Эксоцман
на главную поиск contacts

Идеи и опыт

19 августа 2014 г.
Привлечение талантливых абитуриентов — задача, стоящая перед каждым ведущим вузом. Сложнее всего приходится техническим университетам – ведь популярность профессии инженера в России пока значительно ниже, чем экономиста или юриста. Из-за этого на рынке труда возникают дисбалансы, от которых одинаково страдают и выпускники, и потенциальные работодатели. В Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» придумали несколько оригинальных способов заинтересовать абитуриентов техническими профессиями.
6 августа 2014 г.
Очно-заочная (модульная) магистерская программа Института образования ВШЭ «Управление в высшем образовании» рассчитана на сотрудников вузов, которые заняты на работе и не имеют возможности учиться очно. Однако в отличие от традиционных очно-заочных программ, когда преподаватели и студенты общаются только на очных сессиях, здесь благодаря интернету общение не прекращается в течение всего обучения. Студенты, объединившись в виртуальные группы, выполняют задания в виртуальных средах.
27 июня 2014 г.
В последние годы внутривузовские институциональные исследования стали обычной практикой для ведущих университетов России. Результаты опросов студентов, а также абитуриентов и выпускников дают ректорам основания для принятия тех или иных решений. Однако в каждом вузе институциональные исследования имеют свои особенности.
26 декабря 2013 г.
Ролевая игра «Международная конкурентоспособность вузов», разработанная в проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования Высшей школы экономики, создавалась для студентов как бакалавриата, так и магистратуры широкого круга направлений. Цель игры – дать возможность научиться применять знания о моделях вузов, об особенностях взаимодействия с работодателями, иностранными партнерами и государством в ситуации выстраивания стратегии и борьбы за высокие места в международных рейтингах.
22 октября 2013 г.
Нет ничего удивительного, что вузы сотрудничают со школами, однако обычно речь идет о дополнительном образовании детей. Со школьными учителями работают немногие университеты, да и то эпизодически. Монополия на обучение учителей – по-прежнему у специализированных институтов дополнительного педагогического образования. Пермский край – одно из немногих исключений: системное влияние на развитие школьного образования здесь оказывает социально-экономический вуз – кампус Высшей школы экономики, или, как его называют в регионе, Пермская Вышка.
12 сентября 2013 г.
Эндаумент-фонд Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» был зарегистрирован в 2011 году. За два года целевой капитал фонда увеличился втрое – с трех до девяти миллионов рублей. Традиционно эндаумент-фонды создаются на средства выпускников, такая практика характерна для США и Великобритании, откуда пришла идея  фондов, направленных на развитие учебного заведения. Однако в НИТУ «МИСиС» пошли другим путем: средства поступают в основном от металлургических компаний, для которых университет готовит специалистов.
6 августа 2013 г.
Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) – один из немногих российских вузов, для которых эндаумент – не роскошь, а жизненная необходимость. Если государственный вуз и без эндаумента проживет на деньги от бюджетных и коммерческих студентов, то ЕУСПб – негосударственный магистерский и аспирантский университет, –  с момента своего основания в 1994 году существует благодаря фандрайзингу. Несмотря на отсутствие государственного финансирования, расходы студентов на обучение здесь удается свести к нулю или хотя бы минимизировать.
3 июля 2013 г.
Будущих абитуриентов часто интересуют вопросы, ответы на которые сложно получить на официальных сайтах вузов, на днях открытых дверей и даже в социальных сетях. Удобно ли устроено здание университета? Хорошее ли у него общежитие? Вкусно ли кормят в столовой? Интересно ли на лекциях? Все это хорошо бы узнать и оценить на собственном опыте хотя бы за несколько месяцев до поступления. В Уральском федеральном университете это можно было сделать благодаря проекту «Тест-драйв», который впервые был организован весной этого года.
17 июня 2013 г.
Один из возможных путей реформирования высшей школы, предлагаемый экспертами, –  разделение бакалавриата на общий и профессиональный. Однако уже сейчас в ряде вузов такое разделение существует. В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ) студенты-экономисты могут выбрать так называемый общий профиль – на факультете беспрофильного бакалавриата.
4 июня 2013 г.
Ассоциация выпускников и друзей Российского университета дружбы народов, основанная в 1994 году, – организация по определению международная: выпускники этого вуза, созданного 53 года назад, прежде всего, для обучения иностранцев, работают в 187 странах мира. На сегодняшний день все выпускники РУДН по умолчанию являются членами этой ассоциации.
28 мая 2013 г.
