Эксоцман
на главную поиск contacts
Раскрывается тема государственных и муниципальных финансов, приводятся монографии, учебники, статьи, в которых освещены теоретические аспекты, текущее состояние, проблемы, проекты и перспективы развития государственных финансов в России и за рубежом. (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 109

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Мстислав Платонович Афанасьев, Илья Викторович Кривогов Вопросы государственного и муниципального управления. 2007.  № 2-3. С. 17-36. 
0
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Людмила Викторовна Макущенко Вопросы государственного и муниципального управления. 2009.  № 3. С. 93-113. 
Статья посвящена проблемам межбюджетных отношений муниципального уровня. Система межбюджетных отношений рассматривается на примере одного из самых благополучных муниципальных образований страны – Сургутского района ХМАО. Проведенный там анализ ситуации свидетельствует о необоснованном сокращении налогов, отчисляемых в местные бюджеты. В статье утверждается, что бюджетное регулирование, согласно которому часть средств возвращается на муниципальный уровень в качестве субсидий, субвенций и финансирования целевых программ, является, по существу, механизмом экономического давления государственных структур на местное самоуправление, что противоречит Конституции Российской Федерации и имеет негативные, как социальные, так и экономические, последствия. В статье содержатся предложения и рекомендации по совершенствованию межбюджетных отношений на муниципальном уровне.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Олег Николаевич Цветков Вопросы государственного и муниципального управления. 2010.  № 2. С. 23-39. 
В статье рассмотрены недостатки системы управления затратами, используемой сегодня при принятии решений в сфере управления социально-экономическим развитием регионов, факторы, тормозящие переход к управлению результатами, и описывается предлагаемая информационно-аналитическая система управления реализацией стратегии социально-экономического развития регионов, внедрение которой позволит решить задачи перехода на управление по результатам.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
А В Журов Вопросы государственного и муниципального управления. 2010.  № 1. С. 89-97. 
Данная статья посвящена вопросам налогового стимулирования бизнес-ангельского инвестирования. В первой части дается понятие достаточно нового для России явления – бизнес-ангелов. Во второй части исследуется европейский и североамериканский опыт налогового стимулирования частных инвесторов к вложениям капитала в малые инновационные предприятия. В третьей, заключительной, части приводятся рекомендации по созданию в России системы налоговых льгот для бизнес-ангелов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Мстислав Платонович Афанасьев, Илья Викторович Кривогов Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.  № 2. С. 50-72. 
0
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Виктор Александрович Двуреченских, Егор Алексеевич Чегринец Вопросы государственного и муниципального управления. 2010.  № 3. С. 125-139. 
Федеральное законодательство предоставляет лишь минимальное и недостаточное регулирование правового статуса и деятельности региональных контрольно-счетных органов в России. В связи с этим основное развитие правовогорегулирования государственного аудита и региональных контрольно-счетных органов происходит в России на региональном уровне. Настоящая статья описывает процесс принятия и основные положения нового Закона города Москвы «О Контрольно-счетной палате Москвы», включая задачии полномочия этого органа, его независимость и подотчетность, виды его деятельности и процесс ее планирования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Мстислав Платонович Афанасьев, Ярослав Мстиславович Афанасьев Вопросы государственного и муниципального управления. 2009.  № 3. С. 47-70. 
