Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 38

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 20-11-2012
Елена Анатольевна Вишленкова, Людмила Васильевна Фомина Диалог со временем. 2010.  № 30. С. 141-156. 
Империя, которой более тридцати лет управляла императрица Екатерина II, была гетерогенным образованием. Интенсивное растяжение пространства включило в российское подданство разнообразные группы жителей. Некоторые из них имели общее историческое прошлое, некоторые говорили на одном «наречии», других объединял только род занятий или место проживания. В русском языке для всех них имелось размытое по семантике определение «народ».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2010
Борис Иванович Федоров
Очевидно, что при монологическом  общении обучающая информация  передается обучаемому всегда в  полном объёме, поскольку здесь  процесс её передачи проходит линейно  (без учета степени подготовленности  обучаемого) и фактически  неуправляемо. Напротив, диалогичная  форма общения за счёт наличия такого  мощного элемента управления как  обратная связь, позволяет обучающему  оперативно регулировать процесс  обучения в соответствии с ходом  усвоения материала. Здесь основным  инструментом, имеющимся в  распоряжении преподавателя,  выступает обучающий диалог, который  обеспечивает обратную связь путём  формулировки вопросов и анализа  ответов обучаемого. Если процесс  усвоения материала происходит  успешно, то нет необходимости тратить  время на рассмотрение известных  обучаемому положений, за счёт чего  достигается адаптивность в обучении.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
В статье излагаются режимы и условия  учебного диалога объяснительного типа.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Особое значение проблематика  вопросно-ответных структур  приобретает в развитии научных  направлений XX-го века. Это связано,  прежде всего, с решением задач по  созданию систем искусственного  интеллекта, разработкой  искусственных языков и определением  их функций в познании, с анализом  сущности языкового механизма  коммуникации между людьми,  разработкой диалоговых систем типа  <человека - ЭВМ> и такого нового  направления в логико-лингвистическом  исследовании мыслительных процессов  и познавательных операций как  иллокутивная логика. Необходимость  решения этих и некоторых других  проблем определило задачи исследования логической структуры  вопроса, вопросно-ответных структур  диалога, выявления методологических  принципов построения и классификации  вопросов, семантических,  синтаксических и прагматических  характеристик вопросно-ответных  структур и самой эротетической  логики, а также раскрытия их логико-гносеологической природы как особой познавательной формы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Главным объектом теоретического  анализа в эротетической логике  являются различного рода вопросно-ответные структуры, поэтому проблема классификации вопросов приобретает  здесь особую важность. Со времени  появления в начале 20-го века первых  работ по эротетической логике  проблема классификации вопросов или  выявление типовых их групп остается  еще до конца нерешенной. В данной  статье предлагается вариант классификации вопросов, основанный на совокупном использовании  лингвистических, логических и  гносеологических средств в понимании существа обсуждаемой проблемы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Для чего мы задаем вопросы? Казалось  бы, ответ весьма прост - для того,  чтобы получать ответы. Но если ответы  нам нужны только ради самих ответов,  то вряд ли вопросы играли бы в нашей  жизни большое значение. Вопрос  оказывается необходимым средством  научного познания лишь в том случае,  когда он ставится для того, чтобы в  результате получения правильного  ответа на него познающий субъект мог  эффективно использовать полученное в  ответе новое, ранее не известное  знание в своей теоретической или  предметно-практической деятельности  для достижения поставленных целей.  