Эксоцман
на главную поиск contacts

Преподаватель — преподавателю

29 августа 2014 г.
Ирина Абанкина
директор Института развития образования ВШЭ
Еще недавно едва ли не все российские директора школ считали себя исключительно педагогами и категорически не хотели иметь дела с финансами, среди наших слушателей такие до сих пор попадаются. Если, окончив магистерскую программу «Управление образованием», они категорически не хотят отдавать вопросы финансирования школы на аутсорсинг и готовы заниматься ими сами, то для меня как для преподавателя это большой успех.
21 июля 2014 г.
Василий Солодков
директор Банковского института ВШЭ
Ни один гарвардский кейс не имеет «идеального» или «правильного» решения. В одной ситуации возобладают одни факторы, в другой — другие. Нет стандартных решений для стандартных случаев, каждый — уникален. Слушатели на примере кейсов должны не набрать варианты типовых решений, чтобы их потом применять, а научиться всякий раз «изобретать велосипед», если в этом есть необходимость.
9 июня 2014 г.
Татьяна Маслакова
преподаватель истории лицея НИУ ВШЭ
Подход, принятый в нашем лицее, позволяет показать, с одной стороны, единство мирового исторического процесса, а с другой — его специфику у разных народов. Мы можем сравнить, как строятся отношения, скажем, светской и церковной власти у нас и в Западной Европе. Или — каковы особенности развития государственности в Московии XVI века и в современных ей зарубежных государствах, как проходил промышленный переворот в России и в Англии.
19 мая 2014 г.
Линор Горалик
преподаватель программы общеуниверситетских факультативов ИГИТИ ВШЭ
Главная задача моего курса — настроить «костюмную» оптику — представляет самую большую сложность. Нужно кое-что «повернуть» в голове, чтобы научиться видеть в костюме информационное сообщение. Для многих из нас это или слишком трудно, или слишком легко: с одной стороны, одежда — очень базовая вещь, с другой — интеллигентных людей отучают рассматривать и интерпретировать одежду, внушая, что это мелочно, вульгарно, незначимо.
24 апреля 2014 г.
Кирилл Сорвин
заместитель декана факультета социологии НИУ ВШЭ
Учеба в нашем лицее облегчает старшеклассникам жизнь: им не нужны ни репетиторы, ни подготовительные курсы – по обществознанию мы даем всю необходимую подготовку к ЕГЭ… Но дело не только в экономии времени ребят и бюджета их семей, а в обеспечении развития самого ребенка, и любая подготовка должна быть встроена в процесс грамотного освоения дисциплины и подчинена ему, а не наоборот. Судя по всему, у нас это получается.
23 апреля 2014 г.
Виктор Горбатов
старший преподаватель факультета философии ВШЭ
Моя цель — помочь ребятам самим прийти к неким выводам, к которым философы пришли много лет назад, и сформировать собственные аргументированные воззрения на то, что такое истина, что такое реальность, до какой степени следует всегда оставаться реалистом, до какого предела иногда можно доходить в скептицизме.
21 апреля 2014 г.
Ирина Лесовская
заместитель декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ, преподаватель лицея НИУ ВШЭ
Информатика в лицее Высшей школы экономики изучается на базовом и профильном уровнях. В основе базового курса, который ведет сертифицированный специалист Microsoft, — изучение офисных приложений. Эти знания актуальны для будущих студентов всех факультетов университета без исключения. А углубленный курс, который веду я, — это, прежде всего, теоретическая информатика и программирование. На одно теоретическое занятие у нас приходится четыре практических.
15 апреля 2014 г.
Евгений Штейнер
профессор отделения востоковедения НИУ ВШЭ
Изучение классической культуры Востока при подготовке востоковеда — основа основ. Понимание причин колебаний рынков или мотивов деятельности японских политических партий не поможет студентам понять, как думают японцы, чем они отличаются от нас и прочих людей западной культуры, почему они стали такими, какими мы их знаем. Изучение японского классического искусства призвано рассказать о том, что сами японцы называют «японское сердце»: о сути их народа, страны и культуры.
