Эксоцман
на главную поиск contacts

    Форум по учебному курсу "Социальные сети" ведет Г.В.Градосельская
Форум:  [Создать новую тему    сортировать по:
31.03.09: Г.В.Градосельская
Условия работы форума
Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на форуме, посвященном проблематике
социальных сетей и сетевого моделирования. 
В последнее время число исследовательских работ с применением сетевой методологии растет, соответственно появляется все больше вопросов для обсуждения как методологического, так и содержательного характера.
Изучение опыта коллег, работающих над сходными проблемами, никогда не повредит заинтересованным ученым, а иногда и поможет. Поэтому помимо студентов, изучающих курс сетевого анализа в ГУ-ВШЭ, в дискуссию приглашаются все желающие – ученые, исследователи, преподаватели.
Для участия в работе форума вышлите на мой e-mail mss981009@mail.ru запрос о регистрации, и я в ответ вышлю Вам логин и пароль.

Галина Градосельская
31.03.09: Г.В.Градосельская
Роль неформальных взаимодействий в организации бизнес-структур: сетевой подход
Аннотация:
Интерес к исследованию бизнес-сетей в России в последнее время резко
возрастает. В первую очередь это продиктовано интересами государственной
политики, перераспределением контроля на региональный уровень, налаживании
горизонтальных связей в региональной бизнес-среде. Во-вторых, сети позволяют
операционализировать научные концепты социального и человеческого капиталов, а
также совместно рассматривать социальные и экономические связи и их взаимное
влияние на развитие организаций. В-третьих, социально-экономические
взаимодействия в России традиционно основываются на личном доверии, поэтому доля
непредсказуемых взаимодействий крайне велика и отличается от традиционных
образцов, характерных для стран с развитой рыночной экономикой. Сетевой поход
возможно применять при изучении как внутрифирменных, так и внешних
взаимодействий организации.
Практика исследования российских предприятий
показывает, что чем больше предприятие, тем сложнее понять механизмы принятия
управленческих решений и процедуру их реализации. Как ни странно, даже
официальная структура взаимоотношений является своего рода «черным
ящиком» для менеджеров высшего уровня. Причин может быть несколько:
•Во-первых, многоуровневым характером принятия решений: менеджер на
каждом уровне сам принимает решение, кого из подчиненных лучше поставить на
выполнение той или иной задачи, спущенной сверху. Зачастую это продиктовано не
столько должностью подчиненного, сколько его способностью решать те или иные
задачи. 
•Во-вторых, накапливаемым несоответствием приказов и
должностных инструкций. Зачастую под выполнение конкретных задач издаются
специальные приказы, полностью или частично противоречащие предыдущим. С точки
зрения высшего управленческого уровня, новые приказы должны способствовать
решению конкретных задач, но для младших менеджеров противоречие указаний
оборачивается тупиковыми ситуациями, поскольку им недостаточно полномочий, что
бы отменить устаревшие приказы, а невыполнение может быть чревато наказанием.
•Из второй причины следует третья: проблема в предписываемых зонах
ответственности. С одной стороны, слишком свободное штатное расписание чревато
тем, что «все делают все», и идет дублирование функций и выполняемых
задач.  С другой стороны, слишком четкое разграничение полномочий приводит к
«формальному» выполнению своих функций: сотрудники боятся нарушить
должностные инструкции, в результате выполнение даже простейших задач становится
затруднительным и занимает неоправданно долгое время. 
Практически во всех
затруднительных случаях использование личных связей является для менеджеров
среднего и младшего уровня единственным выходом. Неформальные личные
взаимодействия – это взаимоотношения, происходящие в обход должностных
инструкций. Их основа - «хорошие личные отношения» с менеджерами
других уровней или из других подразделений. Таким образом, путем цепочки личных
связей выстраивается наиболее оптимальный и простой путь для решения
поставленных задач, в обход официальных предписаний. Именно поэтому на
существовании таких неофициальных способов выполнения смотрят сквозь пальцы. И
такая структура неофициальных взаимоотношений практически неискоренима, она
может только быть более или менее выражена в разных организациях.
Одним из
