Всего публикаций в данном разделе: 194
От «индивидуальности» к «идентичности» (история понятий персональности
в русской культуре). [статья]
Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников
Новое литературное обозрение.
2008.
№ 91.
С. 64–83.
Одним из весьма спорных вопросов в философских и политических дискуссиях современности
об универсальном значении прав человека и принципа человеческого достоинства является
вопрос о сравнимости представлений о личности в разных культурно-исторических ареалах.
В этой связи представляет особый интерес факт столкновения и даже конфликта западноевропейской
и русской перспектив в интерпретации того, какой смысл и статус имеет это представление
в истории русской культуры.


Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников
Неприкосновенный запас.
2002.
№ 2.
Итак, дисциплина, именующая себя "история русской философии", содержательно не соответствует ни одному из критериев, заявленных в ее названии: она занимается не историей, а мифологическим воспроизведением лишь одного субъективного взгляда на историю; действительные вопросы складывания русской идентичности, равно как и проблема формирования языка, на котором эти вопросы можно было бы проговорить, ее не интересуют; наконец, и на статус философии она вряд ли может претендовать, ибо не осуществляет ту работу перевода и реконструкции прошлого наследия, которое могло бы найти применение в сегодняшней философской рефлексии.


Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников
Вопросы философии.
1995.
№ 9.
С. 169-185.
Поскольку лишь единицы имели возможность лично общаться с немецким мыслителем (например, Лев Шестов), постольку знакомство с его идеями было опосредствовано восприятием текста "Бытия и времени" в философском сообществе Германии (позднее и Франции). Сопоставление же критических возражений в адрес философской концепции Хайдеггера, выдвинутых в немецкой философии с аргументами русских мыслителей позволяет отчётливее представить направление и характер их критики. Различение "трансцендентально-онтологической" и "экзистенциалистской" интерпретаций "Бытия и времени" может выполнять при этом функцию предварительной ориентации в ходе "рецепции" идей фундаментальной онтологии.


Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников
Вопросы философии.
1994.
№ 12.
С. 178–184.
"Мы, немцы, - гегельянцы, даже если бы никогда не было никакого Гегеля". Эта фраза из "Весёлой науки" Ницше афористически выражает парадоксальный факт постоянного присутствия Гегеля во всей последующей истории немецкой философии. Для Хайдеггера она значила нечто иное, а именно, то, что европейская метафизика с самых её истоков является скрытым гегельянством и достигает в системе спекулятивного идеализма лишь своего завершения, раскрывая изначальную претензию мыслить тотальность сущего в форме представления абсолютного субъекта. После Гегеля философия действительно кончается, уступая место планетарной технике, подчиняющей сущее своему неограниченному господству.


Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников
Вопросы философии.
1994.
№ 4.
С. 87-93.
В философском ландшафте современной Германии школа Йоахима Риттера (к которой принадлежат известные ученые Г.Люббе, О.Марквард, Р.Шпеман, Г.Рормозер) занимает весьма значительное место. Можно сказать, что она является единственной философской школой в подлинном смысле, с учителем во главе и преемственностью философской теории. Основанный Риттером в Мюнстере Collegium Philosophicum объединил совершенно различных философов и учёных, увидевших в риттеровской интерпретации современности плодотворную возможность нового осмысления задач философии и гуманитарных наук. Основополагающим для конституирования школы стал круг идей, введённых Риттером в философскую дискуссию послевоенной Германии, и ожесточённо титулованных критиками "неоаристотелизмом", "неоисторизмом", "неоконсерватизмом" и проч.


Опубликовано на портале: 21-12-2009
Максим Категов
Топос.
2008.
№ 3.
С. 108-117.


Опубликовано на портале: 21-12-2009
Татьяна Щитцова
Топос.
2008.
№ 1.
С. 78-97.


К поэтике аналитических отношений [статья]
Опубликовано на портале: 20-12-2009
Нина Михайловна Савченкова
Топос.
2008.
№ 1.


Опубликовано на портале: 19-12-2009
Илья Инишев
Топос.
2009.
№ 1.
С. 120-127.


Прагматика деконструкции [статья]
Опубликовано на портале: 19-12-2009
Алексей Дронов
Топос.
2009.
№ 1.
С. 114-119.
Понятие деконструкции с момента своего появления попало в сеть присвоивших его интерпретаций и изначально
стало предметом разночтений. Появившись как результат перевода на французский язык используемого М. Хайдеггером понятия деструкции, понимаемой как осмотрительный и аккуратный разбор, рас-страивание (Abbau) и расчищение языка метафизики в пользу высвобождения из-под его на-
слоений исходных интуиций мышления, «деконструкция»
сразу же приобрела характер избыточного знака, не своди-
мого к области одного лишь метода, устойчивой стратегии
или программы. В силу этой избыточности деконструкция
даже в «аутентичном» своём применении (то есть в работах
самого Ж. Деррида) получала то одно, то другое определение
и техническое выражение.


Опубликовано на портале: 19-12-2009
Юлия Бедаш
Топос.
2009.
№ 1.
С. 94-113.
Можно ли счесть случайным, что одним из самых заметных исследовательских трендов последних десятилетий
в гуманитарных и социальных науках стала проблема пространства? Чем вызван интерес к такой теме, считавшейся до последнего времени периферийной (в том числе и в институциональном плане)? Каковы причины «пространственного
поворота», о котором сегодня всё чаще идёт речь? И, наконец, почему анализ пространственных отношений играет
важную роль в исследованиях социального? В статье делается попытка ответить на эти вопросы.


Опубликовано на портале: 19-12-2009
Андрей Тетёркин
Топос.
2009.
№ 1.
С. 60-76.


Опубликовано на портале: 19-12-2009
Михаил Завадский
Топос.
2009.
№ 1.
С. 53-59.
В истории философской мысли перу Жан-Поля Сартра принадлежит одна из первых попыток систематической
разработки синтетической концепции, которая содержала бы одновременно достоинства как экзистенциально-
феноменологического, так и марксистского, социальнокритического философствования.