Определение путей выхода из современного мирового финансового кризиса напрямую связано с новым прочтением классических концепций теории государственных финансов. Научные идеи выдающегося немецкого ученого А. Вагнера (1835–1917) могут иметь приоритетное значение в этом процессе. Закон Вагнера и его концепция фискальной экономики могут стать важным инструментом познания современных финансовых и экономических процессов. В данной работе были проанализированы природа фискальной экономики и ее особенности. Составной частью концепции фискальной экономики А. Вагнера является его оригинальное понимание принципов налогов и условий налогообложения. В этой сфере А. Вагнер сделал существенный шаг вперед для своего времени, шаг, актуальный и для современности, – раскрыл не только фискальную, но и социальную функцию налогообложения. Важное место в понимании принципов построения эффективной системы налогообложения А. Вагнер отводил вопросу справедливости в налоговом распределении. Проанализированные авторами методологические и теоретические основы формулировки закона Вагнера позволили подойти к раскрытию причин и сущности данного закона. В работе помимо формулировки закона Вагнера рассматривается опыт его тестирования по первой и второй версии на достаточно крупных и разнообразных в страновом отношении массивах статистической информации, что открывает широкие возможности для дальнейшего научного исследования современных проблем государственных финансов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-08-2010
В.Э. Григоров, Д.В. Жигалов, Леонид Владимирович Перцов
Ред.: Надежда Борисовна Косарева, Александр Сергеевич Пузанов
Москва: Фонд "Институт экономики города", 2009, 174 с.
В Российской Федерации за последние годы были проведены реформы, направленные наразвитие бюджетного федерализма, местного самоуправления и повышение качества управления общественными финансами. На местном уровне возникли муниципальные образованиянового типа — муниципальные районы, городские округа и поселения. Был определен кругвопросов, отнесенных к компетенции муниципалитетов каждого из них, за муниципальнымибюджетами закреплены на постоянной основе собственные доходные источники.
Эксперты Института экономики города провели исследование влияния муниципальнойреформы и реформы межбюджетных отношений на степень финансовой автономии, сбалансированность бюджетов и величину доходной базы органов местного самоуправления в 2003 - 2007 гг. Центральной темой исследования был анализ изменения в результате реформ уровняфискальной автономии муниципалитетов, понимаемой как их способность самостоятельноопределять объемы расходных и доходных полномочий местных бюджетов.
Аналитический доклад, подготовленный по итогам исследования, адресован сотрудникаморганов местного самоуправления, муниципальных учреждений и организаций, широкомукругу специалистов в области общественных финансов, преподавателям, студентам и аспирантам финансовых и экономических вузов, а также всем, кто интересуется данной проблематикой. 
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2010
Ред.: Герман Юрьевич Ветров, Зайцева Ю.С.
Москва: Фонд "Институт экономики города", 2004, 116 с.
Кодекс лучшей практики в сфере муниципального управления представляет собой итог многолетней работы фонда «Институт экономики города» в сфере содействия местному самоуправлению и муниципальному социально-экономическому развитию в России. Это систематизированный свод наиболее удачных разработок в сфере управления местным развитием, успешно апробированных в российской муниципальной практике.
В структурном отношении Кодекс лучшей практики состоит из двух частей собственно Кодекса и Библио   теки лучшей практики. Первая часть содержит стандарты лучшей практики – описания практик, включая формулировку цели перехода к стандарту и краткое изложение его содержания и путей реализации. Вторая часть представляет собой подробные «истории успеха» реализации этих стандартов в конкретных муниципальных образованиях – от исходной ситуации до финальных результатов, включая мероприятия по реализации, ресурсное, административное и организационное обеспечение, проблемы и пути их преодоления. Для желающих непосредственно выйти на «носителей» практики и получить более подробную информацию в большинстве примеров, вошедших в Библиотеку, содержится контактная информация «пилотных» муниципалитетов.
Кодекс лучшей практики адресован в первую очередь муниципальным работникам и специалистам в области местного самоуправления. Значение Кодекса для их повседневной деятельности трудно переоценить. Он может служить и каналом передачи передового опыта в различных сферах муниципального управления, и индикатором оценки качества управления в муниципальном образовании, и ориентиром при выборе стратегических направлений местного развития.
Кодекс лучшей практики задуман как динамичный, постоянно совершенствуемый инструмент муниципального управления. В связи с этим планируется его ежегодное переиздание с учетом изменений и дополнений.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2010
Александр Георгиевич Чернявский
Москва: Фонд "Институт экономики города", 2003, 114 с.
