Эксоцман
на главную поиск contacts
Представлены работы по весьма актуальным проблемам для нашей страны. За последние 20 лет был сделан большой прорыв в развитии федерализма в России... (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 18

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 01-12-2011
Т.П. Скуфьина Экономические науки. 2009.  № 9. С. 182-184. 
В статье констатируются изменения политики по отношению к регионам Севера. Рассматриваются социальноэкономические проблемы развития регионов Севера. Описываются специфические условия воспроизводства на Севере. Формулируются выводы о целесообразности изменения политики по отношению к северным территориям России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Симон Гдальевич Кордонский Мир России. 2009.  Т. 18. № 3. С. 3-38. 
В статье рассматривается административно-территориальное устройство России связи с сословной социальной структурой. Показано, что социальное пространство государства жестко структурировано и обладает инвариантными относительно политических режимов свойствами. Продемонстрировано, что организация социального пространства непосредственно определяет структуру власти и отношения между сословиями.   Ключевые слова: административно-территориальная структура, сословие, социальное пространство, государство, власть.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Сергей Михайлович Литвинов Вопросы государственного и муниципального управления. 2010.  № 3. С. 103-109. 
В данной статье рассматриваются становление местного самоуправленияв городе Москве, взаимоотношения местного самоуправления и государственнойвласти, ставится вопрос о необходимости наличия местного самоуправленияс учетом сложившихся правоотношений на территории города Москвы, говорится об участии населения в деятельности местного самоуправления.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Нина Ивановна Миронова Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.  № 3. С. 82-105. 
В данной статье предпринята попытка проанализировать действующее федеральное и региональное законодательство, которым регулируются вопросы территориальных преобразований, а также связанные с ними вопросы организации местного самоуправления и организации государственного управления внутри субъекта Российской Федерации. Акцент сделан на правовых коллизиях, вызванных законодательным смешением процедур деления территории субъекта Федерации на муниципальные образования и на административно-территориальные образования. Эти коллизии используются некоторыми руководителями районов и регионов, чтобы «изобрести» новые механизмы территориального передела в угоду политическим предпочтениям и субъективному пониманию удобства управления на соответствующей территории, что ведет к неэффективности как муниципального, так и государственного управления. Автор, сопоставляя принципы «деконцентрация» и «децентрализация» власти, выявляет четкое отличие между делением территории субъекта РФ на муниципальные образования и административно-территориальные единицы. Отмечается, что действующая в современной федеративной России система децентрализации, включающая местное самоуправление, никак не отменяет для любого уровня публичной власти возможность деконцентрации с целью удобства управления. Этим активно пользуются федеральные органы, реже - муниципальные. В то же время в результате правовых пробелов в законодательстве (отсутствия определения понятий «административно-территориальное образование» и «административно-территориальное устройство»), а также в связи с сохранением прежних традиций управления появляется опасность некорректного регулирования вопросов административно-территориального управления. Тем самым создаются условия для ущемления прав граждан на местное самоуправление.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-08-2010
В.Э. Григоров, Д.В. Жигалов, Леонид Владимирович Перцов
Ред.: Надежда Борисовна Косарева, Александр Сергеевич Пузанов
Москва: Фонд "Институт экономики города", 2009, 174 с.
В Российской Федерации за последние годы были проведены реформы, направленные наразвитие бюджетного федерализма, местного самоуправления и повышение качества управления общественными финансами. На местном уровне возникли муниципальные образованиянового типа — муниципальные районы, городские округа и поселения. Был определен кругвопросов, отнесенных к компетенции муниципалитетов каждого из них, за муниципальнымибюджетами закреплены на постоянной основе собственные доходные источники.
Эксперты Института экономики города провели исследование влияния муниципальнойреформы и реформы межбюджетных отношений на степень финансовой автономии, сбалансированность бюджетов и величину доходной базы органов местного самоуправления в 2003 - 2007 гг. Центральной темой исследования был анализ изменения в результате реформ уровняфискальной автономии муниципалитетов, понимаемой как их способность самостоятельноопределять объемы расходных и доходных полномочий местных бюджетов.
Аналитический доклад, подготовленный по итогам исследования, адресован сотрудникаморганов местного самоуправления, муниципальных учреждений и организаций, широкомукругу специалистов в области общественных финансов, преподавателям, студентам и аспирантам финансовых и экономических вузов, а также всем, кто интересуется данной проблематикой. 
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-08-2010
Эдуард Константинович Трутнев
Москва: Фонд "Институт экономики города", 2007
Авторы ― сотрудники Института экономики города, принимавшие участие в подготовке проекта Градостроительного кодекса Российской Федерации. Цель данной работы – на основе системного анализа норм Кодекса предоставить заинтересованным читателям ответы на основные проблемные вопросы градостроительной деятельности, возникающие в связи с практической реализацией норм Кодекса, а также решением задач по комплексному развитию законодательства в сфере недвижимости.Книга адресована градостроителям, архитекторам, строителям, работникам администраций федерального, регионального и местного уровней, законодателям, специалистам в области управления развитием территорий, землеустройства, жилищно-коммунального хозяйства, юристам, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами правового регулирования развития городов, проектирования и строительства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2010
Ред.: Герман Юрьевич Ветров, Зайцева Ю.С.
