Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 29

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 04-03-2013
Констанс Блэквэл Диалог со временем. 2011.  № 35. С. 19-37. 
Автор исследует традиции аристотелианской философии Возрождения и раннего Нового времени. В статье показано, как у философов данного периода используется идея методического сомнения, а также ее влияние на формирование одной из основных посылок философии Декарта.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-12-2010
Борис Иванович Липский
Отказ от классической парадигмы новоевропейского рационализма выдвигает на авансцену философской рефлексии проблему, которая прежде всегда находилась на периферии внимания. Это проблема коммуникации. Почему это происходит?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-12-2010
Борис Иванович Липский Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6. 1999.  Т. 1. № 6. С. 3-6. 
На протяжении практически всей истории науки ее ценность связывалась с утверждением единства и преемственности научного метода, который гарантировал бы познание вещей, как они существуют «на самом деле», безотносительно к нашим стремлениям и ожиданиям. К середине XX в. нарастающее разочарование в постепенно-прогрессивной (кумулятивной) концепции роста научного знания порождает проблему экспликации онтологических основ новоевропейского идеала рациональности и современных неклассических моделей, разработка которых в значительной мере оказывается связанной со стремлением к преодолению так называемого «методологического принуждения» классической науки.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-10-2010
Александр Григорьевич Погоняйло
Ритм как «правильно (равномерно) повторяющееся чередование каких-либо, сменяющих друг друга элементов», или, добавим, действий, событий, ритм как соразмерность, составляет основу всякой артикуляции, а значит, и любой «логии», науки о чём бы то ни было, от физиологии и биологии до сейсмологии и семиологии, стало быть, также и аритмологии, собственно, науки о числе, αριθμος, которую пифагорейско-платоновская традиция отождествила с онтологией, с фундаментальным счётом (логос, рацио) сущего. Ставшая нашей второй натурой привычка делить науки на «неточные» гуманитарные «науки о духе» и «точные» физико-математические делает почти недоступным для нас смысл этого «счёта», но это означает, в частности, что и смысл новоевропейских версий mathesis universalis, к примеру, лейбницевой, остаётся для нас во многом сокрытым, как и причины самого новоевропейского развода наук.  Нижеследующее будет попыткой «взятия в скобки», или редукции, упомянутой антитезы гуманитарного знания о «человеческих» вещах и знания физико-математического о вещах природных.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-10-2010
Александр Григорьевич Погоняйло
Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002, cерия "Мыслители", 12, 95-101 с.
Мы будем говорить о метафизике Просвещения; интересует нас в первую очередь то, что «после» физики, так сказать, «первая философия» эпохи, т.е. определенное понимание бытия, свойственное всем просветителям и неизвестное им самим. Она-то, эта общность понимания, и сделала эпоху «эпохой», придала ей пределенность, которая заметна лишь постфактум, в историко-философской перспективе. Сама эта перспектива — продукт понимания того, что говорили просветители, а не какое-то немыслимое «внешнее» историко-философское знание, какая-то философия истории, якобы выясняющая ее законы и пр.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-10-2010
Александр Григорьевич Погоняйло
Спб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998, 164 с.
Анализируя творчество Сервантеса, Декарта, Веласкеса и Вико, автор показывает, что игровой элемент механицизма сделал новоевропейское мышление «представляющим» и превратил мир в «картину» не без влияния христианских корней новоевропейской цивилизации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-07-2010
В.Г. Долина Журнал современной зарубежной философии "Хора". 2007.  № 1-2. С. 69-77. 
В статье показана роль школы «морального чувства» в пересмотре классического образа морального закона: смена его концепции традиционно связывается с именем Канта, хотя еще британские моралисты подчеркивали нравственную ценность самих добродетелей безотносительно к их результату как цели. Не умаляя роль Канта, следует признать, что во многом именно британская школа «морального чувства» выступила своеобразной предтечей этической теории Канта. Однако в философии Канта все вышеуказанные проблемы были сформулированы в жесткой и категорической форме. Он обнажил эти вопросы, благодаря чему они оказались в центре внимания и во многом определили дальнейшее развитие нравственной философии, в то время как в британской философии «морального чувства» они оказались не столь ярко выраженными, что послужило очевидным препятствием для ее признания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Мысль, 1990, 207 с.
Книга представляет читателю великого итальянского поэта Данте Алигьери (1265 — 1321) как глубокого и ориги­нального мыслителя. В ней рассматриваются основные ас­пекты его философии: концепция личности, философия любви, космология, психология, социально-политические взгляды. Особое внимание уделено духовной атмосфере зрелого средневековья.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Республика, 1992, 505 - 508 с.
Расслоение человека, утрата «естественной» простоты — любимая тема Гоф­мана. В этом издании собраны произведения великого романтика, которые показывают, на каких путях искал Гофман утраченную простоту человечности. Произведения, открывающие неведомую, «ночную» сторону души и бытия.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-03-2010
В данной антологии представлены работы или отрывки из работ выдающихся философов, где осуществляется разбработка проблем материальной, или субстанциальной, философии истории.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-03-2010
Владимир Калиниченко
Москва: Изд-во РГГУ, 1998, 51 – 69 с.
Мифологическое пространство трансцендентальных представле ний, разработанное в послекантовском немецком идеализме, предопре делило особые «приключения» этого мифологизированного трансцен дентального Субъекта, особый словарь и многие сюжеты современной мысли. Мы постоянно встречаем своего рода мифологические прово кации этого языка в форме таких выражений, как «первичный опыт со знания» или там, где, скажем, В. Бибихин пишет, что «нужно реши тельно поставить на место сознание» или там, где «акт сознания» по нимается не в смысле членения (по типу «акт драмы»), но как деятель ность сознания. Ниже мы рассмотрим эпизоды метаморфоз трансцен дентального словаря, обозначая лишь некоторые точки на карте при ключений «трансцендентальной субъективности».

