Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 194

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Григорий Константинович Ольховиков Логос. 2009.  № 2. С. 44-53. 
Широко известная работа Э. Геттиера «Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?» посвящена критике нескольких весьма схожих определений знания. Авторы этих определений, упоминаемые Геттиером: А. Айер и Р. Чизольм — принадлежат к так называемой аналитической философии. Неудивительно, что знать значение некоторого термина для них, в соответствии с фрегеанской традицией, означает то же, что знать истинностные условия всевозможных высказываний, содержащих этот термин. Хотя цитируемые Геттиером формулировки этого определения несколько различны по своей словесной форме, и без особых комментариев можно догадаться, что, по сути, они имеют один и тот же смысл.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Евгений Евгеньевич Ледников Логос. 2009.  № 2. С. 37-43. 
Одной из заслуг аналитической философии в середине прошлого века стало то, что она показала, как можно рассуждения философов об онтологической проблематике облечь в достаточно строгую форму. Увы, отечественные онтологи либо не знают этих достижений аналитической философии, либо их не понимают и потому сознательно игнорируют. Но в наше время философ, рассуждающий об устройстве мира исходя из абстрактных философских принципов выглядит достаточно карикатурно. О каком «бытии» сможет говорить философ, если он не будет ссылаться на достижения физики, космологии, биологии и других специальных наук? Поэтому онтологическая проблематика, если она еще имеет право на существование — не поиски «сущего», «субстанции» и ее «акциденций», а проблематика того, как установить, какую информацию об окружающем мире несут современные теории.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Всеволод Адольфович Ладов Логос. 2009.  № 2. С. 11-23. 
Несмотря на то что антиреализм стал визитной карточкой всей современной философии, как континентальной, так и аналитической, в данном теоретическом построении обнаруживаются существенные затруднения логического и эпистемологического характера, разрешить которые в рамках самой позиции антиреализма нельзя. По этой причине автор статьи защищает реалистские воззрения, утверждая, что реализм есть единственно возможная непротиворечивая онтоэпистемологическая позиция. В статье обсуждаются основные положения так называемого формального реализма — концепции, которая должна, по мысли автора, стать фундаментом любых последовательных построений в онтологии и эпистемологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010

Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2010, cерия "Университетская библиотека Александра Погорельского", 192 с.
История европейской философии последних двух столетий небогата примерами продуктивного сотрудничества поверх границ национальных государств. Разумеется, интернационализация философского сообщества усиливается с середины XIX века, принимая форму международных конгрессов и ассоциаций. Да и крупнейшие течения философии — неокантианство, феноменология, логический позитивизм — складывались в результате коллективного творчества мыслителей разных стран. Но, пожалуй, единственным идейным начинанием в области философии, сочетавшим в себе идею наднациональной философии как интеллектуальный проект с ее реализацией в форме общеевропейского сотрудничества, стал «Международный Ежегодник по Философии Культуры», а впоследствии журнал, — «Логос».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Курт Флаш Логос. 2009.  № 4-5. С. 247-264. 
Ключевые слова: философия как сфера культуры, историческая оценка, историческая связь, тематическая единица, историческое осмысление, сознание Уже где-то в 1770 году, в самом начале индустриализации, тихую старую Европу начали тревожить приступы новой лихорадки, с частотой примерно в одно поколение, и имя ей — одержимость Средневековьем. После спада активности левого движения, в 1980-е годы, мы видим, как вкус к Средним векам вновь стал воодушевлять создателей романов, фильмов, равно как и заявлений Апостольского Престола. Но к нашему вопросу эта мода на Средневековье и потребность вновь пережить его не имеет почти никакого отношения — мы говорим только об опирающемся на источники исследовании философии Средних веков и, если можно так сказать, о «философском проке» этих занятий.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Курт Флаш Логос. 2009.  № 4-5. С. 224-246. 
