Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 75

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Томас Алкемейер Логос. 2009.  № 6. С. 194-213. 
Почему же за сорок лет так переменилось отношение к спорту? Главное — по-другому стало пониматься тело, телесные практики и формы их представления. Тела вновь высыпали на улицу, покинув узкие стены частной жизни, равно как и замкнутые пространства гимнастических залов и танцевальных клубов. Демонстрация тела — это новая игра больших городов, это канон новой сексуальности, породивший уже навязчивое обилие новых впечатлений. Откуда возникает эта неуемная забота о теле?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Умберто Эко Логос. 2009.  № 6. С. 188-193. 
Именно спорт окажется глубочайшим корнем противоречивостей человека как общественного животного. Здесь общественные взаимоотношения обнаружат нечто, не являющееся человеческим. Здесь станет ясна обманчивая природа классического гуманизма, основанного на греческой антрополалии, основанной, в свою очередь, не только на созерцании, понятии полиса и примате делания, но и на спорте — как предумышленной растрате, как ширме, скрывающей проблему, «болтовню», превращенную в раковую опухоль. Говоря коротко — эта мысль будет пояснена ниже, — спорт представляет собой максимальное искажение «фатической» речи и таким образом, в конце концов, отрицание всякой речи, а следовательно, начало дегуманизации человека или «гуманистическое» открытие идеи человека, обманчивой изначально.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Аллен Гуттман Логос. 2009.  № 6. С. 147-187. 
Мы рассмотрим семь отличительных признаков современного спорта. Уникальность современного спорта может быть сведена в привычной нам как современным людям таблице. Эти свойства — это не просто случайный набор, который мы выбрали по впечатлениям или применительно к случаю. Если мы рассмотрим их в обратном порядке, начиная с погони за рекордами, то увидим, насколько они все переплетены. Они не могут состояться друг без друга. Поэтому нам придется, руководствуясь условной телеологией, доказать, что если в современном спорте ставятся рекорды, то неизбежны и все остальные его свойства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Пьер Бурдье Логос. 2009.  № 6. С. 99-113. 
Думаю, что без большого насилия над реальностью весь спектр спортивной деятельности и развлечений, предлагаемых социальным агентам, — регби, футбол, плавание, легкая атлетика, теннис, гольф и т. д. — можно считать предложением, направленным на удовлетворение социального спроса. При принятии такой модели возникают два типа вопросов. Во-первых, существует ли область производства, имеющая свою собственную логику и историю, в которой создаются «спортивные продукты», то есть мир спортивной деятельности и развлечений, социально реализованных и принятых в данный момент времени? Во-вторых, каковы социальные условия возможности усвоения различных «спортивных продуктов», которые производятся таким образом — игра в гольф, чтение L’Equipe, лыжные гонки или просмотр Кубка мира по телевизору? Иными словами, как создается спрос на «спортивные продукты», как люди приобретают «вкус» к спорту и отдают предпочтение одному виду спорта перед другим, независимо от того, являются они участниками или зрителями?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Перри Андерсон
Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2007, cерия "Университетская библиотека Александра Погорельского", 288 с.
Задача книги — выявить политэкономические структуры Античности и проследить их конфликтную динамику от возникновения полисной общины через три имперские цикла (афинский, эллинистический, римский) через Темные века до начала Средневековья. Рассматриваются такие вопросы как характер политической власти в античности, факторы разделения римского наследия на западную и восточную ветви и причины социально-экономического динамизма феодального Запада.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2010
Раиса Иосифовна Розина Путь. Международный философский журнал. 2010.  № 3. С. 281-285. 
Внешне никак не связанная с современной ситуацией жизни бывшего СССР и России, книга канадского историка — специалиста по Германии, профессора Университета Торонто Мод- риса Экстайнса заставляет увидеть в хаосе этой жизни некоторую системность. Экстайнс еще раз задает вопрос, как случилось, что Европа пришла к катастрофе фашизма, но при этом оставляет фигуру Гитлера на втором плане.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2010
Борис Николаевич Тарасов Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 263-267. 
Издательская судьба сочинений выдающихся мыслителей до недавнего времени во многом зависела у нас от их соответствия духу господствовавшей системы. Подлинная философская мысль прошлого и настоящего нередко либо вовсе отторгалась, либо теряла свою полноту и целостность в произвольных усечениях и тенденциозных истолкованиях, искажаясь в дежурных стереотипах «прогрессистской» логики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2010
Евгений Рашковский Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 252-262. 
Конференция длилась с 30 сентября по 2 октября включительно. График ее был уплотненным: десятки докладов, официальные дискуссии, неформальные собеседования. Самые крупные делегации представляли ученых Тайваня, Швейцарии и Франции; делегации иных стран (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, СССР, Турция, Югославия) составляли от одного до пяти человек. Конференция носила междисциплинарный характер.  
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-05-2010
Александр Иосифович Неусыхин Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 328-372. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-05-2010
Александр Константинович Горский Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 241-327. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-05-2010
Октавио Пас Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 228-240. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-05-2010
Евгений Рашковский Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 142-173. 
Привыкши к черно-белому или, точнее, черно-красному поли­тическому мышлению, мы трактовали в прежние годы понятие рево­люции как нечто однозначно позитивное. Само это слово вызывало в людях прежних поколений некое чувство приподнятости и свя­щенного трепета. Ныне же, когда идеологические ориентиры рус­ского общества круто изменились, прежнее дуалистическое мышле­ние, конструктивно почти что не преобразовавшись, поменяло в себе не столько внутреннее содержание, не столько внутреннюю структу­ру, сколько знаковое оформление.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Мысль, 1990, 207 с.
