Эксоцман
на главную поиск contacts
Рассматриваются социальные функции государства: вопросы здравоохранения, образования и науки, пенсионного и социального страхования, культуры, спорта. (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 120

Опубликовано на портале: 10-09-2004
Анатолий Моисеевич Кац Директор школы. 1999.  № 4. С. 3-13. 
Статья посвящена проблемам, возникающим в ходе проведения процедуры аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Joel Adrian Директор школы. 1995.  № 4. С. 69-73. 
Что такое партнеры средней школы? Общепринятый смысл слова «партнер» подразумевает примерное равенство занимаемого положения. Однако часто этим словом злоупотребляют, прибегая к нему, когда речь идет об отнюдь не равноправных отношениях. Поэтому мы будем различать три типа отношений: отношения школы с опекунами, с пользователями и с партнерами. С представителями власти, осуществляющими опеку, школа имеет формальные отношения подчинения. Государство, равно как и местные органы управления, осуществляет свою власть в соответствии с законом и независимо от характера институциональных или личных отношений. С пользователем (потребителем школьных услуг) школа имеет формальные отношения превосходства. Это относится к руководству учебного заведения и к преподавателям по отношению к ученикам и их семьям: работники школы преподают, формируют знания и оценивают их. Отношения партнеров более свободные и относительно равные, они устанавливаются и развиваются лишь с обоюдного согласия. Только такие отношения, строго говоря, и можно назвать партнерскими, поскольку партнерство предполагает равное положение, свободу принятия обязательств и взаимный интерес. Окончание. См. Начало; См. Продолжение.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Joel Adrian Директор школы. 1995.  № 3. С. 71-76. 
В предыдущем номере мы рассмотрели юридическую и институциональную, а также педагогическую самостоятельность учебных заведений (см. Начало). Стратегическая самостоятельность школы заключается в возможности наметить определенные цели и выбрать соответствующие средства и партнеров. Такая самостоятельность неизбежно ограничена тем, что государство определяет цели учебных заведении и основную часть средств их достижения (в частности дотации на содержание педагогического персонала). Теоретически самостоятельность школ этим и ограничивается, но на практике она шире: вместо одного лишь министерства, опекавшего школу, она имеет дело и с центром, и с учебным округом, и с местными властями. Это позволяет школе обращаться то к центральным, то к местным инстанциям, то есть ее стратегические возможности расширяются. Целью этой самостоятельности является прежде всего сочетание местных интересов с национальными. Ее значение может показаться весьма незначительным, но тем не менее оно вполне ощутимо.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 06-08-2004

Организация: Сентябрь (издательская фирма)
Программный комплекс зарегистрирован как электронное средство массовой информации (Свидетельство ЭЛ№77-6128) и как программа для ЭВМ (Свидетельство Роспатента № 2003610385). Электронный справочник содержит специализированную базу данных правовых актов Российской Федерации в области образования и предназначен для использования руководителями образовательных учреждений и работниками органов управления образованием.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 06-08-2004
Марк Матусович Поташник Директор школы. 1995.  № 1. С. 7-12. 
В статье рассматривается перечень проблем во взаимоотношениях школы и органов образования, когда отношения школы и органов образования характеризуются термином "субординация". В зависимости от конкретных личностей заведующих рай(гор)ОНО и инспекторов, эти взаимоотношения складываются более или менее терпимо, но всегда являются диктатом со стороны вышестоящих. Школа фактически не имеет самостоятельности ни творческой, ни финансовой. См. также: Школа и органы образования: трудный поиск взаимодействия (продолжение)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 06-08-2004
Марк Матусович Поташник Директор школы. 1995.  № 2. С. 38-34. 
Существует идея создания территориальной (региональной, муниципальной, местной) образовательной системы. По определению В.С. Лазарева, она представляет совокупность связанных между собой образовательных и инновационных процессов (происходящих как в образовательных учреждениях, так и вне их) и деятельности по управлению этими процессами, осуществляемой образовательными учреждениями, органами образования и другими институтами в той или иной территории. Основа этой системы - учебные заведения, классы и группы разных направлений, профилей, специализаций, обеспечивающие образовательные потребности и учитывающие возможности всех детей, проживающих на данной территории. Речь идет об открытии в городе (районе) таких и стольких классов и школ (как государственных, так и частных), где были бы удовлетворены запросы и учтены особенности каждого ребенка. Они создаются совместными усилиями органов образования и школ на основе требований социального заказа и всесторонней диагностики здоровья, способностей, возможностей, потребностей детей. См. также: Школа и органы образования: трудный поиск взаимодействия (начало)
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-08-2004
Вячеслав Валерианович Гузеев Директор школы. 1994.  № 2. С. 17-26. 
