Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 30

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 13-08-2011
Телесфор Любомирович Кончанин TERRA ECONOMICUS. 2011.  Т. 9. № 2. С. 86-97. 
Проблема заключается в безразличном отношении современного студенчества к овладению комплексом культурных, морально-этических и общегражданских ценностей гуманитарного образования. Делается вывод, что возврат к целостному содержанию социогуманитарного образования предполагает повышение статуса гуманитариев, обновление контента социогуманитарного образования на основе актуализации его содержания, вовлечения студентов в обсуждение самых злободневных проблем общественной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-03-2011
Юрий Михайлович Плюснин
Новосибирск: Изд-во НГУ, 2002, 69 с.
В пособии рассмотрены методические и технические вопросы подготовки и написания текста стандартной экспериментальной научной статьи, представления рукописи в рецензируемый журнал и её оценка с точки зрения редактора. Изложены основные правила грамотной подготовки и прочтения доклада и презентации «постера»(стендового сообщения) на научной конференции. Материал основан на разработках Американского общества содействия науке (American Association for the Advancement of Science), которые были реализованы в нашей
стране в серии рабочих семинаров под общим названием "Science Writing Workshop".

Пособие предназначено для студентов старших курсов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных.

Опубликовано на портале: 19-11-2010
Борис Иванович Федоров
Очевидно, что при монологическом  общении обучающая информация  передается обучаемому всегда в  полном объёме, поскольку здесь  процесс её передачи проходит линейно  (без учета степени подготовленности  обучаемого) и фактически  неуправляемо. Напротив, диалогичная  форма общения за счёт наличия такого  мощного элемента управления как  обратная связь, позволяет обучающему  оперативно регулировать процесс  обучения в соответствии с ходом  усвоения материала. Здесь основным  инструментом, имеющимся в  распоряжении преподавателя,  выступает обучающий диалог, который  обеспечивает обратную связь путём  формулировки вопросов и анализа  ответов обучаемого. Если процесс  усвоения материала происходит  успешно, то нет необходимости тратить  время на рассмотрение известных  обучаемому положений, за счёт чего  достигается адаптивность в обучении.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2010
Борис Иванович Федоров
Если по единой системе оценивания в  каждой школе, на каждом учебном  занятии, за каждое учебное задание,  каждый ученик будет получать  однозначно объективную отметку и  однозначно объективный средний балл  за весь урок, за всю учебную тему и за  всю учебную дисциплину, то вопрос об  искоренении коррупции при  поступлении в ВУЗ может решаться  элементарно. Для этого достаточно  проведения конкурса аттестатов, в  которых будут фигурировать  объективные отметки (итоговые  средние баллы) по школьным предметам.  Только добившись объективности в  оценивании работы учащихся на  протяжении всего периода школьного  обучения, мы победим такую социальную  болезнь как коррупция.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2010
Борис Иванович Федоров
Логико-информационный подход к  современному школьному образованию,  имея отчасти сходные с другими  исследовательскими подходами задачи,  обладает в то же время такими  отличительными особенностями  системы организации  образовательного процесса, которые позволяют рассматривать его в  качестве одного из возможных  методологических оснований  разработки целостной  общепедагогической научной теории.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-11-2010
Борис Иванович Федоров
Какая цель преследуется при  выставлении школьной отметки? Ответ  вроде бы прост: установить степень  соответствие конкретного ответа  ученика эталону правильного ответа.  Но ведь это "соответствие" всякий раз  касается конкретного содержания  учебной дисциплины и потому не может  быть рассматриваемо как цель  оценивания итогов обучения вообще. Не  существует степени соответствия  абстрактного ответа какому-либо  абстрактному эталону правильности.  Поэтому само "соответствие" вряд ли  следует считать общей целью такого  вида сознательной деятельности,  каковой является процедура контроля  (оценивания) ответов или решений  учащихся. В противном случае  получается, что отметка ставится ради  самой же отметки. Рассмотрим  несколько тезисов, раскрывающих  перспективы использования логико-информационных технологий в системе  контроля итогов обучения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-11-2010
Борис Иванович Федоров
Контроль итогов обучения можно  представить как обучающую систему,  основными системообразующими  компонентами которой выступают:  учебные контрольные вопросы или  задания, формулируемые учителем;  ответы и решения самих учащихся;  технология оценивания степени  интеллектуального развития: (З-П-ИУ)  по содержанию изучаемой и  контролируемой учебной дисциплине.  При этом следует учитывать, что  характер освоения учебного материала  во многом определяется  использованием той или иной  прагматической функции языка:  коммуникативной, аргументативной и  проективной самого учебного  предмета. Рассмотрим каждый из  компонентов системы контроля в  отдельности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-11-2010
Борис Иванович Федоров
В реальной познавательной практике  прогнозирование связано с  процедурами выдвижения  предположений о будущих событиях на  базе, в большинстве случаев, заранее  известного истинного знания. Если  прогнозирование осуществляется на  базе описания, то мы имеем дело с  предвидением, если на базе  объяснения, то с научным прогнозом, а  если прогнозирование осуществлено из  ничего, то мы имеем дело с  пророчеством. Прогноз, как и  объяснение, является языковой формой  представления концептуального  знания и предполагает в свою очередь  реализацию процедур логического вывода.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-11-2010
Борис Иванович Федоров
