Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 51

Опубликовано на портале: 29-06-2010
Евгений Рашковский Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 194-203. 
Конференция на тему «Русская религиозная мысль» происходила 4-6 июня 1993 г. в Мэдисоне, штат Висконсин. Конференция финансировалась Федеральным бюро поощрения гуманитарных знаний (National Endowment for Humanities) и Kemper К. Knapp Bequest'oм (Висконсинский университет); спонсором конференции выступил Висконсинский университет, а ее научными координаторами —историки русской литературы, философии и общественной мысли Ричард Густафсон (Gustafson, Барнард Колледж при Колумбийском университете) и Джудит Дойч Корнблатт (Kornblatt, Факультет славянских языков Висконсинского университета). В конференции участвовали прежде всего ученые из различных университетов и исследовательских центров США, ученые из русского Зарубежья, двое ученых из России (С.Г. Семенова и пишущий эти строки).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2010
Николай Семёнович Лесков Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 183-193. 
Жаль наших православных...» Эти слова Лесков приберег к финалу помещенной ниже статьи, дезавуируя главную свою мишень —Константина Петровича Победоносцева, всесильного обер-прокурора святейшего Синода, уже больше года занимавшего этот пост к ноябрю 1881 г., когда лесковская статья увидела свет. Впрочем, вряд ли среди читателей «Нового времени» — популярной газеты А.С.Суворина, напечатавшей «Безбожные школы...», — в самом деле нашлись недогадливые, нуждавшиеся в разъяснениях, кому, собственно, адресованы упреки автора. Лесков и не разъяснял, но после серии глухих намеков наносил открытый и самый, может быть, чувствительный удар в финале — излюбленный его полемический прием. «Одна газета недавно указала, что «наши раскольники контрабандою молятся». Нам тоже очень жаль «наших раскольников», людей религиозных и трудолюбивых; но еще более жаль наших православных, которые тоже только контрабандою учатся Закону Божию и иначе учиться ему не могут...»
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2010
Сергей Александрович Волков Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 160-182. 
Флоренский никогда не принадлежал никакой партии и, по-видимому, не интересовался политикой и не любил ее. Попросту говоря, он был человеком консервативного склада мысли, видя в противоположном направлении элементы Хаоса, которым считал себя обязанным противостоять во имя Логоса. В 1923 году известный «обновленец» протоиерей А.И. Введенский писал, что «перед самой революцией о. Флоренский поместил на страницах одной из правых московских газет статью, где требовал догматического признания органической связи православия и самодержавия... Полное слияние божеского и человеческого, низведение небесного царя на землю и возведение земного царя на небесный трон. Такого апофеоза не знала, не смела знать Византия. Требование о. Флоренского прозвучало уже тогда, когда даже нечуткое ухо определенно слышало подземные раскаты приближающейся революции».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Дарья Андреевна Лунгина Логос. 2009.  № 4-5. С. 43-53. 
В 1880-1890-е годы собеседниками Толстого были аскеты, пророки и апостолы. Его дневники и публицистика тех лет свидетельствуют о такой новизне в понимании христианства, которая надолго захватит мир и введет его в XX век. И здесь Керкегор стоит для нас сегодня рядом с Толстым. Но они шли к своей общей цели — нахождение возможности для современного человека исполнения заповедей Евангелия — настолько разными путями, что начинает казаться: они не просто по-разному оценивали, но и по-разному видели современность.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2010
Николай Онуфриевич Лосский Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 273-278. 
Признавая определенные недостатки методологических позиций Лосского как историка философии, надо иметь в виду, что, с одной стороны, задача книги состояла в том, чтобы «изложить и подвергнуть критике христианское миропонимание современных русских философов», а с другой — показать и доказать существование русской национальной чисто философской традиции.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2010
Петр Борисович Шалимов Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 268-272. 
В последнее время нередки републикации работ представителей русского философского зарубежья. К сожалению, качество большинства этих переизданий несоразмерно их количеству, о чем уже говорилось как в отечественных, так и в зарубежных рецензиях. Не является исключением и книга Н. О. Лосского «История русской философии», история издания которой отражает и день нынешний, и день минувший.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2010
В.В. Налимов, Георгий Гориневский Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 217-231. 