В книге рассмотрены процессы, которые происходили в период реформ (1992 - 2002 гг.) в сфере формирования доходов местных бюджетов и расходных бюджетных полномочий муниципалитетов. Цель исследования – анализ развития процессов децентрализации и фискальной автономии муниципалитетов в России за прошедшие десять лет и оценка намечаемых преобразований в этой сфере. Работа адресована членам научного сообщества, занимающимся проблемами местного самоуправления и публичных финансов в целом, сотрудникам финансовых администраций на местном и региональном уровнях, преподавателям и студентам, изучающим проблемы общественных финансов, а также всем, кто интересуется данной проблематикой
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 03-11-2009
Петр Владимирович Гуляев, Туйара Николаевна Гаврильева Регион: экономика и социология. 2006.  № 3. С. 185-195. 
В статье приводятся результаты исследований формирования доходной базы муниципальных образований в Республике Саха (Якутия). В этом регионе большинство муниципалитетов испытывают бюджетный дефицит. Одним из источников его покрытия являются дотации из региональных бюджетов. Предлагается формализованный поход к распределению финансовой помощи муниципальным образованиям. Разработана методика распределения помощи муниципальным образованиям из районного фонда финансовой поддержки. Критериями распределения бюджетных средств являются налоговый потенциал и индекс бюджетных расходов каждого поселения. Практика применения методики показала возможность оптимизации расходов местных бюджетов и стимулирования развития налогооблагаемой базы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-09-2009
Татьяна Владимировна Сумская Регион: экономика и социология. 2009.  № 2. С. 56-69. 
Анализируются проблемы взаимодействия регионального и местных бюджетов с позиций формирования финансовой базы органов местного самоуправления. Оценена структура местных бюджетов, проведен расчет показателей неоднородности местных бюджетных до и после дотаций из областного бюджета. Показан метод выявления территорий, определяющих изменение показателей разброса бюджетных доходов с учетом средств из вышестоящего бюджета. Проанализирована зависимость между безвозмездными перечислениями и полученными доходами, оценен предельный эффект увеличения налогов, поступающих в местные бюджеты.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-04-2009
Татьяна Владимировна Сумская Регион: экономика и социология. 2007.  № 2. С. 214-225. 
Новосибирск - самое крупное по занимаемой площади муниципальное образование областного подчинения в Российской Федерации с развитой обрабатывающей промышленностью, транспортной инфраструктурой, здесь сконцентрированы значительные экономические, административные и интеллектуальные ресурсы. Экономика г. Новосибирска характеризуется более высоким потенциалом по сравнению со среднероссийским показателем. В статье приведена методика оценки структуры и устойчивости бюджета, позволяющая осуществить мониторинг городского бюджета, определить возможные направления совершенствования бюджетно-налоговых отношений в г. Новосибирске.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2008
Виктория Никитична Харитонова, Ирина Александровна Вижина, Ольга Филипповна Коцебанова Регион: экономика и социология. 2007.  № 4. С. 32-47. 
В статье систематизируются основные виды рисков пионерного этапа формирования Восточно-сибирского нефтегазового комплекса (ВСНГК), оцениваются последствия их реализации для социально-экономического развития регионов, где формируется названный комплекс. Предложенный подход позволил оценить интервал ожидаемых экономических эффектов формирования ВСНГК с учетом реализации различных управленческих решений. Показано, что управленческие риски образуются преимущественно в результате принятия решений на федеральном и корпоративном уровнях. Региональным органам власти принадлежит роль активного посредника между компаниями и Федерацией, в то время как федеральное правительство имеет прямые рычаги государственного регулирования. Экономические эффекты отражены в показателях прироста ВРП региона и доходов региональных и местных бюджетов Иркутской области, Красноярского края и Республики Саха (Якутия).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-04-2007
Борис Иванович Алехин
Москва: Юнити-Дана, 2004, 336 с.
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061000 "Государственное и муниципальное управление" и 060400 "Финансы и кредит". Рассматриваются теоретические аспекты государственного долга, управление государственным долгом, рынок государственного долга и ценные бумаги государства. Пособие построено на материалах тех стран, где управление государственным долгом и рынок государственных ценных бумаг получили наибольшее развитие. Для студентов, аспирантов, преподавателей, научных и практических работников.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 24-04-2007
Лев Ильич Якобсон
Москва: Аспект-Пресс, 1996, 319 с.