Статья посвящена различным вопросам процедуры аттестации педагогических работников. Рассмотрены вопросы аттестации на различные квалификационные категории: содержание, процедура, оценка.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Геннадий Геннадьевич Безруков Университетское управление. 1997.  № 2(2). С. 9-17. 
Налогообложение в России, как и в любой другой стране, является главным источником формирования доходов бюджетов всех уровней. И, соответственно, законодательно закреплена обязанность как физических, так и юридических лиц платить налоги с полученных доходов. Так как государство не может существовать и развиваться без собранных налогов, то установлен примат налогового законодательства по отношению к другим законодательным актам. Что это означает и как проявляется в реальной жизни? Например, в 1995-1996 гг. был принят ряд законов, касающихся деятельности различных государственных учреждений, и в том числе Закон "Об образовании", в котором в статье 40 пункте 3 образовательные учреждения независимо от организационно-правовых форм освобождаются от уплаты всех видов налогов. Однако законами "Об основах налоговой системы в РФ", "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и другими такие льготы предусмотрены не были, соответственно, до внесения изменений в налоговое законодательство льготы налоговыми органами не представлялись, что вызвало массу споров и разногласий. Действующим налоговым законодательством предусмотрено достаточно большое количество различных льгот по уплате налогов в бюджет всех уровней для отдельных категорий плательщиков. В статье рассматриваются налоговые льготы для учреждений народного образования и науки.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 1998.  № 4(7). С. 20-23. 

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Университетское управление. 1997.  № 1(1).

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Евгения Владимировна Бурмистрова Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 114-115. 
Следование образовательного учреждения принципам качества предполагает поступательное движение по циклу Деминга: планируй — делай — изучай/оценивай — действуй/улучшай. Простота и очевидность данного представления деятельности любой организации не умаляет важности каждого этапа цикла. Планирование должно быть подробным и дальновидным, реализация планов — четкой и аккуратной, оценка — всесторонней и объективной, улучшения — обоснованными и эффективными. От правильности оценки зависят как принятие мер по улучшению, так и дальнейшие планы с их реализацией. Для производственных предприятий разработано множество эффективных методов измерения и оценки качества: контрольные карты, различные коэффициенты, связанные с дефектностью, надежностью и пр. Организации, работающие в сфере услуг, зачастую имеют трудности на этапе оценки своей деятельности и не могут выделить критерии, подлежащие измерению. Эта проблема стоит и перед некоторыми вузами как поставщиками образовательных услуг. Решают ее по-разному. Традиционно, вузы стремятся наладить связь с потребителями, а именно: со студентами — потребителями самих образовательных услуг, с работодателями — потребителями молодых специалистов
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Татьяна Валентиновна Козлова Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 60-64. 
Интернационализация образования представляет собой процесс расширения сферы деятельности университетов за пределы своей национальной образовательной системы, развитие международных образовательных и научных связей, приведение деятельности вуза в соответствие международным нормам, что содействует формированию благоприятных условий для обеспечения высокого качества образования, для развития университетской науки. Хотя в евразийских университетах работают специалисты, получившие базовое образование в вузах и ведущих научных центрах Российской Федерации, Украины, Белоруссии, процесс интернационализации европейских университетов проходит непросто. В частности, региональные аспекты участия в Болонском процессе в этих университетах приобретают особую остроту, поскольку евразийские университеты призваны сохранить и укрепить свои позиции.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Марина Игоревна Диброва, Наталья Мухарбековна Кабанова Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 58-60. 
В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, официально вступив, таким образом, в европейское академическое сообщество и лицом к лицу столкнувшись с проблемами, которые ждут своего решения последнее десятилетие. Главная роль Болонской декларации заключается в том, чтобы служить долговременной программой структурных изменений в системе европейского образования. Основные цели Болонской декларации — мобильность студентов и преподавателей, ведущая к транснациональному обучению; привлекательность образования с точки зрения европейского работодателя и конкурентоспособность европейского образования на международном рынке образовательных услуг — изначально предполагают присутствие международного аспекта во всех предполагаемых структурных изменениях, а это неизбежно ведет к интернационализации образования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Татьяна Михайловна Чурекова Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 50-53. 
Перемены, происходящие в последние годы в экономической, социально-политической и научно-технической сферах, стали главной причиной системной модернизации образования, в том числе и профессионального. Анализ практики развития высшей школы показывает, что можно говорить об «университизации» высшего профессионального образования и его диверсификации.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Ю.В. Громыко Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 43-49. 
Прошедшее десятилетие, сделавшее возможным сопоставление структур российских и западных университетов, подвело нас к важнейшему рубежу — необходимости самоопределения и ответа на вопрос, хочет ли академическое образовательное сообщество реального развития университетов, вузовской науки, инновационных комплексов. Становится совершенно очевидно, что российские вузы не будут развиваться в соответствии с принципами американского высшего образования — в России другие ресурсные возможности и другие институционально-политические особенности. Вместе с тем российское академическое сообщество, составляющее основу организации вузов и вузовской науки, будет определять в нашей стране важнейшие цели и направления изменений, происходящих в высшей школе, науке и кадровой экономике. В этом контексте мы приходим к важнейшему вопросу, является ли современный университет в России структурой, порождающей новые знания и создающей условия для формирования особого экономического уклада знаний.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Светлана Васильевна Барабанова, Лариса Леонидовна Шиловская Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 30-34. 
