Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 63821

Опубликовано на портале: 16-09-2013
Надежда Юрьевна Замятина Общественные науки и современность. 2013.  № 4. С. 130–139. 
В статье в рамках пространственного поворота изучаются предпосылки развития современных форм экономики (в частности, креативной экономики) и их соотношение с географическими (территориальными) факторами. В основе теории креативного класса Р. Флориды лежат "три Т" — талант, терпимость и технологии. Однако от творчества как такового до креативной экономики – целая пропасть, зияющий разрыв в социальных структурах, определяющих в каждом конкретном месте свое соотношение креативного класса и символического капитала. В статье показано, что только там, где символическая власть в обществе принадлежит креативному классу, наблюдается эффект "креативной экономики".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-09-2013
Валерия Александровна Касамара, Марина Сергеевна Максименкова Общественные науки и современность. 2013.  № 4. С. 54- 66. 
Авторы сравнивают политические представления российских и французских парламентариев, выявленные в ходе интервью с депутатами Государственной думы РФ и Национальной ассамблеи Франции. Во взглядах на собственную страну, в нормативных и дескриптивных представлениях о лидере и политическом классе у французских и российских представителей политической элиты есть как сходства, так и различия. Однако если в основе подобия некоторых взглядов лежит общность неблагоприятной социально-политической и экономической ситуации, то расхождения в них - результат принципиального различия в политических ценностях, разделяемых двумя исследуемыми группами.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-09-2013
Николай Ссорин-Чайков Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2013.  № 2. С. 19-35. 
Этнографический концептуализм предлагает рассматривать антропологию как метод концептуального искусства, а концептуальное искусство – как инструмент антропологического исследования. Это этнография посредством концептуального искусства. Цель этого выпуска Laboratorium – рассмотреть этнографический концептуализм как метод, по-новому соединяющий искусство и антропологию. Следующие основные вопросы рассматриваются в данном введении к этому выпуску: что концептуализм привносит в антропологию? И, наоборот, что приобретает концептуализм, когда он рассматривается как «этнографический»? Что именно «этнографического» в данном виде концептуализма? Что «концептуалистического» в этом виде этнографии?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-09-2013
Felix Ringel Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2013.  № 2. С. 36-55. 
In order to examine the methodological potential of a more experimental form of fieldwork, I present three examples of conceptual interventions in my fieldsite, Hoyerswerda, Germany’s fastest shrinking city. My deployment of weekly anthropological columns in the local newspaper, an anthropological research camp for local youth, and a communal art project in a soon to be demolished socialist apartment house as ethnographic tools might be criticized for changing the field. However, my informants are themselves continuously adjusting their concepts and narratives in order to make sense of current rapid alterations. By actively intervening in local debates concerning the city, I have aimed to transform ethnographic interference from a necessary vice to a methodological virtue. Since my conceptual fieldwork was particularly helpful in studying epistemic change, I propose a reconsideration of the timing of anthropological knowledge, arguing for a more timely strategy of its representation “in the making” and an expanded facilitation of epistemic collaborations during fi eldwork.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-09-2013
Michał Murawski Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2013.  № 2. С. 56-83. 
This article describes experiments with fieldwork methodology, carried out while researching the relationship between a Stalinist skyscraper (the Palace of Culture and Science) and the social life of contemporary Warsaw. Making use of three concepts of totality taken from social and art theory (the Maussian “total social fact,” the Wagnerian Gesamtkunstwerk, and anthropological holism), I show how the provocative style and public scale of “Palaceological” “ethnographic conceptualism”—which triangulates participant observation, artlike ethnographic interventions, and a quantitative survey—mirrors the bombastic manner and pervasive scope of the Palace’s presence in the social life of the city. This text does not argue that an urban Gesamtkunstwerk or an experiment with ethnographic methodology can actually achieve (descriptive or actual) totality. Rather, it illustrates how an “urban portrait”—the product of an aspiration to approximate and to measure the totality of an urban environment, rather than to embrace partiality as an end in itself—might be assembled.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-10-2013
Маргарита Владимировна Курбатова, Сергей Николаевич Левин Общественные науки и современность. 2013.  № 5. С. 76-89. 