направлений современной внутренней экономической политики России является
выстраивание системы «горизонтальных связей», с тем что бы фирмы
взаимодействовали без посредничества государства. Особое значение в
регулировании таких связей придают региональным бизнес-ассоциациям, поэтому на
развитие этих ассоциаций и расходуются значительные государственные средства.
Однако насколько эффективны взаимодействия с этими ассоциациями для самих фирм,
и не происходит ли дополнительной бюрократизации  ассоциаций и сращивания с
местными региональными администрациями?
Некоторые внешние взаимодействия крайне
важны для фирм, но они не могут их получить (например взаимодействия с
региональными администрациями – исследования показывает, что чем активнее
эти связи, тем успешнее предприятие). Возможна и обратная ситуация, когда
внешние связи осуществляются в соответствии с законодательством РФ, но они
значительно тормозят деятельность фирмы.
Механизмы формирования внефирменных
связей так же представляют научный интерес. Не секрет, что связи фирмы есть
аккумуляция связей ее сотрудников. Эти связи могут продуцироваться как на самом
высшем, так и среднем, и низшем уровнях управления. Часть этих связей –
это личный багаж сотрудников фирмы, который они «приносят» с собой,
поступая на работу. Часть связей сотрудники фирмы получают как неформальное
дополнение к «месту». Таким образом, за счет ресурсов предприятия или
фирмы возрастает социальный капитал менеджеров.
«Сетевизация
бизнеса», «межфирменные взаимодействия» – термины, широко
распространенные в последнее время в исследованиях организационных и бизнес-
структур. Наиболее известны исследования бизнес-сетей Р.С.Берт, Х.C.Вайт,
M.Грановеттер, Д.Старк, Д.Кноук, Б.Уззи и других. В рамках сетевого подхода сама
фирма и ее погружение в бизнес-среду рассматривается с точки зрения выделения
отдельных элементов (акторов, подразделений) и структурирования их
взаимоотношений. 
Можно назвать несколько основных  направлений в исследовании
бизнес-сетей:
1.Исследование фирмы в общем рыночном контексте на макроуровне:
«структурные дыры» Р.Берта(«Structural holes», R.S.Burt),
сетевые рынки Х.Уайта («Markets in Production Networks», H.C.White),
экономическое действие и социальная структура М.Грановеттера («Economic
action and social structure: the problem of embeddedness», M.Granovetter).
2.Исследование включения фирмы в окружающую среду на уровне регионов и
государств, современный социально-политический и экономический контекст через их
внешние взаимодействия: региональные бизнес-сети М.Кассона («Regional
business networks», M.Casson), организация и окружающая среда П.Лауренсе и
Дж.Лорча («Organization and enviroment: managing differentiation and
integration», P.R.Lawrence&J.W.Lorch).
3.Исследование внутренней
структуры фирм, взаимодействие между разными уровнями управления. Одним из
основных результатов этих исследований был вывод об отмирании иерархической
структуры предприятия, замещении набором отдельных микросетей: ни рынок ни
иерархия У.Пауэлла(«Neither market nor hierarchy: network forms of
organizations», W.W.Powell), похвала иерархии И.Жако («In praise
hierarchy», E. Jaques), рынок и менеджераская иерархия Т.Макгинесса (Market
and managerial hierarchies», T. McGuiness). 
4.С использованием концептов
социального и человеческого капитала изучались отношения между разными уровнями:
организационным и индивидуальным. Предполагалось, что через внутри- и
внефирменные взаимодействия реализуется социальный и человеческий капитал
менеджера (Дж.Колеман, Р.Д.Путман, П.Бурдье).
5.В практическом смысле
концепции социального и человеческого капитала объединились в отдельное
направление: информационные сети. Внутрифирменные и  межфирменные взаимодействия
рассматривались с точки зрения интеллектуальных сетей и распространения знаний,
участия фирм в создании отраслевых банков данных: знание, стратегия и теория
фирм Р.Гранта («Knowlege, strategy and the theory of firm»,
R.M.Grant), теория фирм и теория оценки мультинцаиональной корпорации Б.Коута,
У.Зандера («Knowlege of the firm and the evolutionary theory of the
multinational corporation», B.Kougt&U.Zander).

Полный текст статьи Вы
найдете в материалах к лекции о бизнес-сетях в России.
В настоящий момент я
работаю над книгой о бизнес-сетях  в России, российских корпорациях, поэтому мне
будет крайне интересно услышать Ваши воспросы, замечания, комментарии и т.п.