Москва: Фонд "Институт экономики города", 2004, 116 с.
Кодекс лучшей практики в сфере муниципального управления представляет собой итог многолетней работы фонда «Институт экономики города» в сфере содействия местному самоуправлению и муниципальному социально-экономическому развитию в России. Это систематизированный свод наиболее удачных разработок в сфере управления местным развитием, успешно апробированных в российской муниципальной практике.
В структурном отношении Кодекс лучшей практики состоит из двух частей собственно Кодекса и Библио   теки лучшей практики. Первая часть содержит стандарты лучшей практики – описания практик, включая формулировку цели перехода к стандарту и краткое изложение его содержания и путей реализации. Вторая часть представляет собой подробные «истории успеха» реализации этих стандартов в конкретных муниципальных образованиях – от исходной ситуации до финальных результатов, включая мероприятия по реализации, ресурсное, административное и организационное обеспечение, проблемы и пути их преодоления. Для желающих непосредственно выйти на «носителей» практики и получить более подробную информацию в большинстве примеров, вошедших в Библиотеку, содержится контактная информация «пилотных» муниципалитетов.
Кодекс лучшей практики адресован в первую очередь муниципальным работникам и специалистам в области местного самоуправления. Значение Кодекса для их повседневной деятельности трудно переоценить. Он может служить и каналом передачи передового опыта в различных сферах муниципального управления, и индикатором оценки качества управления в муниципальном образовании, и ориентиром при выборе стратегических направлений местного развития.
Кодекс лучшей практики задуман как динамичный, постоянно совершенствуемый инструмент муниципального управления. В связи с этим планируется его ежегодное переиздание с учетом изменений и дополнений.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2010
Эдуард Константинович Трутнев, Леонид Евгеньевич Бандорин, Т.В. Гудзь, М.Д. Сафарова, Якубов М.О.
Москва: Фонд "Институт экономики города", 2006, 124 с.
Работа подготовлена в рамках проекта «Нормативно-правовое регулирование межевания застроенных территорий жилого назначения». В первой части книги содержатся рекомендации по решению проблемных вопросов, связанных с межеванием застроенных территорий. Вторая часть посвящена институту инвестиционных контрактов и описанию возможных правовых механизмов преобразования застроенных территорий.
Книга адресована сотрудникам администраций регионального и местного уровней, законодателям, специалистам в области градостроительного проектирования, землеустройства, жилищно-коммунального хозяйства, юристам, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами правового регулирования развития городов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Ред.: Эдуард Константинович Трутнев
Москва: Фонд "Институт экономики города", 2008, 295 с.
Авторы книги ― сотрудники Института экономики города, принимавшие участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровней – Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, региональных законов о градостроительной деятельности, муниципальных нормативных правовых актов — правил землепользования и застройки, других документов, аналитических исследований и рекомендаций по вопросам градорегулирования.
Книга адресована студентам и аспирантам, изучающим право, экономику, управление (менеджмент), градорегулирование и архитектуру, землеустройство, специалистам, повышающим квалификацию в области планирования развития территорий, жилищно-коммунального хозяйства, работникам администраций федерального, регионального и местного уровней, а также всем, кто интересуется вопросами правового, экономического, планировочного обеспечения развития городов и иных территорий, проектирования и строительства.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 03-11-2009
Петр Владимирович Гуляев, Туйара Николаевна Гаврильева Регион: экономика и социология. 2006.  № 3. С. 185-195. 
В статье приводятся результаты исследований формирования доходной базы муниципальных образований в Республике Саха (Якутия). В этом регионе большинство муниципалитетов испытывают бюджетный дефицит. Одним из источников его покрытия являются дотации из региональных бюджетов. Предлагается формализованный поход к распределению финансовой помощи муниципальным образованиям. Разработана методика распределения помощи муниципальным образованиям из районного фонда финансовой поддержки. Критериями распределения бюджетных средств являются налоговый потенциал и индекс бюджетных расходов каждого поселения. Практика применения методики показала возможность оптимизации расходов местных бюджетов и стимулирования развития налогооблагаемой базы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-10-2009
Екатерина Владимировна Шестакова Регион: экономика и социология. 2006.  № 2. С. 185-191. 
В статье анализируется процесс законотворчества для муниципальных образований, обосновывается эффективность применения модельного законодательства. Отмечено, что модельные акты получают широкое распространение, наблюдается рост их числа, расширение сфер правового регулирования. Показана сфера применения модельных законов в других странах мира. Анализируется специфика единообразных норм в свете проведения реформы в области местного самоуправления в России, показаны специфические особенности модельных актов, их формы и основные тенденции использования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-09-2009
Асия Сафиевна Маршалова, Виктория Никитична Харитонова Регион: экономика и социология. 2008.  № 4. С. 242-264. 
