Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 30

Опубликовано на портале: 13-11-2010
Борис Иванович Федоров Философские науки. 2009.  № 7.
В статье выявленные ранее интеллектуальные способности или компетентности рассматриваются в таких  взаимных сочетаниях, в которых они могут встречаться в реальном познавательном  или учебном процессе.  Это зависит от степени их развитости у определенного познающего субъекта, а также от необходимости использования в тот или иной временной момент мыслительной деятельности того или иного их сочетания. Образуется  пять теоретически возможных сочетаний, которые обусловливают соответствующий тип интеллекта или тип мышления: фактологический, критический, научный, интуитивный и гипотетический. Дается характеристика каждого типа в отдельности и обосновывается необходимость учета в реальном учебном процессе трех типов интеллекта с предложением модели их последовательного развития по основным этапам школьного обучения: начальная, основная и средняя (полная) школа.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-11-2010
Борис Иванович Федоров Философские науки. 2009.  № 5.
Стремление обнаружить в учебно-педагогической деятельности нечто объективное, независимое и инвариантное относительно постоянно меняющейся социальной практики с необходимостью приводит к поиску таких положений, которые могли бы быть положены в основание пока еще не сформировавшейся общенаучной педагогической теории. Именно этим стремлением руководствовался автор предлагаемого цикла статей, объединенных общим названием «Школа интеллекта». В них речь пойдет об алгоритмах развивающего обучения, о логической культуре учителя, о самых разных вопросах, имеющих отношение практически к любому конкретному акту учебно-педагогической деятельности. Обсуждение их будет проводиться с позиций логико-информационного подхода, подчиняющего  использование всех образовательных средств, методов и критериев достижению самой главной цели школьного обучения – развитию умственных или интеллектуальных способностей или умений учащихся.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-11-2010
Борис Иванович Федоров Философские науки. 2009.  № 8.
В статье обосновывается тезис о том, что развитие интеллектуальных способностей учащихся предполагает одновременно и последовательное освоение ими в процессе обучения элементарных логических приемов, определяющих интеллектуальные компетентности как умения практического использования их при работе с учебной информацией. Выясняется то, как достижение главной цели обучения зависит не только от методик и технологий  преподавания, но и от соблюдения в процессе обучения общих условий логико-информационной корректности. Каждое из этих условий рассматривается подробно в отдельности и в совокупности применительно к соответствующему структурному типу используемой в учебном процессе информации. Особо обсуждается процедура выявления главного смысла в учебной информации. Предлагается алгоритм процедуры оптимизации информации, позволяющий помимо своего основного назначения осуществить также и логико-информационную корректировку понятия интеллекта и главной цели школьного обучения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-11-2010
Борис Иванович Федоров Философские науки. 2010.  № 2.
В статье обсуждается проблема, связанная с необходимостью преодоления существующего в современной педагогической практике субъективного фактора при выставлении школьных отметок. Рассматривается поэтапная (начальная, основная, средняя школа) трансформация функции главной цели обучения при оценивании итогов обучения. Здесь предлагается логико-информационный способ решения проблемы субъективного фактора. Обосновывается его инвариантный относительно содержания учебных заданий характер и доказывается, что он не только может быть представлен в виде алгоритма, но и реализуем с помощью компьютера. Разработана формула для вычисления школьного балла, который обладает объективностью и одновременно является числовым выражением степени или уровня развития соответствующей интеллектуальной способности или компетентности конкретного ученика по конкретному школьному предмету. Определяются условия эффективности школьной отметки в контексте достижения главной цели обучения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-11-2010
Борис Иванович Федоров
Санкт-Петербург: филиал издательства "Просвещение", 2004, 182 с.
В этой книге излагаются и  иллюстрируются базовые принципы  логико-информационной теории  обучения, позволяющей на ее основе в  значительной степени улучшать  качество школьного образования,  эффективно расходовать время  обучения, объективно оценивать итоги  обучения, целенаправленно и  последовательно регулировать  процесс интеллектуального развития учащихся и повышать уровень их  самостоятельности в работе с учебным  материалом. Книга может быть с равным  успехом использована как в практике  работы рядового учителя, так и в подготовке студентов и аспирантов  педагогических вузов, а также в  развитии и решении различных проблем  самой педагогической науки.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-10-2010
Борис Иванович Федоров
Спб.: СПбАППО, 2010, 279 с.
Основания теоретических положений логико-информационного подхода лежат не в сфере опыта, а в сфере фундаментальных научных знаний, таких, например, как общая теория систем, теория информации, логические теории, теория познания и поэтому они не зависят от социокультурных изменений, происходящих в жизни общества. Положения логико-информационного подхода инвариантны к самому содержанию используемой информации, выражая лишь особенности форм её представления в процессе обучении. Логико-информационный подход вскрывает и объединяет собой такие закономерности процессов, которые являются изоморфными для различных по своему информационному содержанию классов явлений. Логико-информационный подход к современному школьному образованию, имея отчасти сходные с другими подходами задачи, обладает в то же время такими отличительными особенностями системы организации образовательного процесса, которые возводят его, по существу, в ранг общеметодологической логико-информационной теории обучения (ЛИТО).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-10-2010
Борис Иванович Федоров
Спб.: СПБГУПМ, 2003, 47-54 с.
Мониторинг качества образования является частью государственной программы в области образования, в которую должны быть вовлечены все объекты системы образования страны. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности образовательных программ, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса, является основой для принятия эффективных управленческих решений. Термин «мониторинг» пришел в педагогику из экологии и социологии. Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Например, мониторинг педагогический и психологический; мониторинг качества подготовки учащихся; мониторинг федеральный, региональный, локальный; мониторинг учебно-материальной базы школы; мониторинг качества подготовки педагогических кадров; мониторинг образовательного процесса; мониторинг качества образования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-10-2010
Борис Иванович Федоров Вестник Северо-Западного отделения РАО. 2005.  № 9. С. 49-51. 
Для развития науки необходимо позаботиться о повышении качества образования, важной составной частью которого станет его мониторинг. Вопрос о качестве образования напрямую зависит от того, какие именно сведения будут собираться при проведении его мониторинга и какие жесткие требования должны быть предъявлены к данным сведениям, а также к форме их предоставления. 
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-04-2010
Константин Семёнович Пигров
Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003, 11-15 с.
Наша задача состоит в том, чтобы продемонстрировать внутренний отрицательный характер инноваций, что позволит объяснить — почему инновации находятся в таких сложных, противоречивых отношениях с социальным институтом образования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-03-2010
Зинаида Александровна Сокулер
Спб.: Изд-во Русского Христианского Гуманитарного института, 2001, 240 с.
Настоящая работа является попыткой обоснования следующего тезиса: наука развивается не имманентно, а под влиянием определенных социальных обстоятельств, которые накладывают свой отпечаток на ее важнейшие методологические характеристики. Эти социальные обстоятельства наука не продуцирует сама, но по большей части оказывается в них, как река в определенном ландшафте. Наука XIX—XX вв., в самом деле, оградила себя демаркационной линией, установила специфические методологические нормы и стандарты, изгнала все «внешние» факторы — но под влиянием определенных социальных условий. Более конкретно, речь пойдет о структурах отношений власти, в которых существует научное познание, и об их возможном влиянии на методологические нормативы научного познания.
ресурс содержит прикрепленный файл