25 марта 2014 г.
Максим Маркин
преподаватель кафедры экономической социологии ВШЭ
Институционально экономсоциология оформлялась как альтернативный экономическому подход к изучению хозяйства. И поэтому, конечно, экономсоциолог, преподающий у экономистов, находится в специфической ситуации: он должен рассказать экономистам об этом зачастую противоположном взгляде и убедить их в его состоятельности.
19 февраля 2014 г.
Максим Братерский
и.о. заведующего кафедрой мировой политики НИУ ВШЭ
Наука о международных отношениях в своей основе является наукой о власти, конфликтах и принуждении, а мировая экономика как часть экономической науки посвящена вопросам производства и распределения богатства. Но поскольку богатство — это власть, а власть — это богатство, то эти понятия существуют нераздельно, и у студентов магистерских и бакалаврских программ я стараюсь формировать представление о дуализме мировых процессов, в которых всегда есть и политическая, и экономическая сторона.
12 декабря 2013 г.
Алексей Маслов
заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ
Многие восточные культуры — китайская, японская, арабская — очень привлекательны. Моя задача — не дать студентам увлечься ими слишком уж сильно и «утонуть» в них, научить при всем уважении к иным культурам высоко ценить собственную. Это важно хотя бы потому, что европейца, пытающегося во всем подражать китайцам, в Китае многие будут считать чем-то вроде клоуна. На Востоке, чтобы к тебе относились всерьез, особенно важно и уважать чужую культуру, и при этом оставаться собой.
4 октября 2013 г.
Олег Замулин
декан факультета экономики НИУ ВШЭ
Распространенная ошибка, которую совершают многие талантливые профессионалы во всем мире, столкнувшись с необходимостью преподавать экономику, состоит в том, что они преподают экономику как математику. Показывают различные модели, которые, разумеется, являются существенным упрощением действительности. Естественно, студенты в какой-то момент начинают скучать и задаваться вопросом, а зачем им вообще преподают все эти абстрактные вещи, не имеющие отношения к жизни.
18 сентября 2013 г.
Леонид Поляков
заведующий кафедрой общей политологии НИУ ВШЭ
Своей главной задачей я считаю помочь студентам осознать и сформулировать собственные политические взгляды, научиться прослеживать их историю, узнавать единомышленников среди мыслителей прошлого. Кажется, мне это удается – к концу моего курса среди слушателей появляются вполне сознательные консерваторы, прогрессисты, либералы, демократы, элитисты... По-моему, это здорово. Это показывает неравнодушное отношение ребят, их мотивацию.
4 сентября 2013 г.
Владимир Автономов
научный руководитель факультета экономики НИУ ВШЭ
На кафедре экономической методологии и истории мы придерживаемся мнения, что студентам нужно рассказывать о тех разделах курса, которые интересны лично нам, преподавателям. Все остальное они могут прочитать по первоисточникам сами. Если пытаться пересказывать на лекциях какие-то разделы, для тебя лично скучные, единственным результатом будет то, что эта скука передастся студентам. И мы решили разделить курс между несколькими преподавателями – в соответствии с их интересами и областью научных исследований. Так мы избежали нудного пересказа чужих мыслей.  
12 августа 2013 г.
Елена Карданова
ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ
…цель моего курса — готовить специалистов-практиков, которые сразу смогут пойти работать. И для этого мало просто рассказать им об основных методах анализа данных по книгам и статьям. Нужно дать им возможность как можно больше поработать «руками» с реальными данными. И это мировая практика преподавания: в ведущих университетах уже давно отошли от такой формы организации занятий, как рассказ лектора о чем-либо. Все, что можно прочитать в книжке, студенты читают дома. Задача преподавателя — научить этим пользоваться.
31 июля 2013 г.