Какая цель традиционно преследуется  при выставлении школьной отметки?  Школьная отметка, "как принято считать", выставляется за  результативность или качество  выполнения учебного задания, для  выявления уровня его  результативности. Если речь не идет  специально об оценивании характера  творческой оригинальности итогов  учебной работы, то в каждом  конкретном случае отметка  традиционно, выполняет функцию  количественной оценки или числового  показателя (балла) для степени  освоенности знаний, для уровня  достижения или приближения к  правильному решению или правильному  ответу ученика относительно эталона  правильного ответа. Таким образом, результаты контроля итогов обучения  или самостоятельной работы учащихся  должны, как правило, фиксироваться в  школьной отметке. Но какая именно  сторона ученического ответа характеризуется или выражается этой  "количественной оценкой" или  "степенью освоенности знаний" на  самом деле?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-11-2010
Борис Иванович Федоров, Е. Чернышева
Современное школьное образование  направлено преимущественно не на  выработку у учащихся навыков  самостоятельного мышления, а на  получение ими самой последней  "актуальной" информации о мире.  Подмена обучения, направленного на  развитие интеллекта учащихся,  обучением, являющимся в основе своей   лишь результатом их информирования,  приводит в большинстве случаев к  тому, что подросток выходит из стен  школы, усвоив лишь стандартный набор  определенных рецептов и формул,  украшенных фрагментами литературной  моды. Но вполне очевидно, что само по  себе информирование является лишь  одним из необходимых условий  достижения истинных целей школьного  образования, а вовсе не самой главной  его целью. Эти цели достигаются не  простой "передачей научных знаний",  но непрерывной и последовательной  реализацией важнейших  познавательных функций самого  научного знания в содержании  изучаемых школьных дисциплин.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-11-2010
Борис Иванович Федоров
Из сложившейся в современном  школьном образовании ситуации  следует, очевидным образом, искать  выход в первоочередном решении  вопросов общетеоретического и  методологического характера,  связанных с разработкой  общедоступной и общезначимой теории  развивающего обучения с позиций  самых разных подходов в образовании в  целом и к школьному образованию в  частности. Успеха можно достичь лишь  за счет дополнения арсенала  традиционных приемов и методов  обучения методологически  выверенными, теоретически  общезначимыми и практически  инвариантными к содержанию любых  школьных дисциплин средствами, в  основание которых будут положены, в  первую очередь, логико-информационные закономерности  использования языка и языковых  структур в учебном процессе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-11-2010
Борис Иванович Федоров
Научное познание осуществляется в  контексте исторического развития  общества и чтобы понять его природу и  особенности динамики необходимо  рассматривать его как социально-культурный процесс. Наука является  одной из сфер человеческой  деятельности, в которой происходят  выработка и теоретическая  систематизация знаний о  действительности. Вместе с тем наука  ориентируется и на человека, на  безграничное развитие его  интеллекта, творческих способностей,  культуры мышления. Наряду со знанием  об объектах действительности наука  формирует знания о методах, принципах  и приемах самой научной деятельности.  Потребность в развертывании и  систематизации знаний приводит к  формированию методологии как особой  отрасли научного исследования,  призванной направлять научный поиск.  Наука изучает не только окружающую  действительность, но и саму себя с  помощью комплекса дисциплин. В  настоящее время бурно развивается  методология и философия науки,  исследующие общие закономерности  научно-познавательной деятельности,  структуру и динамику научного знания,  его уровни и формы, его  социокультурную детерминацию,  средства и методы научных  исследований, способы обоснования и  механизмы развития.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-11-2010
Борис Иванович Федоров
  Выделение философии образования в  самостоятельный раздел философского  знания обусловлено повышением роли  образования в современном мире,  возрастающим количеством  образовательных систем, концепций,  идей, выражающих сложность и  многомерность мультикультурности  современного общества. Правомерность  философского осмысления школьного  образования связана с тем, что школьное образование нацелено,  прежде всего, на разработку приемов,  способов и средств, содействующих  становлению и развитию личности.  Соответственно в основе любых  педагогических систем, концепций и  идей имплицитно или эксплицитно  присутствуют философские принципы,  корреспондирующие с теми или иными  философскими течениями,  направлениями и школами.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-11-2010
Борис Иванович Федоров
Цели образования выполняют  системообразующую функцию в  педагогической деятельности. Именно  от выбора целей в наибольшей степени  зависит выбор содержания, методов и  средств обучения и воспитания.  Останавливаясь на тех или иных  методах обучения, мы фактически  отвечаем на вопрос "как учить?"; строя  содержание учебного плана, учебного  предмета или отдельного занятия, мы  отвечаем на вопрос "чему учить?".  Формулирование педагогических целей  отвечает на вопрос "для чего учить?";  какие задачи (профессиональные,  жизненные, предметные, этические,  эстетические) должен уметь решать  студент с помощью полученных знаний,  умений, навыков, убеждений, установок  и т. п.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-11-2010
Борис Иванович Федоров
Среди причин, обусловливающих  нежелание современных юношей и  девушек ходить в школу, можно  выделить две самые главные: (1)  неуверенность в собственных  способностях успешно осваивать тот или иной предмет при одновременном  отсутствии реальной помощи со  стороны учителя; (2) полный  субъективизм оценки индивидуальных  итогов работы учащегося. Остановимся  особо на анализе второй причины.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-11-2010
Борис Иванович Федоров, Е.Н. Зубань, Г.П. Любимов, В.Е. Никитин
Санкт-Петербург: Иван Федоров, 2001
Это учебное пособие позволит читателю самостоятельно освоить эффективные приемы, повышающие общую культуру восприятия и систематизации различных видов информации. Для изучения элементарных приемов и правил, а также решения с их помощью предлагаемых упражнений, не потребуется специальной подготовки в области логики или информатики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-11-2010
Борис Иванович Федоров Философские науки. 2009.  № 11-12.