Опубликовано на портале: 01-03-2010
Вадим Валерьевич Васильев
Москва: Канон+, 2010, 520 с.
XVIII век был временем величественных философских систем. Главные силы европейских мыслителей были брошены на изучение человеческой природы и сознания. Достигнутые ими результаты сохраняют свою актуальность и в наши дни. В книге доктора философских наук В. В. Васильева детально рассматрива¬ются учения основных представителей философской психологии XVIII века. На материале сотен оригинальных источников выявляются основные тенденции эво¬люции «философии сознания» эпохи Просвещения и показывается ее современ¬ное значение.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-02-2010
Борис Гурьевич Капустин
Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2010, cерия "Университетская библиотека Александра Погорельского", 424 с.
В книге собраны статьи по актуальным вопросам политической теории, которые находятся в центре дискуссий отечественных и зарубежных философов и обществоведов. Автор книги предпринимает попытку переосмысления таких категорий политической философии, как гражданское общество, цивилизация, политическое насилие, революция, национализм. В историко-философских статьях сборника исследуются генезис и пути развития основных идейных течений современности, прежде всего — либерализма. Особое место занимает цикл эссе, посвященных теоретическим проблемам морали и моральному измерению политической жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Избранное [книги]
Опубликовано на портале: 26-02-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2008, 472 с.
Доброхотов Александр Львович (род. в 1950 г.) — доктор филос. наук, профессор, зав. кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ. Область научных исследований — история метафизики; философия культуры. Основные публикации: «Учение досократиков о бытии» (М., 1980), «Категория бытия в классической западноевропейской философии» (М., 1986), «Данте» (М., 1990).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-02-2010
Борис Гурьевич Капустин Логос. 2005.  № 3. С. 74-123. 
Отношение между либерализмом и Просвещением представляется не только исторически изменчивым — его динамика в большой мере обусловливает трансформацию самих понятий «либерализм» и «Просвещение». Под «трансформацией» я имею в виду не изменение субъективных точек зрения исследователей на окончательно устоявшиеся факты истории, а продолжающуюся в нашей сегодняшней практике жизнь неких событий, начавшихся в прошлом. Именно продолжение их жизни нами, в наших конфликтах, победах и поражениях, трансформирует их реальное значение, и объяснение такой трансформации приходится искать в логике исторической практики, а не на уровне случайностей «точек зрения», произвольно переписывающих историю.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-02-2010
Борис Гурьевич Капустин Логос. 2008.  № 5. С. 122-143. 
Развернувшаяся в отечественных философских кругах дискуссия об эссе Канта «О мнимом праве лгать из человеколюбия» представляется мне чрезвычайно полезной. Помимо интереса с точки зрения собственно кантоведения она примечательна острой постановкой ключевых вопросов теоретической этики, а также тех проблем ее взаимодействия с социально-политическим знанием, которые по сути определяют развитие таких перспективных направлений этической мысли, как «общественная мораль» и «прикладная этика».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-01-2010
Александр Львович Доброхотов
Издательство Московского университета, 1986, 245 с.
В монографии исследуется история одного из главных философских понятий – категории бытия – в период от Сократа и Платона до Гегеля и Шеллинга. На материале классической западноевропейской философии выясняются основные закономерности становления категории, типология различных концепций бытия, характерные особенности онтологии сменяющих друг друга культурных эпох.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников Вопросы философии. 1994.  № 12. С. 178–184. 
"Мы, немцы, - гегельянцы, даже если бы никогда не было никакого Гегеля". Эта фраза из "Весёлой науки" Ницше афористически выражает парадоксальный факт постоянного присутствия Гегеля во всей последующей истории немецкой философии. Для Хайдеггера она значила нечто иное, а именно, то, что европейская метафизика с самых её истоков является скрытым гегельянством и достигает в системе спекулятивного идеализма лишь своего завершения, раскрывая изначальную претензию мыслить тотальность сущего в форме представления абсолютного субъекта. После Гегеля философия действительно кончается, уступая место планетарной технике, подчиняющей сущее своему неограниченному господству.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников
Вехи жизненного пути отнюдь не являются лишь фактами внешней биографии Гегеля. Опыт осмысления различных жизненных установок способствовал открытости философа для корректирования собственных взглядов, в соответствии с развитием искусства, религии и политики. По меньшей мере три существенных переворота в мировоззрении заставляли его радикально изменять основоположения своей философии. Поэтому совокупность его произведений предстаёт скорее в виде серии удачных и неудачных попыток выразить в форме философской системы принципы исторической динамики жизни. Восстановление буквы текста как средства против многообразных интерпретаций духа произведения стало возможным лишь в результате длительной истории издания и формирования издательских концепций. Прежде чем возникло современное историко-критическое "собрание сочинений" Гегеля издание прошло две основные стадии: посмертного собрания сочинений и различных попыток критического издания текстов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-01-2010
Знатокам истории психологии хорошо известен занятный парадокс: психология считается молодой наукой, хотя интерес к исследованию психики возник вместе с философией тысячи лет назад. Вслед за Г. Эббингхаузом психологи часто повторяют, что у их науки большое прошлое, но короткая история. За точку отсчета часто принимается создание первой психологической лаборатории В. Вундтом в 1879 году. В данной статье я попытаюсь показать ошибочность этой точки зрения. Само ее возникновение связано с неявным отождествлением научной и экспериментальной психологии.
ресурс содержит прикрепленный файл