Ни одна дискуссия о развитии высшей школы в России не обходится без заявлений о том, что вузы должны готовить студентов в соответствии с требованиями работодателей. Одновременно обсуждается вопрос о модели прикладного бакалавриата – образования, ориентированного на практику: как нужно учить студентов, чтобы, получив диплом, они сразу могли приступить к работе на предприятии. Высшая инженерная школа УрФУ дает свой ответ на эти вопросы: в прошлом году здесь набрали студентов на программу производственно-технологического бакалавриата, реализуемую совместно с Уральской горно-металлургической компанией (УГМК).
8 мая 2013 г.
Эффективное взаимодействие с выпускниками считается особенностью американских и британских университетов: на средства выпускников сформированы крупнейшие эндаумент-фонды. Но для университетов многих других стран, особенно на постсоветском пространстве, такая практика нехарактерна: сообщества выпускников находятся в стадии формирования. Один из немногих успешных примеров - Центрально-Европейский университет в Будапеште: система взаимодействия с выпускниками здесь выстроена с нуля за последние десять лет.
22 апреля 2013 г.
Вопрос о том, как сделать российскую аспирантуру эффективнее, обсуждается в последние годы на разных площадках, ведущие вузы предлагают свои решения. Одна из возможных новаций – организация сетевых аспирантур, когда аспирант, специализирующийся в конкретной научной области, мог бы слушать лекции ведущих ученых именно в этой области в разных университетах и научных организациях. Такой опыт в России уже есть – Национальная сеть аспирантур по биотехнологиям в нейронауках БиоН, в которую сегодня вовлечены около 150 аспирантов.
13 марта 2013 г.
Десятки вузов в России имеют свои эндаументы – фонды целевого капитала. И хотя большинство таких вузов расположены в Москве и Санкт-Петербурге, есть и примеры в отдаленных регионах. Один из них – Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ). Целевой капитал здесь был сформирован в 2010 году и на сегодняшний день уже «перевалил» за отметку в 5 млн. рублей.
24 февраля 2013 г.
В каждом уважающем себя вузе преподаватели регулярно проходят повышение квалификации. В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ), наряду с другими программами, для преподавателей открыта Школа педагогического мастерства. Ее главная задача – дать современные педагогические знания и инструменты: ведь за исключением педвузов, ни в аспирантуре, ни после нее мастерству преподавания, как правило, не учат.
18 февраля 2013 г.
Конкурсы преподавателей и структурных подразделений организуют разные вузы – считается, что это помогает не только выявлять и поощрять лучших, но и держать преподавателей в тонусе. В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ) с 2009 года проводится конкурс «Кафедра года». Его условия формулируются так, что побеждают те кафедры, которые внедряют новации, наиболее важные для развития университета в конкретный период.
12 февраля 2013 г.
Вузы работают не только со студентами, но и со школьниками – в этом нет ничего удивительного: подготовительные курсы есть практически в каждом университете. Однако довузовская подготовка чаще всего рассчитана на учеников 10-11 классов, реже – 7-9 классов. А вот Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ) обучает школьников начиная с первого класса: восьмилетние дети в его аудиториях и лабораториях – обычное явление. Бесплатные тридцатиминутные занятия по выходным и в школьные каникулы для студентов Детского университета проводят профессора КФУ и известные люди Татарстана.
31 января 2013 г.
Бизнес требует специфических талантов: умения быстро ориентироваться в незнакомой ситуации, принимать верные решения, «держать» стресс, работать в команде. Многим студентам хотелось бы узнать, есть ли у них такие качества, особенно экономистам и менеджерам, кому в недалеком будущем предстоит бороться с конкурентами, захватывать рынки, привлекать потребителей... Международный проект Global management challenge предлагает участникам попробовать себя в роли менеджеров компаний и узнать пределы своих возможностей .
21 января 2013 г.
Какие особенности подготовки математиков могут способствовать формированию умения осваивать информацию, далекую от математики? Ведь профессиональный математик может работать «на равных» с любыми специалистами и в любой сфере: среди аналитиков и программистов, экономистов и менеджеров, журналистов и лингвистов... Что делает математиков такими восприимчивыми к новым для себя областям? Заместитель декана факультета математики НИУ ВШЭ по учебной работе Игорь Артамкин убежден, что это, прежде всего, как у них принято, индивидуальное решение большого количества задач.
18 января 2013 г.
«Хотите работать в университете ХХI века? Тогда обращайтесь в Белгородский государственный национальный исследовательский университет…» Так начинается объявление на официальном сайте БелГУ. Однако университет приглашает не просто преподавателей и других сотрудников, а целые «научные коллективы, возглавляемые ведущими учеными в области естественных, физико-математических и технических наук». В объявлении коллективам обещаны всевозможные блага, в том числе научному руководителю – зарплата 5000 у.е., индивидуальный коттедж и оборудование научной лаборатории.
11 января 2013 г.