В связи с развитием современного законодательства и принятием ряда новых кодексов — Гражданского, Бюджетного, Налогового, Трудового — все острее становится вопрос о роли и месте специального законодательства об образовании. Очевидно, что появляющиеся коллизии никогда не разрешаются в пользу образовательных учреждений. Отчасти это можно объяснить тем, что основным системообразующим актом в регулировании образовательных отношений является Федеральный закон «Об образовании», а не кодекс. Закон, в нарушение логики теории построения нормативно-правовой системы, традиционно воспринимается как акт меньшей юридической силы. В настоящее время Минобразованием России уже проведена большая подготовительная работа, Правительству Российской Федерации представлен проект Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании. Думается, по проекту будет высказано немало критических замечаний, однако лед тронулся, и специфика образовательных отношений подтверждена фактом разработки этого кодекса.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 9. 
Работа по совершенствованию управления проводится Министерством образования непрерывно и на разных уровнях: федеральном, региональном и институциональном. Совершенствование качества управления вузом, качества достижения оптимальных показателей и качества образовательного и научного процесса в деятельности вуза — это задачи, которые были всегда. В современных условиях они заметно обострились, стали более актуальными, поскольку изменились отношения в обществе, экономические условия, международные отношения. Произошли глубинные изменения в самом профессиональном образовании в связи с возрастанием роли личности, различных общественных групп. Возникло новое поле для анализа, поиска решений в вопросах управления высшим профессиональным образованием
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Евгений Анатольевич Князев Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 5-6. 
Когда Вы, уважаемый читатель, откроете этот выпуск журнала «Университетское управление: практика и анализ», останется позади предвыборная политическая суета, народ узнает имя избранного Президента, скорее всего — будут уже известны структура и состав кабинета, и вектор основных направлений его деятельности, среди которых важное место займет давно назревшая административная реформа. Допускаю, что некоторым из Вас подобная цепочка взаимосвязей «университетское управление — политика — административная реформа» может показаться поверхностной, не слишком логичной или очевидной.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 21-05-2004
Петр Федорович Анисимов, Виктор Иванович Козырь Среднее профессиональное образование. 1995.  № 4-5. С. 40-45. 
В статье рассматривается один из видов американских послесредних образовательных учреждений – коммунальные двухгодичные колледжи. Авторы рассматривают коммунальный колледж как американский феномен, который развивает идею открытого образования, предлагая образовательные услуги людям разных возрастов и специальностей. Массовое развитие коммунальных колледжей в 60-х годах ХХ века было вызвано потребностью в серьезном росте качества не только общего, но и профессионально-технического образования и позволило многим миллионам американцев продолжить образование, получить более высокую квалификацию. В настоящее время в США имеется около 1500 коммунальных колледжей (почти 40% от общего количества учреждений высшего образования США), в которых обучается свыше 6 млн. студентов. Кроме того, 5 млн. американцев разных возрастных групп посещают программы дополнительного и непрерывного образования. В статье раскрыт механизм многоканального финансирования коммунальных колледжей, вопросы управления и аккредитации. Рассмотрены примеры конкретных коммунальных колледжей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-01-2003
Chad D. Ellett Journal of Personnel Evaluation in Education. 2002.  Vol. 16. No. 1. P. 63 - 74. 
This article describes the recent development, implementation, and web-based support for a new comprehensive system designed for the annual evaluation and professional growth of all teachers in the Miami-Dade County Public Schools (M-DCPS), Miami, Florida. The Professional Assessment and Comprehensive Evaluation System (PACES) has been designed to meet new legislative mandates in Florida for approval of district teacher evaluation procedures and mandates that require all teachers and school support/resource personnel (e.g., school counselors, library/media specialists, school psychologists) to develop and implement an annual professional development plan that targets student outcomes. The PACES has also been developed to embrace newer philosophies of professional teaching practice and prominent theories of teaching and learning. Included in the article is an overview of the PACES and a description of current and developing web-based supports for the total PACES effort in M-DCPS. These supports were designed to: (a) enhance the learning of teachers, administrators, and other educators; (b) maintain updated information about program policies and procedures; (c) prepare members of PACES Professional Growth Teams (mentor teachers); (d) provide technology-based supports for the ongoing professional development of teachers, administrators, and other educators; (e) increase the efficiency of collecting and processing information from PACES evaluations and professional growth activities; and (f) facilitate the development of a more cohesive learning community among educators and learners in M-DCPS.