Елена Ленская
декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук
Я считаю, что взрослым вообще полезно побыть в роли ребенка. У нас много явных и скрытых правил. Выигрывает тот, кто сможет раньше понять эти правила. Так вот — маленький ребенок в мире взрослых постоянно играет в такую игру, правил которой – за что его награждают или наказывают – он не знает…
25 июля 2013 г.
Диана Колесникова
преподаватель экономики московской школы «Интеллектуал», стажер-исследователь Лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ
Самое главное — не пытаться ставить себя выше детей. Чтобы преподавателя услышали, он должен быть не «над» ребенком, он должен стоять «рядом» с ним. Эту идею ярко описал бразильский просветитель Паулу Фрейре в книге «Образование как практика освобождения». «Рядом» не есть синоним фамильярности. Это просто спокойные отношения на равных…
23 июля 2013 г.
Николай Берзон
заведующий кафедрой фондового рынка и рынка инвестиций департамента финансов НИУ ВШЭ
Если ты выполняешь научное исследование, можно взять сложные для расчета, громоздкие коэффициенты и выверять с их помощью полученные результаты. Но если тебе нужно быстро принять решение, лучше воспользоваться простым, пусть и грубоватым, инструментом — все равно он с высокой вероятностью даст адекватные данные. Понимание таких моментов — качество аналитика, инвестора высокой квалификации.
26 июня 2013 г.
Сергей Филонович
декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ
В рамках курса «Организационное поведение» мы изучаем теорию справедливости американского психолога Джона Стейси Адамса, описывающую такое явление, как «справедливое вознаграждение». «Песня завистника» Высоцкого очень точно иллюстрирует такое описанное Адамсом явление, как неадекватный выбор референтной персоны. Лирический герой завидует соседу-геологу, который «объехал весь Союз» в поисках урана, и теорема Адамса в его представлении выглядит так: «Я б в Москве с киркой уран нашел при такой повышенной зарплате».
31 мая 2013 г.
Алексей Белянин
доцент Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ
Я дал каждому студенту в моей группе некий зашифрованный текст, который нужно расшифровать. По итогам они получили определенное количество баллов. Те, кто расшифровал точнее, получили больше. Затем я случайным образом, по жребию, утроил нескольким студентам полученное ими количество баллов. А затем предложил всем студентам «инвестировать» свои баллы в определенные проекты. Оказалось, те, кто получил меньше, склонны вкладывать меньшую долю от своего «заработка», а самыми «щедрыми» оказались те, чьи баллы утроились.
20 мая 2013 г.
Зинаида Погосова
старший преподаватель, заместитель заведующего кафедрой уголовного права НИУ ВШЭ
Визуальное представление логически структурированного материала позволяет обсуждать ту или иную проблему, не тратя ограниченный временной ресурс лекции на запись теории под диктовку. Слайды содержат как базовый теоретический материал, так и выдержки из научных статей, монографий, примеры из судебной практики, экспертные оценки, статистические данные...
23 апреля 2013 г.
Ольга Демидова
доцент кафедры математической экономики и эконометрики Департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ
Задача курса эконометрики – дать студентам инструменты для проведения анализа. Но пользоваться этими инструментами они должны научиться в значительной мере сами. Получается далеко не сразу. При выборе моделей возникает достаточно много вопросов. Какие переменные включить в модель? Какую функциональную форму выбрать? Как интерпретировать полученные результаты? Все это — и наука, и искусство.
26 марта 2013 г.
Сергей Пекарский
профессор кафедры макроэкономического анализа НИУ ВШЭ
Студентов нужно пытаться заинтересовать, завлечь. На любом занятии я стараюсь сочетать разные элементы. Нельзя делать так, чтобы в одних лекциях (или курсах) были только математические модели, в других - какие-то рассуждения, в третьих — примеры из реальной жизни. Все это должно быть «склеено» гармоничным образом. Хорошая лекция - это когда студент вначале узнал интересные и завлекательные факты, потом посмотрел на то, как эти факты преобразуются в построение модели, потом на других любопытных фактах или формальной эмпирической проверке понял, насколько адекватно модель описывает действительность .