятие существует. Я попытаюсь обосновать изложенные в предварительных замечаниях тезисы, затрагивая следующие темы: «многозначность понятия революции», «революция и Современность (modernity)», «онтология непредсказуемости революций», «революция как политическое событие». Итогом работы, хотя скорее политическим, чем теоретическим, можно считать заключительную часть параграфа о «революции как событии».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-01-2010
Олег Вячеславович Рябов Неприкосновенный запас. 2009.  № 1.
«Медвежья паранойя» - так охарактеризовала освещение российско-грузинского конфликта в западных СМИ английская «The Independent»[1]. Действительно, «русский медведь» стал чрезвычайно востребованным персонажем в информационном дискурсе. В России «медвежья» метафора использовалась по преимуществу в ироническом смысле: чтобы показать стереотипность оценки кавказских событий зарубежными медиа. «Русский медведь» был воспринят в качестве затертого штампа, который является частью пропагандистской войны против России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-01-2010
Дмитрий Горин Неприкосновенный запас. 2009.  № 1.
Идеологическое мышление является продуктом секуляризации культуры в Новое время и призвано предложить адекватный культуре модерна способ снятия напряженности между социальной реальностью и идеалом. Сама возможность идеологического описания общества задается способностью идеологии размыкать социальную реальность и создавать внешний по отношению к этой реальности идеальный топос, откуда наблюдатель имеет возможность увидеть социальную целостность как бы со стороны.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-01-2010
Руслан Заурбекович Хестанов
Несмотря на кажущееся правдоподобие эрозии демократических практик, несмотря на рационалистическую критику и разоблачение интеллектуалами магии выборов, смею утверждать, что блеск ее еще долго не потускнеет, поскольку у демократии глубокие фольклорные корни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-01-2010
Руслан Заурбекович Хестанов Логос. 2006.  № 5. С. 118-130. 
Раскол элит на модернизационное (западническое) крыло и традиционалистское, характерный для Центральной и Восточной Европы в недавнем прошлом, уже не актуален. Модернизаторы еще недавно были настроены на воспроизводство в пределах своих национальных территорий зарубежных моделей успешного и устойчивого роста. Ныне же они решают совершенно другие задачи. На первый план выдвигается задача интеграции с развитыми капиталистическими центрами. Раньше этого импульса к интеграции практически не существовало. Нынешнее поколение модернизаторов в большей мере связывают будущее именно с рыночной интеграцией, интернационализацией финансов и с дальней торговлей. В таких условиях, характерный для прошлого раскол элит будет проходить не вдоль властной вертикали, но по горизонтали, то есть по разломам между социальными мирами, регионами, этносами. Революционная перестройка поэтому будет представлять иной тип угрозы, которая уже кое-где реализована — территориальное дробление, процесс «балканизации», подразумевающую возможность последующего переключения на имперские центры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-01-2010
Дмитрий Александрович Узланер
Швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875—1961) внес неоценимый вклад в развитие современного религиоведения, особенно в становление таких его дисциплин, как психология религии и сравнительное религиоведение. Однако далеко не все аспекты его творчества получили достойное освещение в исследовательской литературе. Один из таких аспектов — эволюция взглядов Юнга на христианство — рассматривается в данной статье. В ходе исследования мы попытаемся выявить внутреннюю логику этой эволюции, а также попробуем связать ее с некоторыми внешними факторами, оказавшими на нее, с нашей точки зрения, очень сильное воздействие. Одновременно в статье затрагивается еще одна проблема, не удостоившаяся пока должного рассмотрения в отечественной литературе: отношение Юнга к национал-социализму. В процессе исследования мы продемонстрируем, что обе заявленные темы находятся в гораздо более тесной связи, чем это можно предположить на первый взгляд.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-01-2010
Дмитрий Александрович Узланер Логос. 2007.  № 5. С. 236-255. 