Авторы рассматривают проблемы методологии экономической науки в связи с концепцией А.Рубинштейна, изложенной в статье "Социальный либерализм: к вопросу экономической методологии". Рассматриваются варианты трактовки индивидуального и коллективного различными экономическими течениями, Показана связь концепции "социального либерализма" Рубинштейна с реалиями экономической и социальной политики современной России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-09-2013
Ольга Соснина Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2013.  № 2. С. 84-100. 
В 2012 году в музее-заповеднике «Царицыно» состоялась масштабная выставка «Кавказский словарь: земля и люди», объединившая экспонаты из семнадцати государственных культурных институций и мастерских современных художников Москвы, Санкт-Петербурга и Махачкалы. Издан иллюстрированный каталог выставки, в создании которого приняли участие 26 авторов: зарубежных и российских антропологов, историков, археологов, филологов, искусствоведов. Данная статья – это размышление музейного куратора о том, как сопрягаются амбициозные научные концепции и реалии выставочной практики в пространстве современного российского музея. Цель публикации: на примере одной выставки проанализировать, каким образом можно на вполне традиционном эмпирическом материале разработать экспозицию, задуманную и реализованную как концептуальный проект. По ходу размышления автор обращается к некоторым узловым проблемам концептуализма, ставшего уже историческим явлением искусства ХХ века, который в свою очередь ассоциативно и программно связан с новым научным дискурсом – этнографическим концептуализмом. Автор статьи ставит следующие вопросы: каковы механизмы перевода авторского замысла (концепта) в реальное выставочное пространство междисциплинарного проекта? К каким практикам воображения мы хотели привлечь внимание зрителя? И – главное – каким образом этот результат соотносится с подходами этнографического концептуализма, продвигаемыми авторами данного номера?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-09-2013
Khadija von Zinnenburg Carroll Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2013.  № 2. С. 101-127. 
It theorizes a conceptual art that gives viewers the opportunity to participate using the example of how drawing graffi ti on monuments or on their pedestals redefi nes the monument, author, and artist. Performing viewers are considered in the article as vital constituents of ethnographic conceptualism—the artist’s version of informants.        Taking the situation and history of pedestals (such as one, in Mostar, Bosnia-Herzegovina, without the Bruce Lee monument it was built to support) as an artifact of ethnographic conceptualism, the pedestal is turned into a document for urban ethnographers studying the Balkans. Structured as an experiment in conceptual writing, this piece is a continuation of the author’s art practice, which explores the history and politics of multiple kinds of authorship in the Balkans. The article refl ects current debates on nationalism through the lens of ethnographic conceptualism. It analyses the interviews and statements about the future of the Balkans that were collected during the project Graffi ti Monument.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-09-2013
Sergio Jarillo de la Torre Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2013.  № 2. С. 128-148. 
This paper takes its cue from two art objects that can be considered in themselves as nontextual experiments in ethnographic research. The series Museum Photographs by Thomas Struth, as Guggenheim Museum curators put it, “captures anonymous individuals and crowds looking at iconic works of Western art in the world’s most popular museums.” More than the aesthetic value of the artwork and its meaning, Struth’s reflection emphasizes the audience’s reaction to the art object, evidencing his concern with the social potential of artworks in the art world. In a similar way, Christoph Büchel puts the public at the center of his installation Simply Botiful by soliciting affective responses to hyperrealistic and emotionally loaded issues. This paper purports to look at Büchel’s installation with Struth’s conceptual lens as a methodological tool to disentangle the complex web of relations between people and things that gravitate around the art world. Ultimately, it poses the question: if art objects are mediators of and commentaries on reality, under which conditions can artistic practices serve the purpose of exploring new avenues of ethnographic inquiry?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-10-2013
Галина Викторовна Пушкарева Общественные науки и современность. 2013.  № 5. С. 90-100. 