Человек делает не то, раздражается, сердится по пустякам, ворчит и бесится в семье и на работе, но он живет внутренно совсем другой жизнью, и там в своих помыслах и чувствах он благороден, спокоен, милосерден и бескорыстен! В быту у него сплошные срывы, однако сознание и чувствования переросли этот быт и его самого в быту. Наследственность, воспитание, избалованность богатством и благосостоянием в раннем детстве, природные кармические черты воплотившейся монады еще не перестроены на новый лад, на новый путь, намеченный сознанием...
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2010
В.В. Налимов Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 194-216. 
В России развитие мистического анархизма или, как еще иногда говорили, мистического акратизма, связано прежде всего с именем профессора Аполлона Андреевича Карелина (1863-1926) [1], [2]. В 1917 г. он вернулся в Россию после многолетней вынужденной эмиграции (в Париже). Известный американский историк анархизма Аврич [3] называет Карелина советским анархистом, поскольку он в течение ряда лет возглавлял небольшую группу анархистов ВЦИКа. Это была «группа наблюдателей» в верховном органе власти. Задачей группы была гуманизация всего происходящего, борьба против смертной казни и террора вообще.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-06-2010
Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 263-311. 
Дружба Семена Людвиговича Франка (1877-1950) и Петра Бернгардовича Струве (1870-1944) — свидетельство прекрасных человече­ских качеств, отличавших многих деятелей русского религиозно-философского возрождения начала XXека. Написанная С.Л. Франком «Биография П.Б Струве» - не просто дань памяти друга, а полноценные мемуары философа, подводящего итоги своей жизни. Сорокашестилетнее общественное, философское и духовное сотрудничество Франка и Струве, созвучность и соотнесенность их поисков, а иной раз и глубокое расхождение все это до сих пор остается неисчер­панной темой научного исследования и предметом осмысления.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-06-2010
Путь. Международный философский журнал. 1992.  С. 322-334. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-06-2010
В.В. Налимов Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 242-231. 
Публикуемый ниже материал представляет собой фрагмент книги воспоми­наний, над которой работает известный ученый и философ Василий Васильевич Налимов, со­здатель «вероятностной» модели сознания, автор книг «Вероятностная модель языка» (М., 1979), «Спонтанность сознания» (М., 1989) и других работ.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-06-2010
Анатолий Яковлев Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1. С. 3-8. 
Когда действительность, социальная и повседневная, не остав­ляет человеку никакой надежды на обретение опоры, когда вещи, люди и символы теряют определенность, становятся зыбкими и как бы неподлинными, - именно тогда мышление обращается к иным мерам, а время обретает иной масштаб: теперь значимы нe дни и недели, не месяцы и годы, и даже не десятилетия; человеческое я стремится найти прибежище, избавляясь от погруженности в дей­ствительность, мысля более универсальными категориями. Это не означает, что путь всегда определен обстоятельствами. История да­ет примеры — пусть не столь многочисленные — полностью само­стоятельного движения к иному видению времени и человеческого я.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Русскiй мiръ, 2007
Для того, чтобы представить место Алексея Федоровича Лосева в философской традиции русского символизма, стоит обозначить основные этапы эволюции идеи символа: личность как персонифицированный символ у Достоевского; символ как явленное всеединство у Соловьева; учение Вяч. Иванова о творческой силе восхождения и нисхождения символа; осознание разрушительной силы символа у Андрея Белого;  натурфилософская магия символа у Флоренского.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Альфа-М, 2009, 800 с.