Поставленный в заглавии вопрос нужно понимать в том смысле, каким образом следует писать историю средневековой философии, а не в том, как именно ее написали. Исследование нормативных параметров ставит нас перед целым рядом вопросов, из которых подробно я смогу остановиться только на некоторых. Прежде всего, могут ли современные философские обсуждения обращаться к наследию средневековой философии?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Ян Рейман Логос. 2009.  № 4-5. С. 196-223. 
Книга Лосурдо могла бы стать вехой в возобновлении критических исследований Ницше. Это не только наиболее всестороннее исследование связи между философией Ницше и его политическими воззрениями, но также самое тщательное и аналитическое. В данной статье я воспользуюсь интерпретацией Лосурдо как одновременно отправной точкой и путеводителем для нового прочтения Ницше, которое позволит лучше понять, каким образом его читает Лосурдо. Тем самым я постараюсь найти критерий для определения методологии Лосурдо и критической оценки даваемой им интерпретации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Вадим Иосифович Россман, Ярослав Владиславович Шрамко Логос. 2009.  № 4-5. С. 106-135. 
В диалоге двух философов обсуждаются проблемы природы философского знания, статуса философии в современном мире, а также перспективы ее развития. В центре дискуссии — концепции философии как науки и философии как поэтического творчества, соотношение теоретического и нормативного подходов, иерархия разделов философии. Авторы также обсуждают особенности современной интеллектуальной ситуации, конвергенцию различных традиций, школ и направлений, знаменующую собой наступление своего рода «века сплавов в философии».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Карл Поппер Логос. 2009.  № 4-5. С. 54-105. 
Данный текст является переводом фрагментов автобиографии «Karl Popper. Unended Quest» (по изданию Routledge Classics, , London and New York), впервые опубликованной как «Autobiography by Karl Popper» в сборнике The Philosophy of Karl Popper, The Library of Living Philosopher, La Salle, IL, .
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Дарья Андреевна Лунгина Логос. 2009.  № 4-5. С. 43-53. 
В 1880-1890-е годы собеседниками Толстого были аскеты, пророки и апостолы. Его дневники и публицистика тех лет свидетельствуют о такой новизне в понимании христианства, которая надолго захватит мир и введет его в XX век. И здесь Керкегор стоит для нас сегодня рядом с Толстым. Но они шли к своей общей цели — нахождение возможности для современного человека исполнения заповедей Евангелия — настолько разными путями, что начинает казаться: они не просто по-разному оценивали, но и по-разному видели современность.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Мишель Ламонт Логос. 2009.  № 4-5. С. 3-42. 
Каким образом теория интерпретации может быть легитимирована на таких различных культурных рынках, как Франция и США? В этой статье мы исследуем интеллектуальные, культурные, институциональные и социальные условия легитимации трудов Жака Деррида во французском и американском мире и на основе полученных выводов делаем некоторые предположения о том, как именно легитимируются теории интерпретации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Эрнст Мах
Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2005, cерия "Университетская библиотека Александра Погорельского", 304 с.
Имя Эрнста Маха, австрийского физика, который полвека проработал в знаменитом Карловом Университете в Праге, было, пожалуй, на рубеже ХIХ — ХХ веков общеизвестно не только в среде специалистов по профессии. Он был признанным специалистом в области термодинамики, оптики, акустики, механики сверхзвуковых скоростей. Он был также выдающимся экспериментатором — например, получил первые фотографии ударных волн при обтекании тел газом, движущимся со сверхзвуковой скоростью.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Людвиг Витгенштейн
Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2005, cерия "Университетская библиотека Александра Погорельского", 440 с.
Книга содержит комментарий к самой значительной работе Витгенштейна «Логико-философский трактат» (с комментариями В. Руднева), две поздние работы Витгенштейна («Коричневая книга», «Голубая книга»), а также биографию Витгенштейна.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Перри Андерсон
Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2007, cерия "Университетская библиотека Александра Погорельского", 288 с.