Статья посвящена определению места и роли человека политического ( Homo politicus ) в конструировании политической реальности.  Раскрываются такие свойства политической реальности, как интерсубъективность и символичность, описываются коммуникативные механизмы ее воспроизводства и развития.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-09-2013
James Oliver, Marnie Badham Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2013.  № 2. С. 149-165. 
Using as a starting point a community-based art project that the authors collaborated on as artists-researchers, this article is a methodological discussion on the development of “situational practice.” This is an art practice-as-research approach, positioned as conceptual, ethnographic, and refl exive, therefore resonating with this special issue’s theme of ethnographic conceptualism. Our aim is to foster and develop a methodological debate that encourages cross-disciplinary work enhancing practice-as-research development in art—with our particular interest being the creative convergence between everyday life and forms of social practice in the arts: art practices broadly defi ned as socially engaged, participatory, and activating. The article draws on a use of theory—such as Nikolai Ssorin-Chaikov’s reference to Paul Rabinow’s concept of “remediation,” David MacDougall’s idea of “transcending culture,” and Henri Lefebvre’s use of “sublation”—to position situational practice as a form of ethnographic conceptualism. In doing so this article is a proposition on methodology and for experimentation across art and anthropology and for innovation in approaches to practice-as-research in the arts.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-09-2013
Nikolai Ssorin-Chaikov Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2013.  № 2. С. 166-192. 
This is a study of audience reactions to the exhibition Gifts to Soviet Leaders (Kremlin Museum, Moscow, 2006) that ranges from comments in the viewers’ response book to the decision of the Kremlin Museum to gift a copy of the exhibition catalog to President Vladimir Putin for his fi fty-fi fth birthday in 2007. My goal is to demonstrate how relations of knowledge, which confi gure this complex post-Soviet audience in the form of social memory, perform the gift and, vice versa, how gift giving performs these relations of knowledge and power. In doing so, this article contributes from a new angle to the gift theory and also to anthropological understandings of performativity. It is a study in “ethnographic conceptualism” that refers to anthropological themes and concepts as they can be used in conceptual art and also, conversely, to anthropology conducted as conceptual art.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-10-2013
Андрей Николаевич Медушевский Общественные науки и современность. 2013.  № 5. С. 114-126. 
Феномен большевизма как одной из исторических разновидностей революционного экстремизма раскрывается в статье с позиций когнитивного анализа. Вопреки существующим в литературе социологическим объяснениям, автор реконструирует динамику большевизма с позиций внутренней мотивации поведения его адептов - в рамках конфликтного соотношения идеологии и исторической традиции по таким параметрам, как ценности, психологические установки, цели и средства их достижения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-09-2013
Heather J. Coleman Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2013.  № 2. С. 209-211. 
From the Riabushinskiis to the Morozovs, the central role of Old Believer merchant families in the development of Russian industry in the nineteenth century is well known. The Old Believer movement has been casually compared with that of the early Protestants, and scholars have been tempted to point out possible parallels with Max Weber’s famous description of the affi nity between the Protestant ethic and the rise of capitalism in Western Europe. In this ambitious book, Danila Raskov attempts a systematic study of this question of the relationship between the religious and economic history of the Old Believers. Drawing on the methods of economic history, economic sociology, and the insights of the “new institutionalism” in economics, Raskov demonstrates that the informal institutions created within Old Believer communities worked to solve economic challenges. Ironically, he argues, the very norms that facilitated the development of Old Believer entrepreneurship in the first two-thirds of the nineteenth century also contributed to the relative loss of position of Old Believer industrialists within the Russian economy by the early twentieth century.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-09-2013
Зинаида Васильевна Васильева Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2013.  № 2. С. 205-208. 
