Эксоцман
на главную поиск contacts
Раскрывается тема государственных и муниципальных финансов, приводятся монографии, учебники, статьи, в которых освещены теоретические аспекты, текущее состояние, проблемы, проекты и перспективы развития государственных финансов в России и за рубежом. (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 10

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 08-07-2017
Денис Валентинович Кадочников TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 2. С. 76-92. 
Статья посвящена сопоставлению правовых принципов и практики межбюджетных отношений между центральными и региональными властями в Российской Федерации и в Китайской Народной Республике. Актуальность межстранового сравнительного анализа в этой сфере обусловлена тем огромным значением, которое межбюджетные отношения имеют в настоящее время в обеих странах. Одинаково сталкиваясь с необходимостью сглаживания межрегиональных различий, развития отстающих регионов без ущерба для регионов - локомотивов экономического роста, создания стимулов для региональных властей по развитию собственных доходных источников, Россия и Китай в настоящее время придерживаются разных подходов к решению этих задач. Между тем по многим показателям социально-экономического развития, по подушевым параметрам бюджетов российские и китайские регионы достаточно сходны. С учетом этого некоторые элементы китайской практики межбюджетных отношений и организации бюджетной системы в целом могут представлять интерес для Российской Федерации как примеры относительно передовой практики, эффективность которой подтверждается высокими темпами социально-экономического развития, демонстрируемыми Китайской Народной Республикой на протяжении многих лет. С оговоркой о наличии определенных конституционных ограничений, связанных с федеративным устройством российского государства, можно утверждать, что элементы китайской модели могут, как минимум, рассматриваться в качестве одной из возможных стратегических альтернатив при выборе направлений совершенствования или реформирования российской бюджетной системы. Централизация доходов при радикальной децентрализации расходов выступает, вероятно, наиболее интересной специфической чертой китайской бюджетной системы; она, как представляется, является возможным решением проблемы обеспечения заинтересованности субнациональных властей в региональном развитии при одновременном сохранении инструментов контроля над ними со стороны центральных властей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Мстислав Платонович Афанасьев, Илья Викторович Кривогов Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.  № 2. С. 50-72. 
0
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Людмила Викторовна Макущенко Вопросы государственного и муниципального управления. 2009.  № 3. С. 93-113. 
Статья посвящена проблемам межбюджетных отношений муниципального уровня. Система межбюджетных отношений рассматривается на примере одного из самых благополучных муниципальных образований страны – Сургутского района ХМАО. Проведенный там анализ ситуации свидетельствует о необоснованном сокращении налогов, отчисляемых в местные бюджеты. В статье утверждается, что бюджетное регулирование, согласно которому часть средств возвращается на муниципальный уровень в качестве субсидий, субвенций и финансирования целевых программ, является, по существу, механизмом экономического давления государственных структур на местное самоуправление, что противоречит Конституции Российской Федерации и имеет негативные, как социальные, так и экономические, последствия. В статье содержатся предложения и рекомендации по совершенствованию межбюджетных отношений на муниципальном уровне.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-08-2010
В.Э. Григоров, Д.В. Жигалов, Леонид Владимирович Перцов
Ред.: Надежда Борисовна Косарева, Александр Сергеевич Пузанов
Москва: Фонд "Институт экономики города", 2009, 174 с.
В Российской Федерации за последние годы были проведены реформы, направленные наразвитие бюджетного федерализма, местного самоуправления и повышение качества управления общественными финансами. На местном уровне возникли муниципальные образованиянового типа — муниципальные районы, городские округа и поселения. Был определен кругвопросов, отнесенных к компетенции муниципалитетов каждого из них, за муниципальнымибюджетами закреплены на постоянной основе собственные доходные источники.
Эксперты Института экономики города провели исследование влияния муниципальнойреформы и реформы межбюджетных отношений на степень финансовой автономии, сбалансированность бюджетов и величину доходной базы органов местного самоуправления в 2003 - 2007 гг. Центральной темой исследования был анализ изменения в результате реформ уровняфискальной автономии муниципалитетов, понимаемой как их способность самостоятельноопределять объемы расходных и доходных полномочий местных бюджетов.
Аналитический доклад, подготовленный по итогам исследования, адресован сотрудникаморганов местного самоуправления, муниципальных учреждений и организаций, широкомукругу специалистов в области общественных финансов, преподавателям, студентам и аспирантам финансовых и экономических вузов, а также всем, кто интересуется данной проблематикой. 
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2010
Александр Георгиевич Чернявский
Москва: Фонд "Институт экономики города", 2003, 114 с.
В книге рассмотрены процессы, которые происходили в период реформ (1992 - 2002 гг.) в сфере формирования доходов местных бюджетов и расходных бюджетных полномочий муниципалитетов. Цель исследования – анализ развития процессов децентрализации и фискальной автономии муниципалитетов в России за прошедшие десять лет и оценка намечаемых преобразований в этой сфере. Работа адресована членам научного сообщества, занимающимся проблемами местного самоуправления и публичных финансов в целом, сотрудникам финансовых администраций на местном и региональном уровнях, преподавателям и студентам, изучающим проблемы общественных финансов, а также всем, кто интересуется данной проблематикой
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 03-11-2009
Петр Владимирович Гуляев, Туйара Николаевна Гаврильева Регион: экономика и социология. 2006.  № 3. С. 185-195. 
В статье приводятся результаты исследований формирования доходной базы муниципальных образований в Республике Саха (Якутия). В этом регионе большинство муниципалитетов испытывают бюджетный дефицит. Одним из источников его покрытия являются дотации из региональных бюджетов. Предлагается формализованный поход к распределению финансовой помощи муниципальным образованиям. Разработана методика распределения помощи муниципальным образованиям из районного фонда финансовой поддержки. Критериями распределения бюджетных средств являются налоговый потенциал и индекс бюджетных расходов каждого поселения. Практика применения методики показала возможность оптимизации расходов местных бюджетов и стимулирования развития налогооблагаемой базы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-09-2009
Татьяна Владимировна Сумская Регион: экономика и социология. 2009.  № 2. С. 56-69. 
Анализируются проблемы взаимодействия регионального и местных бюджетов с позиций формирования финансовой базы органов местного самоуправления. Оценена структура местных бюджетов, проведен расчет показателей неоднородности местных бюджетных до и после дотаций из областного бюджета. Показан метод выявления территорий, определяющих изменение показателей разброса бюджетных доходов с учетом средств из вышестоящего бюджета. Проанализирована зависимость между безвозмездными перечислениями и полученными доходами, оценен предельный эффект увеличения налогов, поступающих в местные бюджеты.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-03-2005
Н.В. Калашников, A.M. Поздняков, В.М. Масаков
Перев.: Е.В. Лондырева (ориг.: Русский)
Москва: Фонд социальных проектов, 1999
Бюджетно-финансовое управление на субнацнональном уровне в Российской Федерации осуществляется в условиях постоянных споров и противоборств в связи с:

