Эксоцман
на главную поиск contacts
На главную страницу журнала

Российская Федерация и Китайская Народная Республика: общее и особенное в межбюджетных отношениях центральных и региональных властей

английская версия

Опубликовано на портале: 08-07-2017
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 2. С. 76-92. 
Статья посвящена сопоставлению правовых принципов и практики межбюджетных отношений между центральными и региональными властями в Российской Федерации и в Китайской Народной Республике. Актуальность межстранового сравнительного анализа в этой сфере обусловлена тем огромным значением, которое межбюджетные отношения имеют в настоящее время в обеих странах. Одинаково сталкиваясь с необходимостью сглаживания межрегиональных различий, развития отстающих регионов без ущерба для регионов - локомотивов экономического роста, создания стимулов для региональных властей по развитию собственных доходных источников, Россия и Китай в настоящее время придерживаются разных подходов к решению этих задач. Между тем по многим показателям социально-экономического развития, по подушевым параметрам бюджетов российские и китайские регионы достаточно сходны. С учетом этого некоторые элементы китайской практики межбюджетных отношений и организации бюджетной системы в целом могут представлять интерес для Российской Федерации как примеры относительно передовой практики, эффективность которой подтверждается высокими темпами социально-экономического развития, демонстрируемыми Китайской Народной Республикой на протяжении многих лет. С оговоркой о наличии определенных конституционных ограничений, связанных с федеративным устройством российского государства, можно утверждать, что элементы китайской модели могут, как минимум, рассматриваться в качестве одной из возможных стратегических альтернатив при выборе направлений совершенствования или реформирования российской бюджетной системы. Централизация доходов при радикальной децентрализации расходов выступает, вероятно, наиболее интересной специфической чертой китайской бюджетной системы; она, как представляется, является возможным решением проблемы обеспечения заинтересованности субнациональных властей в региональном развитии при одновременном сохранении инструментов контроля над ними со стороны центральных властей.
PDF Document
сохранить
[343 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Марина Юрьевна Малкина, Вячеслав Николаевич Овчинников, Мария Лавровна Горбунова
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 2. С. 93-108. 
[Статья]
Андрей Владимирович Верников
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 2. С. 119-136. 
[Статья]
Кобилжон Ходжиевич Зоидов
Экономическая наука современной России. 2001.  № 2. С. 96-110. 
[Статья]
Владимир Аркадьевич Бессонов
Экономический журнал ВШЭ. 1998.  Т. 2. № 1. С. 31-66. 
[Статья]
Валентин Данилович Озмитин
Социологические исследования. 1995.  № 6. С. 143-145. 
[Статья]
Matey Dogan
Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 147-156. 
[Статья]
Рустем Махмутович Нуреев, Сергей Маратович Гуриев
[Учебная программа]