Эксоцман
на главную поиск contacts
На главную страницу журнала

Реформы в образовании: бремя адаптации

английская версия

Опубликовано на портале: 18-01-2018
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 4. С. 136-148. 
В статье резюмированы результаты исследования сферы высшего и дополнительного профессионального образования Ростовской области, проведенное коллективом экономического факультета Южного федерального университета с 2015 по 2017 г. Исследовательским фокусом стали происходящие в последние годы институциональные изменения в соответствующих областях, реализуемые посредством государственных реформ, которые обусловили определенные адаптивные реакции со стороны основных групп акторов сфер высшего и дополнительного профессионального образования (ДПО). В качестве теоретико-методологической рамки исследования использован подход оригинального (традиционного) институционализма; обоснована релевантность оригинальной институциональной экономической теории, адаптирована методология социального конструкционизма для исследования современных процессов реформирования высшей школы и сферы ДПО. Исследование проведено методом глубинного интервью. Выборкой охвачены 50 представителей трех сообществ сферы высшего образования: руководителей, преподавателей, студентов и 50 представителей сферы ДПО, осуществляющих организацию учебного процесса, реализующих образовательную функцию или проходящих обучение в данной сфере. Результаты исследования показали, что стремление реформаторов достичь посредством реализуемой политики тех или иных количественных показателей (KPI) и мотивировать на их достижение участников системы высшего образования превратилось фактически в самоцель и реализуется в отсутствие внимания к принципам организации учебного и научно- исследовательского процесса с точки зрения вовлеченных в данные реформы непосредственных исполнителей – профессорско-преподавательского состава. При этом воспитательная функция образования постепенно выхолащивается, а односторонний акцент на развитии принципов жесткой конкуренции как в профессорско-преподавательской, так и в студенческой среде зачастую не пред полагает развития навыков командной работы и сотрудничества, необходимого для выработки эффективных решений текущих социально-экономических проблем. В сфере ДПО внимание исследователей привлекли такие проблемы, как невысокая доля вовлеченности взрослого населения, имеющего высшее образование, вследствие низкой мотивации к продолжению обучения и участию в образовательном процессе; неустойчивость спроса на программы ДПО; низкое качество предлагаемых программ ДПО в ряде специальностей вследствие демпинга цены на рынке образовательных услуг; отсутствие прямой связи между повышением квалификации и уровнем заработной платы, а также карьерным ростом в ряде отраслей знания; ценовой барьер для потребителя программ ДПО. Важным выводом исследования стало развенчание прочно закрепившейся в российской практике регулирования в сфере образования иллюзии возможности достижения высоких показателей эффективности за счет преимущественно отрицательных стимулов.
PDF Document
сохранить
[286 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Ирина Марковна Бусыгина
Общественные науки и современность. 2017.  № 4. С. 60–74. 
[Статья]
Наталия Валериевна Латова
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 3. С. 159-177. 
[Статья]
Вячеслав Витальевич Вольчик, Артём Ильич Маскаев, Павел Олегович Савко
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 3. С. 147-163. 
[Статья]
Наталия Вадимовна Смородинская, Даниил Дмитриевич Катуков
Общественные науки и современность. 2017.  № 4. С. 27–33. 
[Статья]
Михаил Аркадьевич Фельдман
Общественные науки и современность. 2017.  № 2. С. 64–75. 
[Статья]
Светлана Георгиевна Кирдина, Джон Холл
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 6-26. 
[Статья]
Игорь Михайлович Ширяев
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 105-116. 
[Статья]