Эксоцман
на главную поиск contacts
На главную страницу журнала

Российская Федерация и Китайская Народная Республика: общее и особенное в межбюджетных отношениях центральных и региональных властей

английская версия

Опубликовано на портале: 08-07-2017
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 2. С. 76-92. 
Статья посвящена сопоставлению правовых принципов и практики межбюджетных отношений между центральными и региональными властями в Российской Федерации и в Китайской Народной Республике. Актуальность межстранового сравнительного анализа в этой сфере обусловлена тем огромным значением, которое межбюджетные отношения имеют в настоящее время в обеих странах. Одинаково сталкиваясь с необходимостью сглаживания межрегиональных различий, развития отстающих регионов без ущерба для регионов - локомотивов экономического роста, создания стимулов для региональных властей по развитию собственных доходных источников, Россия и Китай в настоящее время придерживаются разных подходов к решению этих задач. Между тем по многим показателям социально-экономического развития, по подушевым параметрам бюджетов российские и китайские регионы достаточно сходны. С учетом этого некоторые элементы китайской практики межбюджетных отношений и организации бюджетной системы в целом могут представлять интерес для Российской Федерации как примеры относительно передовой практики, эффективность которой подтверждается высокими темпами социально-экономического развития, демонстрируемыми Китайской Народной Республикой на протяжении многих лет. С оговоркой о наличии определенных конституционных ограничений, связанных с федеративным устройством российского государства, можно утверждать, что элементы китайской модели могут, как минимум, рассматриваться в качестве одной из возможных стратегических альтернатив при выборе направлений совершенствования или реформирования российской бюджетной системы. Централизация доходов при радикальной децентрализации расходов выступает, вероятно, наиболее интересной специфической чертой китайской бюджетной системы; она, как представляется, является возможным решением проблемы обеспечения заинтересованности субнациональных властей в региональном развитии при одновременном сохранении инструментов контроля над ними со стороны центральных властей.
PDF Document
сохранить
[343 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Вячеслав Витальевич Вольчик, Елена Владимировна Фурса, Анна Александровна Оганесян, Дарья Дмитриевна Кривошеева-Медянцева
TERRA ECONOMICUS. 2016.  Т. 14. № 4. С. 119-141. 
[Статья]
Михаил Абрамович Бендиков, Евгений Юрьевич Хрусталев
Экономическая наука современной России. 1998.  № 3. С. 108-120. 
[Статья]
Павел Анатольевич Кадочников, Сергей Германович Синельников-Мурылев, Сергей Николаевич Четвериков
[Книга]
Сергей Александрович Николаенко
Экономический журнал ВШЭ. 1998.  Т. 2. № 4. С. 500-507. 
[Статья]
Саид Белетбекович Баткибеков, Павел Анатольевич Кадочников, Олег Валериевич Луговой, Илья Вячеславович Трунин, Галина Витальевна Курляндская, А. Лавров, С. Синельников
[Книга]