Книга представляет читателю великого итальянского поэта Данте Алигьери (1265 — 1321) как глубокого и ориги­нального мыслителя. В ней рассматриваются основные ас­пекты его философии: концепция личности, философия любви, космология, психология, социально-политические взгляды. Особое внимание уделено духовной атмосфере зрелого средневековья.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Республика, 1992, 505 - 508 с.
Расслоение человека, утрата «естественной» простоты — любимая тема Гоф­мана. В этом издании собраны произведения великого романтика, которые показывают, на каких путях искал Гофман утраченную простоту человечности. Произведения, открывающие неведомую, «ночную» сторону души и бытия.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Изд-во Московского университета, 2008
Интерпретация творчества С.С. Аверинцева по сути еще не начиналась, и у этого есть свои причины, о которых – ниже. Начинать же надо, как мне кажется, с расстановки наиболее очевидных вех, с выяснения принципов которые присутствуют (как правило – латентно) в аверинцевских работах самых разных жанров.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Издательство ФАИР, 2009
Назначение предлагаемых ниже тезисов не столько в том, чтобы и в самом деле дать ответ на титульный  вопрос, сколько в очередной попытке защиты прав на существование схем большого временного охвата как нормального инструмента науки, который на своем месте может быть вполне полезен.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-03-2010
Зинаида Александровна Сокулер
Москва: Институт философии, 1998, 174-182 с.
Философия и методология науки являются признанной и престижной областью философских исследований, за которой стоит достаточно большая традиция. Философская рефлексия над методологическими основаниями гуманитарного знания более молода и не имеет за собой такой сложившейся традиции, как философия и методология физико-математического знания. Поэтому подчас первая демонстрирует некоторую наивность по сравнению с последней, и это указывает на настоятельную необходимость развивать методологию гуманитарного познания.

Большой вклад в эту методологию внес известный французский философ и культуролог Мишель Фуко. Вся его деятельность была направлена на показ того, что та реальность, в которой мы живем, включая людей со всем тем, что в них, как кажется, задано самой природой, вовсе не является само собой разумеющейся, очевидной, и существующей от природы и от века. Фуко принадлежат работы по истории тюрьмы, клиники, психиатрической лечебницы, а также отношения к сексу и регулирующих его норм. В этих работах он показывает, что данные учреждения и нормы, кажущиеся современному человеку извечными и совершенно естественными, формировались при определенных социальных отношениях и в определенных структурах распределения власти. А то, что они представляются извечными и естественными, влияет и на то, каким образом человек представляет самого себя как естественную данность. В центре внимания Фуко всегда лежали процессы, в которых человек конституирует себя как объект познания и одновременно как субъект этого познания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-03-2010
Зинаида Александровна Сокулер
Спб.: Университетская книга, 1997, 576 с.
Первой работой Мишеля Фуко, появившейся на русском языке, была книга “Слова и вещи” (1969, русский перевод 1977). Она завершалась загадочной фразой: быть может, когда сменятся диспозиции нашего современного мышления, “человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке”. Такая фраза не могла не привлечь к себе внимание. Книга “Слова и вещи” вызвала оживленную дисскусию. Надо, однако, учесть, что стоящая за этой фразой мысль принадлежит не только данной книге. Она является стержневой для всего творчества Фуко. Одним из подходов к ней стала предлагаемая вниманию читателя книга “История безумия в классическую эпоху”, вышедшая в 1961 г. В свете традиции, ведущей от Башляра через Кангийема к Фуко, предлагаемую читателю работу Фуко можно понять как четкое и обстоятельное описание исторического разрыва, отделяющего психиатрию, сформировавшуюся в XIX в., от предшествующих представлений и практик обращения с психически больными. И, однако же, резюмировать таким образом содержание данной книги значило бы упустить ее самое глубокое и сложное содержание. Ибо Фуко говорит не только о том, что в начале XIX в. происходит исторический разрыв в концептуализации психических заболеваний и обращении с психически больными. Нет, он высказывает гораздо более сильный тезис: до XIX в. не было безумия.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-03-2010
Альмира Рифовна Усманова
Вопрос о том, чем была и  во что превратилась сегодня «приватность» (как антитеза публичности), является слишком глобальным и не может быть решен в рамках одной отдельной статьи,  более того,   подобное исследование требовало бы и социологического анализа, и исторической реконструкции,  однако я попытаюсь соотнести и проблематизировать   контексты обсуждений этой проблемы, которые происходят, как правило, на разных  и   весьма удаленных друг от друга «площадках» -  я имею в виду социально-философские теории приватного и публичного, исследования советской культуры и, наконец, дискуссии о социальных эффектах развития дигитальных технологий и новых медиа.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-03-2010
Альмира Рифовна Усманова
Минск: ЕГУ Пресс, 2007, 105-139 с.
Центральной проблемой данного текста является та эпистемологическая конструкция, те способы интерпретации,  тот концептуальный язык, которые применяются сегодня  для анализа процессов, происходивших в Восточной Европе в последние пятнадцать лет – в соответствии с которыми  оформляется, легитимируется  и воспроизводится различие между «мы» и «они» (в данном случае, между Восточной и Западной Европой,  а также между теми, кто уже стал членом Евросоюза и теми, кто не сможет на это претендовать и в будущем). Понятие «границы» в этой связи приобретает особое значение, причем, с одной стороны, речь пойдет о вполне осязаемых, материальных границах, пришедших на смену непроницаемому «железному занавесу», а с другой – о дискурсивных границах, невидимость которых обусловлена тем, что чаще всего они не осознаются, от чего их эффективность только возрастает (их действие можно сравнить с пресловутым «стеклянным потолком»). Те ограничения и последствия, которые налагаются дискурсами, наиболее рельефно проявляются в «политиках имени» - в тех способах, которыми обозначаются территории и процессы, на этих территориях протекающие.
ресурс содержит прикрепленный файл