а.постоянно меняющейся политикой;
б.устарелыми технологиями процесса управления;
в.действующей практикой подготовки и выполнения бюджета;
г. практикой управления финансами;
д. Отсутствием у граждан желания участвовать в фискальной деятельности местных и региональных органов управления.

Основополагающие принципы бюджетно-финансового управления в России не отличаются от используемых в других странах мира. Однако борьба вокруг практикуемой системы бюджетно-финансового управления связана с отсутствием здесь прозрачности бюджетных процессии и ясных процедур и требовании финансовой отчетности.

Планы по переводу и распространению предлагаемого документа зародились еще в марте 1998 г. (за 6 месяцев до финансового кризиса в августе 1998 г.), т.к. авторы считают, что он может быть полезен государственным и местным органам управления в их шагах по определению систем управления финансами. Для внедрения содержащихся в этом документе рекомендаций нет необходимости в их утверждении на высоком правительственном уровне, т.к. они не входят в конфликт с политикой. Природа предложений имеет в основном организационный, управленческий характер, основанный на здравом смысле. Они направлены на оказание помощи организации (Министерству финансов или местному управлению финансов) в планировании деятельности, касающейся критических аспектов в руководстве, надежном управлении бюджетом и финансами. Основная часть данной публикации взята из работы «Наилучшие практики в государственном и местном управлении», подготовленной Национальным советом по государственным и местным бюджетам» (NACSLB) при поддержке Ассоциации правительственных финансовых чиновников (GFOA).