Учебник дает комплексное представление об основных положениях экономики общественного сектора, изучающей причины, формы и методы участия государства в экономической жизни в условиях доминирования рыночных отношений. Центральное место занимают проблемы государственных финансов. Особое внимание уделяется специфике общественного сектора в период перехода к рыночной экономике
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 24-04-2007
Александр Михайлович Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина
Москва: Издательский дом "Дашков и К", 2003, 568 с.
Учебник раскрывает основные положения бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации, показывает бюджетный процесс и его стадии, дает характеристику бюджетной системы Российской Федерации, основы правового регулирования бюджетных отношений, вскрывает современные проблемы бюджетного регулирования. Особое внимание авторы уделяют социальной направленности бюджетной политики Российской Федерации, исследованию вопросов бюджетного планирования и бюджетного федерализма.Во второе издание учебника внесены изменения в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".Книга позволяет каждому самостоятельно изучить вопросы, связанные с бюджетом и бюджетным устройством Российской Федерации. Она может применяться для обучения по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским специальностям, на курсах повышения квалификации для изучения и исследования бюджета и бюджетных отношений в России
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 24-04-2007
Анатолий Михайлович Бабич, Лариса Николаевна Павлова
Москва: Юнити, 2002, 703 с.
В учебнике рассмотрена концепция функционирования государственных и муниципальных финансов, направленная на изучение финансовых категорий, закономерностей и направлений развития, обеспечения общественного сектора экономики необходимыми финансовыми и кредитными ресурсами, рассмотрены этапы развития финансов, которые позволяют в историческом аспекте оценить и осмыслить объективную и закономерную направленность изменений в финансово-кредитной области, связанную прежде всего с преобразованиями экономического базиса общества — отношений собственности, особе внимание уделено региональному аспекту функционирования финансово-кредитной и налоговой систем, роли и задачам законодательных, представительных и исполнительных органов государственного управления в реализации финансовой политики на современном этапе. Выявить и обосновать тенденции развития финансовых отношений можно только на основе новых концептуальных и методологических разработок различных аспектов функционирования финансов, изучения действующей законодательной и нормативной базы на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях в их единстве.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 20-04-2007
Алихан Заграбович Дадашев, Дмитрий Георгиевич Черник
Москва: Инфра-М, 1997, 248 с.
В учебном пособии рассматриваются теоретические основы финансовой системы общества; на российском материале обстоятельно изложены ее основные подсистемы - финансы предприятий, государственные и муниципальные финансы, финансы домашних хозяйств. Включение финансов домохозяйств придает необходимую завершенность кругообороту доходов и расходов субъектов экономических отношений в финансовой системе общества.Таблицы и схемы рекомендуется использовать в качестве наглядного и аналитического материала при подготовке курсовых и дипломных работ, а также рефератов при поступлении в аспирантуру.Рассчитана на студентов и преподавателей экономических специальностей, слушателей школ бизнеса и лиц, интересующихся финансовой проблематикой

Опубликовано на портале: 20-04-2007
М.П. Афанасьев
Москва: ГУ ВШЭ, 2004
Предлагаемое пособие написано на чрезвычайно актуальную тему, особенно в свете проводящихся сегодня реформ. Изложение материала в пособии представлено таким образом, что оно будет иметь определенную ценность как для студентов, так и для преподавателей, в качестве материала для подготовки к семинарским занятиям.
Порядок изложения данного учебного пособия следует логике Бюджетного кодекса Российской Федерации, а начинается оно с трудов М.М. Сперанского, который первым в России в 1810 г. предложил принципы формирования бюджетной системы российского государства.
Особого внимания заслуживает тот факт, что учебное пособие содержит объемный список литературы на рассматриваемую тему, а также контрольные вопросы после каждой главы, что представляет огромную пользу для самостоятельной работы студентов в области изучения вопросов функционирования бюджетной системы.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)