Система «Электронный университет», наряду с кампусом на острове Русский, стала символом Дальневосточного федерального университета. Дискуссия о том, стоит ли она потраченных денег, постепенно перешла в другую плоскость: насколько сложно перевести в цифровой формат значительную часть происходящих в университете процессов вплоть до заказа обеда в столовой. Уже запущены некоторые модули новой системы, но этого хватило, чтобы Владимир Путин, посетив ДВФУ, счел ее «очень интересной и очень эффективной».
23 ноября 2012 г.
Выпускники вузов не умеют решать практические задачи и работать в командах, состоящих из специалистов разного профиля, - так часто говорят работодатели. Свои способы исправления этих недостатков предлагает Научно-образовательный центр инженерно-экономических междисциплинарных исследований и образовательных программ в высокотехнологичных отраслях (НОЦ «ИНЖЭК») Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета (ВШЭМ УрФУ).
14 ноября 2012 г.
Астраханский государственный университет (АГУ) – один из российских вузов, присоединившихся к Всемирной инициативе CDIO(Conceive-Design-Implement-Operate) – ассоциации университетов, где главным принципом обучения провозгласили ориентацию на практику. Этого принципа придерживаются в создании учебных программ, их материально-техническом обеспечении, подборе и повышении квалификации преподавателей. И хотя изначально CDIO задумывалась как методологическая рамка для программ инженерного образования, астраханские коллеги решили распространить ее и на гуманитарные факультеты.
31 октября 2012 г.
Нефтяные и газовые компании, куда идут работать выпускники Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина, предъявляют к ним ряд требований. Среди них можно выделить умение работать в командах, где геологи, разработчики, экономисты, менеджеры решают сложные проектные или промысловые задачи, и выполнять конкретные операции при наличии представления о технологическом процессе в целом. Чтобы выпускники соответствовали этим требованиям, в РГУ нефти и газа был создан Центр управления разработкой месторождений (ЦУРМ), где студенты разных факультетов изучают междисциплинарные курсы с использованием виртуальных образовательных технологий.
10 октября 2012 г.
Для вчерашнего школьника студенческая жизнь часто становится шоком. Непривычный график учебы, меньше контроля, да еще переезд в другой город, жизнь в общежитии без мамы с папой. Так и вылететь с первого курса недолго. В Высшей школе экономики и менеджмента Уральского федерального университета (ВШЭМ УрФУ) освоиться в вузе первокурсникам помогают тьюторы, которых отбирают из числа студентов.
4 октября 2012 г.
Переезд за границу на учебу может быть и приятным приключением — и шоком, особенно если жизнь в новой стране сильно отличается от той, что на родине. Клуб «бадди» (англ. buddy - приятель), существующий во многих европейских и американских университетах, должен помочь студентам-иностранцам адаптироваться к новым условиям. В России недавно тоже начали внедрять эту практику. Свой вариант бадди есть в Высшей школе экономики и менеджмента Уральского федерального университета (ВШЭМ УрФУ).
23 августа 2012 г.
Ежегодно с мая по август абитуриенты охвачены единым порывом. Многим нужна помощь – в чем их права, возможности и обязанности? Три года назад на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета был создан Центр защиты прав абитуриента.
30 июля 2012 г.
Молодые специалисты во всем мире сталкиваются с общей проблемой — вузы не дают им достаточной подготовки к практической деятельности. В частности студентов не учат работать в команде специалистов с разной профессиональной подготовкой. Норвежский университет науки и технологии в Тронхейме (Norwegian university of science and technology, NNTU – Trondheim) предлагает свое решение проблемы: курс «Обучение навыкам работы в команде» (Experts in teamwork, EiT).
25 июля 2012 г.
В Высшей школе экономики и менеджмента (ВШЭМ) Уральского федерального университета (УрФУ) внедрена необычная для российских вузов структура управления образовательным процессом. В состав ВШЭМ входят семь департаментов – шесть бакалаврских и один магистерский. В свою очередь, в состав каждого бакалаврского департамента входят кафедры. В чем преимущества такой структуры и какие проблемы удается решать с ее помощью?
13 июля 2012 г.
Библиотека Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) стала первой в России вузовской библиотекой «западного» типа. С момента ее открытия в середине 1990-х она позиционировалась как библиотека открытого доступа. Учебники всегда составляли меньшую часть фонда — в основном он укомплектован научной литературой, причем около половины ее на английском языке. Вся библиотека располагается в большом помещении с высокими потолками, и по существу это один большой читальный зал,  где можно поработать за компьютером, почитать книгу или провести групповое учебное занятие в неформальной обстановке. Сейчас в России появилось много университетских библиотек, масштабом превосходящих библиотеку МВШСЭН. Однако она по-прежнему остается уникальным в своем роде явлением.