Научные вопросы мы ставим для получения нового научного знания, а  само научное знание определяется как  преимущественно истинное знание, в  котором могут быть реализованы все  три главные познавательные его  функции: описательная,  объяснительная и предсказательная  (прогностическая). Поэтому еще одной  отличительной чертой научных  вопросов, помимо уже упомянутого  свойства продуктивности, является  возможность получать с их помощью в  качестве ответов научные описания,  объяснения и прогнозы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Полученная классификация научных  вопросов не только исчерпывает все их  возможные типы, но и, что весьма важно  в контексте трактовки вопроса как  средства научного познания и поиска  истины, преодолевает многие  недостатки всех исторически  предшествующих классификаций. Она  лишний раз свидетельствует о том, что  подход к решению проблемы  классификации вопросов должен быть  комплексным, учитывающим как чисто логические, так и гносеологические и  лингвистические особенности  использования этой формы языка в  качестве познавательного средства на  различных уровнях теоретической  деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Демонстрация образования темы и ремы - базовых элементов любого научного  вопроса - на основе указанных  структур научного знания  свидетельствует о том, что процесс  оптимизации их классификации мог бы  быть продолжен при условии уточнения  смысла так называемых открытых,  выборочно-альтернативных и  альтернативных вопросов.  Действительно, в какой бы из  указанных форм мы не формулировали  вопрос, мы ставим всегда одну и ту же  цель - обнаружить в ответе  позитивный вид ремы вопроса. В этом  отношении все вопросы даже разного  гносеологического типа оказываются  одинаковыми. Что вполне позволяет нам  сам способ информационного  ограничения перенести с вопросов на  ответы и классифицировать именно их  как ограниченный или неограниченный  способы представления запрашиваемой  информации в открытой форме, в форме  выборочно-альтернативной или в  альтернативной форме. Реализация  подобного предложения имела бы своим  следствием лишь одну, а именно  открытую форму научного вопроса соответствующего гносеологического  типа, которой бы сопоставлялись три  формы представления информации  ответов. Указанные замечания следует  рассматривать как повод для  дискуссии по проблемам эротетической  логики в целом.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-11-2010
Борис Иванович Федоров
Необходимо внести  уточнения в понимание вопроса при  различных способах его  формулирования. Будем считать вопрос  продуктивно сформулированным или  продуктивным тогда и только тогда,  когда информация самого вопроса  является необходимой и достаточной  для однозначного определения  направления и границ области поиска  релевантного ответа. В противном  случае будем считать вопрос  непродуктивным. Отсюда легко  заключить, что в продуктивном вопросе его рема и тема всегда должны быть  выражены явным образом.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-11-2010
Борис Иванович Федоров
Рассмотрим ряд содержательных  требований, которые предъявляются к  любым вопросно-ответным структурам и  должны учитываться при построении их  формальных аналогов, а также при  формализации самой эротетической  логики. К числу этих требований  относятся, прежде всего, самые  элементарные: требование ясности и  требование точности (определенности)  информации вопросов и ответов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-11-2010
Борис Иванович Федоров
Фактуальным или описательным типом  вопросов и ответов не исчерпывается  полностью проблематика вопросно-ответных отношений, поскольку наряду  с указанным типом в научном познании  существуют еще и объяснительные, а  также предсказательные, то есть  концептуальные вопросно-ответные  структуры, для которых фактуальные  высказывания являются необходимыми,  составляющими их атомарными  элементами. Вопросно-ответные  отношения описательного типа  базируются и формируются, как  отмечалось, на отдельных фактуальных  высказываниях. Вопрос здесь выступает в виде неполного  высказывания, а ответ в виде полного  (законченного) осмысленного  высказывания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-08-2010
Алексей Валентинович Апполонов Пушкин. 2009.  № 1. С. 123-126. 
Рецензия на книгу И.Т. Касавина "Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-07-2010
Б.В. Марков Журнал современной зарубежной философии "Хора". 2007.  № 1-2. С. 5-33. 
В статье рассматривается эволюция концепта «понимания» в философских системах Г.Г. Гадамера. М. Хайдеггера и Ж. Деррида. Автор акцентирует важность «понимания» для исследования проблемы коммуникации и анализа властных отношений, показывая трансформации философии в жоху господства масс-медиа.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Василий Юрьевич Кузнецов Логос. 2009.  № 2. С. 136-150. 