Со времен Вл. Соловьева и Ницше культура перестает восприниматься европейской мыслью как заповедник мирного сосуществования разных точек зрения и жизненных укладов. Постепенно, к началау XX века, приходит неформальное осознание того довольно тривиального обстоятельства, что признание ценности влечет за собой ответственность за нее, а значит – борьбу и, в крайнем случае, войну. Как водится, маятник интеллектуальных настроений качнулся к другому экстремуму: в моду вошло опьянение романтикой войны и силы. Для русской мысли, которая в этот период осваивала относительно новый для себя формат – философию – эта тема становится крайне востребованной в период вступления в Мировую войну. Опыт решения антиномии войны и мира в этих условиях представляется весьма поучительным и не утратившим актуальности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Феноменология-Герменевтика, 2009
Знаменитая в свое время полемика Вл.С. Соловьева с Б.Н. Чичериным о соотношении права и нравственности на первый взгляд  не принадлежит к тем великим спорам, которые, единожды возникнув, проходят через всю историю философии. Да и сейчас эта тема представляется скорее заархивированной, чем активизированной. Однако, наблюдаемое в последние десятилетия «сгущение» философского дискурса вокруг проблемы глубинной сущности права побуждает еще раз взглянуть на этот поединок и попытаться понять, почему в русской философско-правовой мысли  прояснение связи права и нравственности стало на какое-то время задачей, решаемой интенсивно и темпераментно.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-03-2010
Виктория Лысенко Логос. 2009.  № 3. С. 122-134. 
В России Щербатского по праву считают пионером сравнительной философии (во Франции эта роль отводится Полю Массону-Урселю). Главным вкладом Щербатского в развитие европейской буддологии было выдвижение на первый план в изучении буддизма его философии, и прежде всего — эпистемологии и логики. Он видел свою задачу не просто в исследовании и введении в научный оборот буддийских философских текстов, но и в том, чтобы привлечь к буддийской мысли внимание профессиональных западных философов и, по его собственным словам, «сделать имена Дигнаги и Дхармакирти настолько же нам близкими и дорогими, насколько близки и дороги нам имена Платона и Аристотеля, или Канта и Шопенгауэра». Среди «близких и дорогих» имен западных философов, с которыми он сравнивал буддийских мыслителей, было и имя Анри Бергсона.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-03-2010
Александр Львович Доброхотов Логос. 2009.  № 3. С. 115-121. 
Знаменательный для русской философии 1922 год был также важной вехой в творчестве Л. П. Карсавина. В свет выходит его первая большая книга «Noctes Petropolitanae», а петроградский журнал «Мысль» публикует работы чрезвычайно концентрированного содержания «О свободе» и «О добре и зле». Ниже будут рассмотрены те аспекты статьи «О свободе», которые позволяют сравнить идеи Карсавина с темпоральными интуициями Бергсона.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-03-2010
Владимир Калиниченко
Москва: Прогресс-Культура, 1994
Разговор между М. Рыклиным и В. Подорогой случился, и уже нельзя делать вид, что ничего не было. Собственно, это пер­вый существенный разговор о Мерабе Мамардашвили, и кто зна­ет, закончится ли он когда... Я хотел бы здесь сделать пространную реплику по поводу этого «одного философского опыта», где авторы, имея в виду опыт Мамардашвили, явили, очевидно, и опыт собственный. Мне представляется существенным то, что наговорили М. Рыклин и В. Подорога. Существенным и поверхностным, — однако, не в уничижительном смысле, а в том, что касается их непосредст­венного интереса, аккомодации их взгляда, полностью захвачен­ного поверхностью, периферийной стороной того события, имя которому Мераб Мамардашвили. Опыт наших авторов я и назы­ваю попыткой «децентрализации» Мераба Мамардашвили, имея в виду, конечно же, известных французов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-03-2010
Владимир Калиниченко Логос. 1994.  № 6.
Встреча с Мамардашвили это неоценимый дар и уникальное жизненное событие. Но дар еще не привилегия в понимании. Событие встречи лишь означает: мы уже вменяемы относительно его присутствия и теперь всегда-уже-после него, если это действительно встреча с Философом Мерабом Мамардашвили. Именно эта встреча держит меня в особом переживании образа, который постоянно становится в центре моего понимания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-03-2010
Николай Сергеевич Плотников
Москва: Три квадрата, 2002, 11-24 с.
К числу наиболее распространенных фигур толкования истории русской философии относится ее характеристика в качестве «конкретной философии». Этой формулой пользуются практически все историки русской философии в ХХ веке. Каковы в этих случаях мотивы использования данного термина?
ресурс содержит прикрепленный файл