Вряд ли сегодня кто-то, составляя список наиболее известных и влиятельных исследователей современной культуры, включит в него имя американского социолога Филиппа Риффа (1922-2006). «Забытый консервативный мыслитель» — так вполне справедливо назвал свою заметку, посвященную выходу после почти двадцати лет тишины сборника статей Риффа, один из обозревателей в 1991 году. Однако буквально в последние несколько лет ситуация начала меняться: похоже, что Рифф, правда, уже после своей смерти, снова начинает привлекать внимание.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-01-2010
Олег Васильевич Кильдюшов Логос. 2006.  № 2. С. 141-148. 
В соответствии с этим старый «русский вопрос», вновь ставший столь Перед данными размышлениями поставлена не просто двойная, но и методически двойственная задача: 1) проблематизировать использование топоса «национализм» в российских общественно-политических дебатах последнего времени, особенно на фоне ряда громких происшествий, ставших «событиями» для либеральной общественности (т.е. здесь не рассматриваются теоретические достижения «профессиональных националистов», «патриотов» и т. д.); 2) спровоцировать квалифицированную дискуссию, в ходе которой участники пытаются не «победить» оппонента посредством публицистических или риторических приемов типа обличения его морального облика, а скорее стремятся прояснить довольно запутанную семантическую ситуацию вокруг современного русского национализма с целью коррекции сложившейся дискурсивной практики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-01-2010
Олег Васильевич Кильдюшов Логос. 2007.  № 1.
Политический (националист) Вебер безнадежно уступает в популярности таким мощным конкурентам как его собственный тезис о протестантизме как этико-культурной родине капитализма, его знаменитая типология легитимного господства или не менее знаменитый постулат о свободе от ценностных суждений. Т. е. вряд ли можно говорить об активной рецепции или успешном освоении трудов Макса Вебера, посвященным политической и тем более национальной проблематике. А напрасно: ведь политические тексты Вебера, — включая публицистические интервенции в текущую политику, — несмотря на всю их жанровую гетерогенность, были написаны, по словам Марианны Вебер, «кровью из сердца страстного немца», для которого «величие его нации, особенность ее сущности и задачи представляли несомненную ценность каждый день его жизни».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-01-2010
Олег Васильевич Кильдюшов Логос. 2007.  № 5. С. 21-53. 
Тема не-интенциональных последствий интенционального действия, являющаяся важным элементом современной социальной теории, имеет свою собственную и долгую традицию в истории идей. Она привлекала внимание многих мыслителей задолго до того, как социология и социальная философия институционализировались в качестве отдельных дисциплин. Общим местом в историко-теоретическом развитии данного тематического комплекса является представление о том, что «смысл» индивидуальных действий в социальном контексте выходит за пределы индивидуальных интенций, а иногда может саботировать их.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-01-2010
Александр Львович Доброхотов
В высшей школе России формируется сейчас новая ветвь образования - политология. Другими словами – осуществляется попытка перейти от модели, по которой политическая практика существовала под прикрытием косвенно связанной с ней идеологической доктрины, к модели, по которой политическая наука реально обеспечивает технологиями деятельность политиков.

Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников Вопросы философии. 1994.  № 4. С. 87-93. 
В философском ландшафте современной Германии школа Йоахима Риттера (к которой принадлежат известные ученые Г.Люббе, О.Марквард, Р.Шпеман, Г.Рормозер) занимает весьма значительное место. Можно сказать, что она является единственной философской школой в подлинном смысле, с учителем во главе и преемственностью философской теории. Основанный Риттером в Мюнстере Collegium Philosophicum объединил совершенно различных философов и учёных, увидевших в риттеровской интерпретации современности плодотворную возможность нового осмысления задач философии и гуманитарных наук. Основополагающим для конституирования школы стал круг идей, введённых Риттером в философскую дискуссию послевоенной Германии, и ожесточённо титулованных критиками "неоаристотелизмом", "неоисторизмом", "неоконсерватизмом" и проч.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-12-2009
Андрей Тетёркин Топос. 2009.  № 1. С. 60-76. 

ресурс содержит прикрепленный файл