Эксоцман
на главную поиск contacts
На главную страницу журнала

Реформы в сфере образования и прекариатизация учителей

английская версия

Опубликовано на портале: 08-07-2017
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 2. С. 122-138. 
Тематический раздел:
Реформы в сфере школьного образования предъявляют новые требования к профессии учителя. Быть учителем в России становится все менее престижно.В данной статье рассматриваются причины прекариатизации учителей. Формирование прекариата в сфере образования связано с претворением в жизнь идей нового менеджмента в общественном секторе (NPM). Менеджериализм в образовании рассматривает деятельность учителя как актора, предоставляющего образовательные услуги, качество которых можно и нужно измерять с помощью целевых показателей развития. Оборотной стороной акцента на показателях эффективности деятельности образовательной организации является разрушение социальных ценностей и институтов, традиционно присущих просветительской и воспитательной деятельности. Используя эмпирические данные (материалы анкетирования, а также глубинных интервью учителей Москвы и Ростова-на- Дону), в статье рассматриваются факторы прекариатизации. Российские учителя сталкиваются: с размыванием гарантий стабильной занятости; падением престижа профессии; ростом нагрузки без адекватного роста оплаты труда; увеличением бюрократизации и регламентации своей профессиональной деятельности. Учитель все больше тратит времени на работу, далекую от педагогической, тем самым не развивая и даже ухудшая свои педагогические компетенции. При выборе профессии учителя часто руководствуются нематериальными мотивами, поэтому они отмечают доминирующее влияние на их мотивацию ценностных факторов. Однако процессы прекариатизации в учительской среде в перспективе могут приводить к снижению профессионализма, качества преподавания и к дальнейшему размыванию профессиональной идентичности. При планировании и реализации реформ в сфере школьного образования необходимо учитывать эволю- ционно сложившиеся институты, социальные ценности.
PDF Document
сохранить
[380 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Вячеслав Витальевич Вольчик, Елена Владимировна Фурса, Анна Александровна Оганесян, Дарья Дмитриевна Кривошеева-Медянцева
TERRA ECONOMICUS. 2016.  Т. 14. № 4. С. 119-141. 
[Статья]
Иван Вадимович Розмаинский
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 3. С. 35-46. 
[Статья]
А.Ю. Никитаева
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 134-149. 
[Статья]
Роман Игоревич Чупин
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015.  Т. 7. № 3. С. 144-154. 
[Статья]
Наталья Федоровна Логинова, Елена Юрьевна Федоренко
Вопросы образования. 2007.  № 4. С. 232-239. 
[Статья]
Вячеслав Витальевич Вольчик
TERRA ECONOMICUS. 2011.  Т. 9. № 2. С. 17-22. 
[Статья]
Геннадий Леонидович Воронин
Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 94-98. 
[Статья]