Каким образом присутствующий текст мог бы указывать сам на себя или, точнее, обозначать свое собственное присутствие? А каким образом он мог бы попытаться скрыть это? Если текстуру текста (этимологически оправданно) уподобить полотну картины, то полная прозрачность (до невидимости) означающего (подобно экрану или окну) прямо доставляла бы означаемое — ситуация, практически недостижимая: посредством языка ничего невозможно представить непосредственно.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Дмитрий Владиславович Иванов Логос. 2009.  № 2. С. 122-135. 
В ХХ столетии в философии сознания доминировали физикалистские теории сознания: логический бихевиоризм, теории тождества, функционализм. Однако в последние десятилетия эта ситуация изменилась. В философии сознания появился ряд аргументов, демонстрирующих ограниченность физикалистских позиций и возможность дуалистических и эпифеноменалистических теорий. Одним из таких аргументов является предложенный австралийским философом Фрэнком Джексоном аргумент знания (the knowledge argument). В настоящей работе я не собираюсь отстаивать физикалистскую или дуалистическую позицию, аргументируя «за» или «против» идей Джексона. Скорее, я попытаюсь выявить, что именно в этом аргументе является угрозой для физикализма. И насколько серьезна эта угроза? О чем идет речь в аргументе знания? Что ускользает от физикализма?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Ярослав Владиславович Шрамко Логос. 2009.  № 2. С. 96-121. 
В настоящей статье рассматриваются некоторые философские вопросы, непосредственно связанные с понятием истинностного значения и проясняется важность этого понятия для современной логики и философии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Александр Леонидович Никифоров Логос. 2009.  № 2. С. 84-95. 
Как известно, условными контрфактическими называют высказывания, противоречащие фактам, говорящие о том, чего заведомо нет, и выражаемые предложениями, стоящими в сослагательном наклонении. Такого рода высказывания широко используются и в повседневной жизни, и в науке (например, в мысленных экспериментах), и в художественной литературе. В последние десятилетия особенно широкое распространение получили конструкции «Если бы…, то…» в работах историков. Выходят многочисленные исследования, посвященные «альтернативной истории», «экспериментальной истории», «виртуальной истории», «несостоявшейся истории» и т. п. В основе всех этих и иных исследований подобного рода лежит конструкция условного контрфактического высказывания. Поэтому логико-семантический анализ таких высказываний представляется достаточно важным.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Петр Сергеевич Куслий Логос. 2009.  № 2. С. 67-83. 
В философии языка принято выделять имена как отдельный класс терминов, имеющих специфические отличия от всех остальных языковых единиц. Имена, как и многие другие термины, указывают на объекты. Однако, в отличие от других терминов, имена связаны с объектами особым образом. Можно признать, что важная отличительная особенность имен заключается в том, что они являются своего рода ярлыками, указывающими на объекты. Сами по себе они не имеют никакого детерминированного значения. И именно в этом заключается их особенность как указывающих терминов языка, и, видимо, именно поэтому имена, как правило, не входят в толковые словари, а приводятся в отдельных справочниках.  
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2010
Людвиг Витгенштейн
Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2005, cерия "Университетская библиотека Александра Погорельского", 440 с.
Книга содержит комментарий к самой значительной работе Витгенштейна «Логико-философский трактат» (с комментариями В. Руднева), две поздние работы Витгенштейна («Коричневая книга», «Голубая книга»), а также биографию Витгенштейна.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2010
Максим Ильич Шапир Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 120-138. 
В задачи настоящей работы входит культурологически оправданное определение понятия литературного языка (= literary language, standard language, langue littéraire, Literatursprache, Hochsprache etc. ). Необходимо признать, что наша наука до сих пор им не располагает. А между тем формирование общенационального литературного языка, гетерогенные элементы которого преобразуются в систему под воздействием самых разных социальных стимулов, является, быть может, не столько фактом истории языка, сколько фактом истории культуры [ср. Фосслер 1912/1913: 247 сл.; Винокур 1959: 211-212, 215-216; Виноградов 1978: 144, 186].
ресурс содержит прикрепленный файл