Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 51

Опубликовано на портале: 01-03-2010
Николай Сергеевич Плотников
Москва: Языки славянской культуры, 2006, 171–186 с.
Вопрос о мотивах рецепции идея В. Дильтея Г.Г. Шпетом имеет, помимо исторического аспекта, проясняющего пути интеллектуальной биографии русского мыслителя, еще и важный теоретический аспект. Ибо, основная тема, в рамках которой у Шпета возникает интерес к Дильтею, состоит в определении самостоятельного логического и методологического фундамента гуманитарных наук. В этом смысле обращение к Дильтею позволяет уточнить существенные моменты философской концепции самого Шпета. Кроме того важность изучения «рецепции» обосновывается еще и тем, что свои собственные представления Шпет, как правило, развивает в форме так называемой «имманентной критики», т.е. в форме выявления непоследовательностей и противоречий анализируемых им авторов, лишь мимоходом противопоставляя такому анализу свою позицию. Поэтому реконструкция его позиции возможна в значительной степени лишь путем исследования предпосылок, с которых осуществляется критика, а также существа тех аргументов, которые им выдвигаются.
ресурс содержит прикрепленный файл

Избранное [книги]
Опубликовано на портале: 26-02-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2008, 472 с.
Доброхотов Александр Львович (род. в 1950 г.) — доктор филос. наук, профессор, зав. кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ. Область научных исследований — история метафизики; философия культуры. Основные публикации: «Учение досократиков о бытии» (М., 1980), «Категория бытия в классической западноевропейской философии» (М., 1986), «Данте» (М., 1990).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-02-2010
Алексей Песков Отечественные записки. 2004.  № 5.
Катастрофа 1917 года принудила Бердяева перекодировать наряду с собственной историософской парадигмой всю схему русской историософии — в соответствии с изменившимися историческими перспективами: «новым словом» России оказался коммунизм[48]. Поэтому в своей послереволюционной историософии Бердяев предельно расширил диапазон русской религиозности: антагонист христианства — советский коммунизм — оказался субстанциально однороден православной вере русского народа — основой его Бердяев определил все ту же мессианскую идею. Без этой идеи рушилось бы все здание русской историософии как явления русской культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-02-2010
Николай Сергеевич Плотников
Москва, 2002, 11-24 с.
К числу наиболее распространенных фигур толкования истории русской философии относится ее характеристика в качестве «конкретной философии». Этой формулой пользуются практически все историки русской философии в ХХ веке. Каковы в этих случаях мотивы использования данного термина?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-02-2010
Сергей Петрович Поцелуев
Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного университета, 2001, 80 с.
При всей разности общественных ситуаций начала века XX и наступив¬шего нового столетия, в них есть нечто общее, относящееся к парадоксальному драматизму любого переломного времени. В такие эпохи особенно остро встаёт старый, проклятый воп¬рос политических теорий: как возможна — в принципе — мо¬раль в политике? Интерес Лукача к России, в особенности к русской литера¬туре и русскому терроризму, также был вызван в первую оче¬редь его озабоченностью моральными аспектами политики. В русском культурном опыте венгерский интеллектуал пытался найти ответ на один из труднейших вопросов европейской поли¬тической философии: как возможно неабсурдное соотношение христианской морали и реальной политики? Имеется ли шанс у христианской этики сколько-нибудь заметно очеловечить поли¬тический «зверинец»? Или это следует признать несбывшейся мечтой старого философского идеализма? Ответы на эти вопро¬сы юный Лукач искал, обращаясь к опыту русской культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-01-2010
Руслан Заурбекович Хестанов Логос. 1999.  № 4. С. 35-47. 
В данной статье будет предпринята попытка рассмотреть некоторые общие риторические модели, на основе которых русское националистическое, почвенническое направление XIX века разворачивало свои интерпретативные практики. При этом будет показано, что инструментами убеждения могли служить не только концептуальные и метафорические составляющие их языка, но и определенным образом организованная композиция текста — повествовательная структура. Дабы выявить вариативные риторические возможности почвенников, мы выбрали один объект их интерпретативных упражнений — А. И. Герцена. Oн будет играть своего рода роль черной дыры, о контурах которой можно только догадываться судя по расположению гравитационных полей вокруг так называемого “горизонта события”.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-01-2010
Руслан Заурбекович Хестанов Логос. 1999.  № 2. С. 111-121. 
Существует определенная тенденция противопоставления двух фундаментальных для европейской культуры желаний: романтического желания свободы и просвещенческого желания принадлежности. Нередко оба желания рассматривались как деструктивные друг для друга. Вместе с тем, не прекращались попытки найти некоторое рефлективное равновесие между этими желаниями на дискурсивном уроне. Эти попытки показали, что вряд ли можно вести речь о возможности установления окончательного баланса между двумя желаниями. Всякий компромисс между ними на дискурсивном уровне представлял собой достаточно ограниченную модель, возникшую в ответ на определенный исторический контекст. Дискурсивный компромисс между этими желаниями непрерывно пересматривался в зависимости от исторических требований момента, что ставило под вопрос осуществимость теоретического поиска смысла свободы и смысла принадлежности. По всей видимости, за ними следует сохранить статус желаний, а потому смириться с их неизбежной проективностью.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников Новое литературное обозрение. 2008.  № 91. С. 64–83. 
Одним из весьма спорных вопросов в философских и политических дискуссиях современности об универсальном значении прав человека и принципа человеческого достоинства является вопрос о сравнимости представлений о личности в разных культурно-исторических ареалах. В этой связи представляет особый интерес факт столкновения и даже конфликта западноевропейской и русской перспектив в интерпретации того, какой смысл и статус имеет это представление в истории русской культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников Неприкосновенный запас. 2002.  № 2.
Итак, дисциплина, именующая себя "история русской философии", содержательно не соответствует ни одному из критериев, заявленных в ее названии: она занимается не историей, а мифологическим воспроизведением лишь одного субъективного взгляда на историю; действительные вопросы складывания русской идентичности, равно как и проблема формирования языка, на котором эти вопросы можно было бы проговорить, ее не интересуют; наконец, и на статус философии она вряд ли может претендовать, ибо не осуществляет ту работу перевода и реконструкции прошлого наследия, которое могло бы найти применение в сегодняшней философской рефлексии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников Вопросы философии. 1995.  № 9. С. 169-185. 
Поскольку лишь единицы имели возможность лично общаться с немецким мыслителем (например, Лев Шестов), постольку знакомство с его идеями было опосредствовано восприятием текста "Бытия и времени" в философском сообществе Германии (позднее и Франции). Сопоставление же критических возражений в адрес философской концепции Хайдеггера, выдвинутых в немецкой философии с аргументами русских мыслителей позволяет отчётливее представить направление и характер их критики. Различение "трансцендентально-онтологической" и "экзистенциалистской" интерпретаций "Бытия и времени" может выполнять при этом функцию предварительной ориентации в ходе "рецепции" идей фундаментальной онтологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-01-2010
В 1790 году в Альтоне (ныне один из районов Гамбурга) на немецком языке вышел в свет трактат Андрея Колыванова «Наблюдения о человеческом духе и его отношении к миру» (Beobachtungen über den Geist des Menschen und dessen Verhältniß zur Welt). Имя автора оставляет мало сомнений, что речь идет о русском философе, опубликовавшем свой труд за границей. Речь идет об одной из самых значительных работ конца XVIII столетия. Но почему эта книга так и не вошла в широкий научный оборот?
ресурс содержит прикрепленный файл