Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 194

Опубликовано на портале: 08-06-2010
Дмитрий Владимирович Никулин, Ирина Блауберг Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 312-313. 
Современная философия, по мнению В.Хёсле, несет на себе пе­чать «повреждения разума» («Zerstorung der Vernunft», по выражению Лукача) и не соответствует собственному своему по­нятию. Недостатки философии наших дней — отсутствие синтеза (и самого стремления к нему), крайняя специализация, разрыв между философией и исто­рией философии, игнорирование насущ­ных проблем современности, в конечном счете - безответственность, иррационализм, нравственный релятивизм и этический нигилизм, полное отрицание норма­тивной размерности мысли и бытия.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-06-2010
Михай Вайда Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 254-258. 
Элита общества — это группа людей, стоящая на верхней сту­пени иерархии, способная создавать образцы потребностей и пове­дения. Как писал Иштван Бибо в своем очерке «Элита и социаль­ная чувствительность» (1942), «основная роль элиты — давать об­разцы, примеры того, как жить, как нравственно вести себя в че­ловеческих ситуациях, как углублять, возвышать и обогащать человеческие потребности, т.е. творить культуру» (Istvan Bibo. Selected works, v. I, p. 226).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-06-2010
А. Мигранян Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 234-241. 
Летом 1989 г. в журнале «National Interest» была опуб­ликована статья американского поли­толога, профессора Френсиса Фукуямы «Конец истории» (с ее русским перево­дом читатель смог познакомиться в журнале «Вопросы философий», 1990, № 3). «Концам истории» Ф.Фукуяма назвал современную историческую си­туацию, которая, с его точки зрения, характеризуется завершением идеоло­гической эволюции человечества и побе­дой западной либеральной демократии как универсальной и окончательной формы правления. Статья стала сен­сацией, повлекла за собой множество откликов и стимулировала обсуждение проблем демократии, либерализма, пер­спектив развития человечества в пост-историческую», по выражению Фукуямы, эпоху. Вниманию чита­телей предлагается беседа Ф.Фукуямы и А.Миграняна, автора известной концепции «ав­торитарного» перехода от тоталита­ризма к демократии в нашей стране.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-06-2010
Михаил Александрович Розов Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 137-151. 
Человек — существо целенаправленное, и взор его обращен в основном вперед, в будущее, хотя все, что он имеет, сосредоточено в прошлом. Он точно путник, который редко оглядывается на пройденный путь и любуется только тем, что вновь открывается взору, даже если это мираж. А миражей было немало, и каждый раз человечество дорого платило за свои иллюзии, но были среди них и такие, что собрали жертвенную жатву больше, чем все боги мира вместе взятые. В жертву приносились и живые люди, и мо­гилы отцов, и настоящее и прошлое, но мираж оставался миражом, и становилось ясно, что цель не оправдывает средств и что мы подрубили сук, на котором сидим. А может ли вообще цель оп­равдывать средства? И не следует ли почаще оглядываться назад?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-06-2010
Вольфганг Вельш Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 109-136. 
Несколько лет тому назад в обиход вошло новое понятие — «постмодерн». Ни один фельетон, ни одна конференция, ни один эрудированный современник уже не обходятся без него. И все же, произнося это слово — «постмодерн», вряд ли кто-нибудь представ­ляет себе, о чем он в сущности говорит. Этот термин, призванный стать определяющим для нашего настоящего и обозримого будущего и показать, что мы живем уже не в «модерне», а в эпоху после «мо­дерна», — крайне неоднозначен и в целом спорен.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-06-2010
Эрнест Геллнер Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1. С. 9-61. 
Это теоретический очерк. Его цель — предложить общее, принципиальное объяснение тех масштабных сдвигов, которые произошли в жизни общества в XIX и XX столетиях в связи с появлением национализма.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-05-2010
Адам Пшеворский Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 3-56. 
Стратегическая проблема переходного периода — прийти к демократии, не допустив, чтобы тебя убили те, у кого в руках оружие, или уморили голодом те, кто контролирует производственные ресурсы. Уже из самой этой формулировки следует, что путь, ведущий к демократии, тернист. А конечный результат зависит от пути. В большинстве стран, где была установлена демократия, она оказалась непрочной. В некоторых из них переход вообще заклинило.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-05-2010
Николай Владимирович Петров, Леонид Викторович Смирнягин Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 377-383. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-05-2010
Виктор Иванович Шамшурин Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 373-376. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-05-2010
Чеслав Милош Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 211-227. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-05-2010
Шломо Авинери Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 202-210. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-05-2010
Ювал Нееман Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 70-90. 
Тезисы данного доклада представляют собой синтез трех направ­лении, разработкой которых автор занимался с 1977 г. в контексте изу­чения эволюции и роли случайного элемента в научных исследова­ниях. В третьем разделе изложен подход, предложенный автором совместно с А.Канторовичем в 1989 г. [13], к оценке вклада стохастических элементов в развитие науки. Седьмой раздел затрагивает вопросы, относя­щиеся к общей теории эволюции (еще не опубликованной).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-05-2010
Зинаида Александровна Сокулер Вестник еврейского университета. 2002.  № 7(25). С. 141-160. 