Исследование Люси Норрис вводит читателя в тематическое и проблемное поле, связанное с круговоротом индийских тканей в стране и за ее пределами. Описывая случай современной Индии, автор ставит вопросы, связанные с товарным перепроизводством текстиля в контексте современной глобальной экономики потребления. Каково социальное значение перепроизводства, которое, будучи поставленным на поток, по сути является конвейером по производству мусора? Какова потенциальная экономическая и символическая ресурсоемкость излишков? Что заставляет современных индусов выбрасывать вещи, и почему утилизация текстиля может оказаться проблематичной? Какие стратегии используют индивиды для творческого освоения избыточного товаропотока?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-10-2013
Михаил Аркадьевич Фельдман Общественные науки и современность. 2013.  № 5. С. 127-137. 
В статье рассматривается советская традиция и современное состояние исследования истории Советов в годы Гражданской войны. Проанализированы проблемы и достижения советской и постсоветской историографии, в частности работы,  посвященные роли, составу, реальному значению столичных и провинциальных Советов в 1918 – 1920 гг. Предложен новый подход к изучению истории Советов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-09-2013
Ксения Браиловская Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2013.  № 2. С. 201-204. 
Книга Миранды Форсайт принадлежит к одному из направлений дискуссии о правовом плюрализме, оформившейся во второй половине прошлого века на волне критики государственной монополии на право. Один из важных принципов правового плюрализма выражен в тезисе о том, что нормативная система и правоприменение, поддерживаемые исключительно государством, – не более чем иллюзия, которая во многом существует благодаря ученым. Поэтому главная задача правового плюрализма – предоставить описание разнообразных реально существующих правовых порядков (Griffi ths 1986). В книге Форсайт обсуждается один из «прикладных» вопросов дискуссии, который становится все более актуальным, – как возможно сосуществование государственных и негосударственных систем правосудия? Однако эта книга может быть интересна и тем, кто еще не знаком с концепцией правового плюрализма. Антропологическая часть, больше похожая на юридическое изложение фактов, отделена от подробно описанной теоретической рамки и последующего моделирования «идеальной системы правосудия».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-09-2013
Ксения Викторовна Пименова Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2013.  № 2. С. 197-200. 
Сборник «Анимизм в джунглях и в тундре: животные, растения и вещи в современной Амазонии и Сибири» предлагает панораму новых этнографических материалов и является хотя и не первой, но важной репликой в диалоге между амазонистикой и сибиреведением.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-09-2013
Александра Яцык Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2013.  № 2. С. 193-196. 
Книга франко-немецкого исследователя Саши Кагана, работающего в университете Люнебурга, посвящена осмыслению парадигмы устойчивого развития (sustainability), которая подразумевает, что современные развитые общества ориентируются на принципы социальной справедливости и сохранения окружающей среды. Идея устойчивого развития пришла на смену господствовавшей ранее ориентации на интенсивный рост и столь же интенсивное использование ресурсов. В отличие от утвердившегося в социальных науках понимания термина «устойчивое развитие» как относящегося к экономической, политической и экологической сферам, Саша Каган интересуется культурным измерением этой парадигмы и анализирует ее сквозь призму эстетики. Объектом его анализа стали дискурсы и практики экологического искусства последних сорока лет. Несмотря на то, что культурная составляющая «устойчивого развития» стала заметной в последнее двадцатилетие, формироваться она начала, по мнению автора, уже в эстетических практиках 1960-х годов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-09-2013
Николай Ссорин-Чайков Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2013.  № 2. С. 264-270. 
В качестве эпиграфа к этой работе приведены примеры отзывов посетителей выставки «Дары вождям»; кураторы Ольга Соснина и Николай Ссорин-Чайков (Музеи Московского Кремля, 2006). Выставка проработала в течение месяца, но успела привлечь рекордное количество посетителей, которые выстраивались в очередь и на вход, и к книге отзывов, где многие не только оставляли свои мнения, но и читали предыдущие отклики.
ресурс содержит прикрепленный файл