В статье речь идет об интеллектуальных функциях, которые выполняют учебные задания на разных уровнях обучения (начальная, основная и средняя школа). Устанавливаются логико-информационный «меморандум» выполнения и формирования учебных заданий и условия их эффективности для достижения главной цели обучения. Здесь же раскрываются основные характеристики и особенности учебного диалога. Проводится типологизация учебного диалога по трем главным познавательным функциям научного знания, реализуемым в обучении для развития интеллектуальных способностей. Выявляются характерные особенности учебных вопросов и предлагается их полная классификация. Одновременно предлагается исчерпывающая классификация ответов как правильных, так и неправильных. Формулируются  основные логико-информационные требования к учебному диалогу и условия его эффективности в контексте достижения главной цели обучения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-11-2010
Борис Иванович Федоров Философские науки. 2009.  № 10.
В статье дается анализ функций учебного текста в процессе обучении в зависимости от одновременной реализации в нем соответствующей прагматической функцией языка и познавательных функций научного знания, обусловливающих развитие той или  иной интеллектуальной способности учащихся. Раскрывается механизм зависимости развития разных интеллектуальных способностей от использования учебных текстов разных по своей структуре, дается формально-логическое представление всех возможных структур учебного текста. Обсуждаются логико-информационные приемы систематизации учебной информации, и предлагается четкий алгоритм формирования названий, а также алгоритм составления подробного плана-оглавления относительно различных «законченных» фрагментов учебной информации. Выясняются общие логико-информационные условия эффективности различных информационных средств, используемых в обучении для достижения его главной цели. В этом контексте определяется эффективность учебного текста и эффективность плана-оглавления отдельной учебной темы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-11-2010
Борис Иванович Федоров Философские науки. 2009.  № 6.
Статья посвящена теоретическому обоснованию необходимости развития интеллектуальных способностей учащихся (интеллектуальных компетентностей) как  главной и постоянной цели всего школьного образовательного этапа, как основного и постоянного результата обучения. В ней дается развернутое обоснование необходимости рассмотрения языка в качестве универсального инструмента обучения, необходимости учета прагматических его функций и особенностей использования на различных уровнях школьного обучения. Подробному сравнительному анализу подвергнуты различные средства и методы обучения, определены их функции на разных стадиях обучения в школе. С позиций логико-информационного подхода в образовании и в контексте достижения главной цели школьного обучения выделяются три основных вида интеллектуальных компетентностей, которые коррелируются с главными познавательными функциями научного знания,  со структурами научной информации и прагматическими функциями языка. Подробно раскрывается смысл каждой познавательной функции научного знания.  Определяется понятие интеллекта и интеллектуальных способностей обучаемого.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-11-2010
Борис Иванович Федоров Философские науки. 2010.  № 1.
В статье вводится понятие контролирующего учебного диалога и показывается его отличие от обычного учебного диалога. Вводится понятие режима ведения диалога как способа ограничения информационной области поиска правильного ответа на учебный вопрос. На этой базе выстраивается оценочная шкала балльности. Обсуждается проблема разделения вопросов на «простые» и «сложные» и предлагается структурный логико-информационный способ её решения. Формулируется алгоритм построения КУД инвариантный контролю по различным школьным предметам. Выделяются шесть отличий системы ЛИТО-контроля от традиционных технологий контроля. Определены условия эффективности предлагаемой системы в контексте достижения главной цели обучения. Проводится сравнительный анализ системы ЛИТО-контроля с системой ЕГЭ-контроля.
ресурс содержит прикрепленный файл