Существуют различные представления о том, что есть еврей­ская философия, но все они так или иначе определяют ее через две составляющие, одной из которых является обращение к еврейской традиции как отправному пункту размышлений или источнику вдохновения, а другой — следование собственно фило­софской традиции. Такое определение, впрочем, оставляет доста­точно простора для различных истолкований, ибо само обраще­ние к традиции может быть разным. Поэтому реально понимание еврейской философии доопределяется простым перечислением мыслителей, которых в той или иной степени принято считать представителями еврейской философии. Это оставляет большую свободу истолкования критериев, согласно которым именно те, а не иные мыслители считаются еврейскими философами, и вызы­вает подчас желание так или иначе дополнить их список.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-04-2010
Владимир Павлович Визгин, Александр Александрович Печенкин, Зинаида Александровна Сокулер, Алексей Владимирович Пименов
Москва: Catallaxy, 1997, 144 с.
Проблема научных традиций, на первый взгляд, не являет­ся одной из центральных проблем философии науки, таких как теоретическая нагруженность языка наблюдения, несоиз­меримость или научные революции. Может показаться, что они лежит на периферии философских подходов к науке и от­носится скорее к сфере конкретных историко-научных исследований. Однако в силу стечения ряда обстоятельств эта проблема оказалась в фокусе самых принципиальных дискуссий постпозитивистской философии науки. Тем самым она стала как бы зеркалом, в котором фактически отразилась вся исто­рия и эволюция постпозитивистской философии науки.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-04-2010
Зинаида Александровна Сокулер
Москва: ИНИОН РАН, 1995, cерия "Философия", 75 с.
Философия математики является достаточно специфической и автономной философской дисциплиной. Традиционно она была ориентирована на мнения, оценки и критерии математиков, прежде всего, специалистов по математической логике и теории множеств. Однако взгляд на литературу по философии математики последних лет показывает, что и она следует общим тенденциям, характерным для философии науки вообще.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-04-2010
Анатолий Витальевич Чусов
Москва: МАКС Пресс, 2009, 100 с.
Пособие содержит лекции по специальному курсу «Элементы обшей теории метода». Методы рассматриваются как относительно самостоя­тельные структурированные единицы научного исследования. Выделя­ются такие методические инварианты как категории, принципы, логика, тип результата.Пособие адресовано студентам, специализирующимся по кафедре фи­лософии и методологии науки философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Настоящие материалы могут быть полезны для аспи­рантов и научных сотрудников, а также для всех интересующихся вопро­сами философии и методологии науки.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-04-2010

Москва: ИНИОН АН СССР, 1984, cерия "Проблемы философии за рубежом"
Задачей настоящего обзора является показ некоторых но­вых тенденций, намечающихся в современной зарубежной лите­ратуре по философским проблемам математики. Если в течение длительного периода - приблизительно с конца XIX - начала XX в. и до 60-70-х годов XX в. - проблемы философии матема­тики и способы их обсуждения практически полностью опреде­лялись исследованиями по основаниям математики, то в послед­ние годы появляются работы, в которых чувствуется известная претензия на автономию по отношению к кругу проблем, опреде­ляемых исследованиями по основаниям.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-04-2010
Зинаида Александровна Сокулер
Москва: ИНИОН АН СССР, 1983, cерия "Проблемы философии за рубежом"
Хорошо известно, что этот дерзновенный полет челове­ческой мысли имел драматические последствия: выявились про­тиворечия (парадоксы теории множеств), которые привели к сомнениям в достоверности и надежности математического зна­ния как такового.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-03-2010
Илья Инишев Альманах Res Cogitans. 2008.  № 4.
Сегодня философия искусства, или эстетика, испытывает серьезные затруднения с самоидентификацией. Эти затруднения связаны, прежде всего, с размытостью тематических контуров современной эстетики и неопределенностью ее институционального статуса. Современная философская эстетика, рассмотренная сквозь призму вопроса о топике ее «предмета» и ее самой, распадается на три самостоятельных, однако не изолированных друг от друга субдисциплины: 1) (в институциональном отношении) трансдисциплинарную и (с методологической точки зрения) дейктическую философию искусства, 2) междисциплинарную эстетику как интегральную теорию восприятия и 3) имеющую четкие дисциплинарные контуры социологию искусства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-03-2010
Илья Инишев Ежегодник по феноменологической философии РГГУ. 2008. 
Мы бы хотели рассмотреть генезис философского самосознания Хайдеггера сквозь призму одного мотива, являющегося, как нам представляется, сквозным для всего его философствования. Речь пойдет, с одной стороны, о менявшейся с течением времени позиции Хайдеггера в отношении вопроса о принципиальном определении философии. С другой стороны, – о мотиве «прыжка», который объединяет универсально-теоретический и индивидуально-практический аспекты его философствования, оставаясь при этом константным и придавая единство и логику его философской эволюции. В этом мотиве, как мы полагаем, находит свое выражение присущая феноменологии Хайдеггера тенденция к имманентной прагматизации, или к идее практической философии. Кроме того, мы бы хотели показать, каким образом трактовка философии у раннего Хайдеггера проливает свет на его понимание философии, представленное в более позднем труде.
ресурс содержит прикрепленный файл