Институциональное развитие малого и среднего предпринимательства в российской экономике
Опубликовано на портале: 12-11-2004
В статье рассматриваются особенности институционального развития сектора малого бизнеса
(МБ) в современной российской хозяйственной жизни. Показано, что адаптация малых
предприятий (МП) способствовала возникновению и упрочению ряда экономических институтов
— деловых сетей и вертикально интегрированных структур. В то же время отмечается,
что данные образования пока не сложились как полноценный институт представительства
и защиты интересов малого предпринимательства. Деловые связи и сделки поддерживаются
в основном неформальными контрактами, персонифицированными отношениями предпринимателей.
Такая практика способствует разрастанию теневой экономики, что вносит негативные
нотки в оценку рассматриваемого явления.
В анализе использованы результаты формализованных опросов и глубоких (развернутых)
интервью с предпринимателями, руководителями МП, проведенные Институтом стратегического
анализа и развития предпринимательства (ИСАРП) в 1992-1998 гг. при участии автора.