Авторы брошюры на русском языке: Калашников Н.В. - Введение и раздел 5, Поздняков A.M. -раздел 4, Масаков В.М. - Введение, разделы 3,4,5 и редакция перевода на русский язык разделов 1 и 2, перевод на русский язык осуществлен Лондыревой Е.В.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-10-2004
Роберт М. Нижегородцев Проблемы теории и практики управления. 2003.  № 1. С. 89-95. 
В России к настоящему времени сложилась доминирующая тенденция, состоящая в углублении межрегиональной дифференциации по ряду основных экономических и социальных параметров. В частности, последние 10 лет разница между наиболее богатыми и бедными районами в уровнях внутреннего продукта и конечного потребления на душу населения непрерывно увеличивается. Федеральный центр пытается смягчить такую ситуацию, адресуя в наиболее отсталые субъекты РФ бюджетные субвенции и осуществляя точечные инвестиции в их экономику, позволяющие поддерживать в жизнеспособном состоянии отдельные наиболее важные предприятия. Предоставляются также льготы по налоговым отчислениям, направляются бюджетные трансферты, необходимые для решения социальных проблем. Тем не менее эти меры не дают возможность достичь существенных результатов. Дифференциация между регионами неуклонно углубляется, прежде всего из-за быстрого ухудшения социально-экономической обстановки в наиболее бедных субъектах федерации. Корни проблемы в том, что в макроэкономической системе на конкурентных рынках действует закон средней нормы прибыли Выход следует искать не в точечных инвестициях, а в разработке комплексной территориально-отраслевой инвестиционной программы.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 12-07-2004
Олег Михайлович Шестоперов
Москва: НИСИПП, 2003, cерия "Бизнес-Тезаурус"
Необходимость рассмотрения вопроса определяется одним основным тезисом – преимущество в получении налогов от малого бизнеса (прежде всего мелкого) должно отдаваться муниципальным бюджетам, в пользу которого говорят следующие факторы:
На развитие малого предпринимательства важное (а часто решающее) влияние оказывают местные власти, и в связи с этим у них должен быть стимул создавать благоприятные условия для такого развития в целях получения дополнительных перечислений в свои бюджеты.
Стимул развития малого бизнеса на своей территории (создания условий для этого) для местных властей невысок, если налоговые доходы от малого бизнеса отправляются в вышестоящие бюджеты, а собственная обеспеченность во многом зависит от состояния дел в других муниципалитетах региона, регионе в целом и собственно всей Федерации.
Налоги от отечественного малого бизнеса в силу незначительного пока масштаба развития данного сектора и других причин, влияющих на уплату налогов субъектами малого предпринимательства, не настолько велики, чтобы делать их инструментом экономической политики и оставлять их значительную часть на федеральном уровне.
Поступления от малого бизнеса для муниципального бюджета более стабильны, чем от крупного бизнеса, поскольку малый бизнес, особенно мелкий, будучи в большинстве завязан на спрос со стороны местного населения, менее мобилен (меньшая вероятность перерегистрации в другом территориальном образовании) и, будучи многочисленней более стабилен как налогоплательщик. В связи с этим более целесообразно для обеспечения стабильности местных бюджетов перераспределить налоги от малого бизнеса в пользу муниципального уровня, что особенно актуально для небольших муниципальных образований.
Основная цель материала – дать краткое описание состояния дел с распределением налоговых поступлений от малого бизнеса по уровням бюджета и оценки роли этих налогов в местных бюджетах. Он представляет собой и первый шаг в оценке (мониторинге) изменений роли малого бизнеса в местных бюджетах, вызванных вступлением в силу с 1 января 2003 года новых глав Налогового кодекса, регламентирующих специальные режимы налогообложения малого бизнеса.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)