В статье рассматриваются принципы и подходы, применяемые при разработке пространственной политики субъекта Федерации, организационные механизмы реализации конкурентных преимуществ городов и районов в пространственной стратегии региона на примере Новосибирской области. Пространственная политика представлена как инструмент координации и согласования интересов муниципальных районов и городов. Обсуждены проблемы согласования интересов мегаполиса Новосибирск и его пригородных муниципальных образований в использовании их земельных ресурсов, при разработке схем территориального развития городов и районов области.

Опубликовано на портале: 15-09-2009
Татьяна Владимировна Сумская Регион: экономика и социология. 2009.  № 2. С. 56-69. 
Анализируются проблемы взаимодействия регионального и местных бюджетов с позиций формирования финансовой базы органов местного самоуправления. Оценена структура местных бюджетов, проведен расчет показателей неоднородности местных бюджетных до и после дотаций из областного бюджета. Показан метод выявления территорий, определяющих изменение показателей разброса бюджетных доходов с учетом средств из вышестоящего бюджета. Проанализирована зависимость между безвозмездными перечислениями и полученными доходами, оценен предельный эффект увеличения налогов, поступающих в местные бюджеты.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-08-2008
Владимир Ильич Клисторин, Татьяна Владимировна Сумская Регион: экономика и социология. 2008.  № 1. С. 58-74. 
В статье проанализированы варианты распределения функций между уровнями власти и проблемы укрепления финансовой базы местного самоуправления. Система местного самоуправления рассматривается в качестве политической и социально-экономической основы современного государства. Тенденция к децентрализации выполнения государственных функций, трактуемая как одно из важнейших условий повышения эффективности функционирования государственных институтов, заставляет использовать все более разнообразные инструменты финансовой поддержки муниципальных образований. Одним из наиболее перспективных направлений считаются организация взаимодействия и налаживание координации межмуниципальных программ.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-04-2007
Ред.: В.Б. Зотов
Санкт-Петербург: Питер, 2007, 555 с.
Учебник дает системное представление о муниципальном управлении как научной дисциплине и области практической деятельности. Изложены основы местного самоуправления, методология, принципы, технологии муниципального управления и их применение в отдельных сферах муниципальной деятельности. Без сомнений, эта дисциплина является одной из самых молодых в отечественной науке. Впервые авторским коллективом, в составе которого преподаватели, ученые и практики из разных регионов России, предпринята попытка создания базового учебника по специальности "Государственное и муниципальное управление". Учебник может быть использован для ряда смежных специальностей, в системе дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих. В третьем издании учебника учтены изменения в законодательстве по состоянию на 1 августа 2006 г.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 14-02-2006
Наталья Михайловна Великая Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 60-71. 
Автор рассматривает процесс восстановления в современной России централизованной системы государственного управления, анализирует складывающиеся отношения между центром и регионами, отмечает декларативность многочисленных реформ местного самоуправления. Констатируется, что не происходит передачи заметной части властных полномочий с регионального на муниципальный уровень и не наблюдается становления реальных местных сообществ как основы функционирования федеративной системы. Новая президентская поправка к закону о выборах позволяет проводить их только по пропорциональной системе и лишает независимых кандидатов возможности попасть в высшие эшелоны власти вне партийных структур. Пока статья готовилась в печать, новый федеральный закон "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации" был принят в Госдуме и утвержден Федеральным Собранием РФ. Отмечается, что анализ результатов выборов последних трех лет показывает, что ныне на всех уровнях управления лидирует «партия власти». Успехи «Единой России» в регионах бывшего «красного пояса» автор объясняет тем, что Кремль сумел достичь жестких договоренностей с местными губернаторами. Констатируется, что структурирование «Единой России» происходило в основном «на базе госаппарата и региональных политических элит», и что в силу этого наш российский центризм не без оснований можно назвать «бюрократическим центризмом». Автор выделяет три этапа и уровня политической консолидации российского социума: консолидацию-адаптацию, консолидацию-идентификацию и консолидацию-трансформацию. Уточняется, что все отмеченные уровни политической консолидации «проявляются не в изолированном виде, а вместе и в определенной степени дополняют друг друга» (с. 70).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-12-2004
Виталий Николаевич Лаженцев Экономическая наука современной России. 2002.  № 2. С. 67-78. 
Управление территориальным развитием определено как сфера экономико-географической деятельности. В ее составе: социально-экономическое районирование, региональная статистика, геоинформатика, территориальное планирование и геоэкспертиза. Взаимосвязь этих видов деятельности осуществляется посредством оценивания свойств и качеств региональных хозяйственных систем на основе научно обоснованных норм.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-11-2004
Виталий Николаевич Лаженцев Экономическая наука современной России. 2001.  № 1. С. 48-58. 
Проблемы государственного регулирования территориального развития рассмотрены с позиций теории развития региональных хозяйственных систем (РХС). Описана концепция технологии перевода теоретических знаний в область практики регионального управления. Проведена структуризация научно-методологической базы и механизма регулирования. В качестве узловой проблемы представлена организация территориально-хозяйственной деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл