Эксоцман
на главную поиск contacts
На главную страницу журнала

Экономика инклюзивной цивилизации

английская версия

Опубликовано на портале: 23-10-2017
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 3. С. 6-18. 
Тематические разделы:
Статья посвящена «инклюзивности» - самой человечной организации человеческого сообщества. Автор характеризует категорию инклюзивности следующим образом: если ближе приглядеться к каждому работнику, то обнаружится, что все они с какими-то своими особенностями, проблемами и оригинальностью, неповторимое сочетание которых и превращает работника в индивидуальную личность. Учет всех этих персональных особенностей - при сохранении равного отношения к работникам, несмотря на различающие их склонности, способности, страсти, болезни, сильные и слабые компетенции, некачественное образование и качественную подготовку, - и есть инклюзивная организация экономики. Можно даже сказать, что инклюзивность это - «персонифицированная экономика», то есть экономика, построенная с учетом созидательных особенностей каждого работника. Для экономически развитого общества инклюзивная организация производства вполне достижима. И по мере перерастания постиндустриальной экономики в креативную, реализация инклюзивности становится главным фактором экономического роста. Но, чтобы учесть персональные особенности, необходима иная - «многоособенная» организация труда, производства, экономики и общества, образования и здравоохранения, повседневной жизни и не повседневной. А именно такая, «многоособенная», организация не под силу чиновничеству, бюрократии, государству, потому что они не могут, не в состоянии дойти до каждого человека, более того, до его личностных особенностей. Вот почему инклюзивность, вырастающая из принципов рыночности, либерализма и демократии и реализующая их в полном масштабе, становится приоритетной тенденцией в механизме экономического роста, непременно ведущей к становлению «инклюзивной цивилизации». Не удивительно, что сегодня инклюзивность переместилась в центр внимания обществоведов всех стран.При таком подходе приходится констатировать, что современный мир озабочен множеством надындивидуальных проблем, среди которых мечутся миллионы чаплиновских героев, безуспешно пытающихся привлечь внимание к своим маленьким тревогам, в надежде покончить с нескончаемыми социальными скитаниями. Однако к этим тревогам и надеждам медленно разворачивается даже наука о людях - обществознание.Появление феномена «инклюзивность» способно кардинально изменить ситуацию, поскольку в широком смысле тенденция к системной инклюзивности означает осознанную поддержку обществом усилий индивида по обретению им достойного социального существования. Автор доказывает, что, по мере становления креативной экономики, обращенной к реализации личностного потенциала каждого участника производства, инклюзивность приобретает статус главного критерия экономической цивилизованности. Фактически, пусть еще не в полной мере осознанно, но между национальными экономиками развертывается конкуренция глобального масштаба, суть которой - степень реальной инклювизации национального производства.Общий авторский вывод - каждая историческая ступень общественного производства испытывает различный интерес к его участникам: на начальном этапе индивидуальное начало преобладало, и каждый участник производства был важен и как личность, но затем, с каждым последующим этапом, этот интерес угасал, пока в конвейерном производстве вообще не упал до критической величины; и только с приходом компьютерно-интернетной технологии начался возврат интереса к личности работника, обнаруживая прямую зависимость - чем выше креативность производства, тем сильнее тренд к инклюзивности; поэтому переход к инклюзивной цивилизации означал бы (в аспекте социальной организации общественной жизни) новый шаг в обуздании чиновничьего всевластия и усилении позиций гражданского общества.
PDF Document
сохранить
[307 КБ]
BiBTeX
RIS