Задача книги — выявить политэкономические структуры Античности и проследить их конфликтную динамику от возникновения полисной общины через три имперские цикла (афинский, эллинистический, римский) через Темные века до начала Средневековья. Рассматриваются такие вопросы как характер политической власти в античности, факторы разделения римского наследия на западную и восточную ветви и причины социально-экономического динамизма феодального Запада.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2010
Раиса Иосифовна Розина Путь. Международный философский журнал. 2010.  № 3. С. 281-285. 
Внешне никак не связанная с современной ситуацией жизни бывшего СССР и России, книга канадского историка — специалиста по Германии, профессора Университета Торонто Мод- риса Экстайнса заставляет увидеть в хаосе этой жизни некоторую системность. Экстайнс еще раз задает вопрос, как случилось, что Европа пришла к катастрофе фашизма, но при этом оставляет фигуру Гитлера на втором плане.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2010
Ральф Дарендорф Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 179-191. 
Не Гомер, но Вергилий — отец Запада. Даже мечтательная поэтесса с острова Лесбос (fainetai moi kenos isos theoisin) отстоит от нас дальше, чем ликующий и капризный Катулл (ille mi раг esse deo videtur...). И пусть для истории науки и политической мысли Аристотель значит больше — есть нечто свежее, важное и неувядающее в общественных взглядах какого-нибудь Цицерона и, шесть веков спустя, в идеях юристов эпохи Юстиниана. Возможно, в названии одной из их работ и выражается суть того дара, который Рим вручил Западу: Institutiones, институты.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2010
Лешек Колаковский Путь. Международный философский журнал. 1993.  С. 165-178. 
Когда мы утверждаем, что ничего нельзя сказать сегодня наверняка, речь идет о скромном человеческом знании (о «моральной достоверности», как сказал бы Декарт), а не о совершенной достоверности, которая находится за пределами человеческого разумения. Ученые теперь говорят нам, что в ходе естественных процессов какие-то незначительные события зачастую провоцируют масштабные катастрофические сдвиги, ведущие к «непредсказуемым» результатам. Чтобы их предвидеть, надо обладать не просто более глубоким знанием о начальных условиях, но фактически абсолютным знанием, доступным, вероятно, лишь для божественного разума.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2010
Алексей Давидович Арманд Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 139-164. 
Вопрос о нарушении равновесия природной среды, экологической опасности, об угрозе экологического кризиса стал привычной темой как научных публикаций, так и средств массовой информации. От частых обсуждений в большой степени стерся драматизм темы. Между тем, Биосфера продолжает отвечать на наступление человеческого рода не только медленными, «ползучими» изменениями состава воды и воздуха, отравлением почвы и продуктов питания, гибелью лесов и посевов от кислых осадков, но и «массированными» ударами: катастрофой Аральского моря, Сахельской трагедией. Дело, однако, не ограничивается природой. Наше существование все больше напоминает состояние тяжело больного человека.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2010
Владимир Вениаминович Бибихин Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 57-119. 
Каким языком заговорит у нас настоящая мысль после десятилетиймолчания? Знать этого пока нельзя, но задуматься о том, как слово укоре-нено в бытии, пора. Философии не нужно измышлять себе нового языка:тот, который у нее уже есть, полон смысла. Строгость мысли требует не от-тачивания терминологии, а внимания к основе слова. Понимание филосо-фии только начинается. Она говорит на языке загадочном, потому чтослишком близком человеческому существу.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-06-2010
Жан Пьер Вернан Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 319-312. 
В национальном вопро­се, даже если речь идет о надеждах на полноту жизни, заметил он, «таятся ло­вушки фашистского толка. В Гру­зии, невероятная жизнерадостность ко­торой тайными узами связывает ее с французской культурой, — патри­отизм замещает Свет Разума или хочет стать на его место.
ресурс содержит прикрепленный файл