Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Гуманитарная мысль Юга России

Опубликовано на портале: 30-11-2006
Людмила Рашидовна Хут Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 60-78. 
Статья представляет собой попытку анализа сослагательного наклонения в истории в контексте современной историографической ситуации. Рассматриваются наиболее дискутируемые аспекты данной проблемы, что позволяет говорить о новой парадигме исторического познания – «история неслучившегося».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2006
Дмитрий Владимирович Сень, Сергей Юрьевич Кирюшин Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 143-162. 
В статье рассматриваются основные вехи жизненного пути выдающегося политического деятеля Кубани начала ХХ в., депутата Государственной думы Российской империи всех созывов – К.Л. Бардижа. Сделан акцент на анализе гражданской позиции политика в период крушения Российской империи, его взглядах на перспективы исторического существования казачества. Статья написана на основе уникальных документов из фондов Государственного архива Краснодарского края.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Сергей Михайлович Перевалов Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 19-30. 
Автор обсуждает положение дел в российском алановедении. Существование народа аланов прослеживается с I по XV вв. н.э., их “потомками” считают себя ряд современных народов Кавказа: прежде всего осетины, затем чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы. Апелляция к аланскому прошлому сегодня активно используется для обоснования “исторического права” на спорные территории. Одной из причин политизации аланской истории является непрофессионализм исследователей. Статья акцентирует внимание на общей черте большинства специалистов по аланской проблематике: незнании языка источников. На материале греческих и латинских источников разбираются типичные случаи искажения истории при использовании русских переводов взамен оригинала. Задачей дня для историков становится возвращение к истокам своей науки, к изучению непосредственных следов прошлого. Словами древних, надлежит ex fonte ipse bibere (пить из самого источника).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2006
Евгений Федорович Кринко, Сергей Александрович Кропачев Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 182-188. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Татьяна Павловна Хлынина Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 31-40. 
Статья посвящена анализу современных представлений об историческом времени, возможностям использования рассматриваемой категории в изучении прошлого.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Игорь Игоревич Лыман Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 79-93. 
Публикуются выявленные в Российском государственном историческом архиве ценные документы (в частности, опись имущества бывшей Сечевой церкви, составленная в мае 1777 г.), дающие возможность скорректировать существующие представления о событиях, связанных с ликвидацией Новой Сечи и существенно дополняющие сведения о судьбе богатств Сечевой Покровской церкви после июня 1775 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Юлия Ивановна Головко Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 79-87. 
В публикации представлена первая часть записки помощника таможенного обер-директора Азовской и Новороссийской губерний И. Федуркина, касающаяся условий и возможностей для развития внешней торговли и борьбы с контрабандой на границах Азовской губернии. Документ был составлен в начале 1776 г. и был необходим в связи с формированием таможенной цепи в Азовской и Новороссийской губерниях. Записка содержит описание торговых путей и основных видов товаров, расположения таможенных и карантинных учреждений, особенностей их деятельности, а также рекомендации для развития торговли и прекращения контрабанды.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Михаил Александрович Брюханов Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 158-169. 
В статье анализируется социальная реклама в контексте исторического и социально-культурного развития кубанского общества. Выявляются социально-экономические и политические предпосылки появления и развития социальной рекламы в обществе, приоритетные тематические направления социальной рекламы. Осуществляется анализ используемых средств социальной рекламы и технологий ее производства. Приводится обширный фактологический материал. Хронологически исследование охватывает период с середины XIX в. по 1917 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Руслан Газанфарович Багиров Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 141-147. 
В статье анализируется динамика распространения в регионе учебных заведений разного уровня. Большую роль в этом процессе сыграли Ф.Н. Сумароков-Эльстон и Н.Н. Кармалин. Основное внимание в статье уделено исследованию механизма финансирования учебных заведений, анализируются соответствующие статистические данные.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Евгений Владимирович Кратов Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 109-117. 
В статье рассматривается состояние северокавказских мусульманских общин и политика, которую осуществляла Советская власть по отношению к исламу на территории Северо-Кавказского края в 1924-1934 гг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Исламофобия [статья]
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Сергей Николаевич Абашин Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 20-26. 
В современном российском обществе можно выделить несколько форм проявления нетерпимости к исламу: исламофобия западников, исламофобия консерваторов, православная исламофобия. В последние годы было несколько незначительных антиисламских акций, которые можно было бы квалифицировать как государственную исламофобию. Для решения стоящих перед обществом необходимо создавать условия для самого широкого диалога всех политических, общественных и религиозных сил, не рассматривая априори каждую из них как какую-то неправильную или «чужую». И это будет возможно, если будет недвусмысленно осуждена и прекращена исламофобская истерия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Виктор Александрович Шнирельман Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 6-19. 
В статье предпринимается попытка разобраться в природе ксенофобии. Основной тезис сводится к тому, что основным видом ксенофобии в России становится культурный расизм, чему в очень большой степени способствует господство в отечественной гуманитарной науке, а через нее и в общественном сознании, примордиалистской концепции этноса, и в первую очередь такого его ответвления, как теория Л.Н. Гумилева.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Евгений Федорович Кринко Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 57-78. 
Начальный этап в развитии историографии проблемы составляют военные и первые послевоенные годы, второй – середина 1950-х – 1980-е годы. В 1990-е годы начинается современный этап. Он связан с появлением новых подходов, введением в научный оборот значительного количества документов. В статье определяются перспективы дальнейшего изучения проблемы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Егор Константинович Блохин Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 148-157. 
Предлагается опыт структурного анализа "Пряди об Эймунде Хрингссоне", где предпринимается попытка раскрыть некоторые принципы организации средневекового текста и извлечь из сочинения конца XIII в. информацию о мировоззрении эпохи викингов. Построена модель, в которой скандинавский и восточный конунги описаны как элементы двоичной оппозиции "свой-чужой" и "хороший-плохой". При этом первая пара находится со второй в отношениях подчинения, так как описание "чужого" (межкультурная оппозиция) будет происходить путем использования формул, свойственных описанию "плохого" внутри культуры. При этом в случае со скандинавским конунгом имеется два персонажа, претендующих на первое место, вступающие в тексте в известные противоречия. Поэтому внутри первого элемента модели выделяется своя оппозиция ("традиционное-нетрадиционное").
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Владимир Олегович Бобровников Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 4-18. 
На примере религиозного законодательства постсоветского Дагестана в статье рассматривается традиционалистский дискурс, который определяет восприятие и функционирование ислама в постсоветских условиях. Согласно гипотезе автора, “традиционный ислам”, легализованный в Дагестане в 1990-1997 гг. и воплощенный в структурах республиканского муфтията, представляет собой новый обычай, испытавший немалое влияние советской традиционалистской этнографической школы.
ресурс содержит прикрепленный файл