Эксоцман
на главную поиск contacts

    Форум по учебному курсу "Общая социология" ведет Е.И.Нефедьева
Форум:  [Создать новую тему    сортировать по:
31.03.09: Е.И.Нефедьева
Условия аттестации и получения зачета по социологии для студентов ПД-02-1,2,3
Контрольная работа №1 по темам: введение в предмет социологии; история
развития социологии (до 15 баллов) 

Контрольная работа №2 по темам:
личность как субъект общественной жизни; социальные связи и социальное
поведение; девиация и социальный контроль (до 15 баллов)

Контрольная работа
№3 по темам: социальная структура и социальная стратификация; социальные
группы; социальные институты; социальные изменения (до 15 баллов)
Практическая работа по теме: Методика социологических исследований (до 25
баллов)

Доклад или реферат (до 30 баллов)

Всего баллов - 100
31.03.09: Е.И.Нефедьева
Темы обязательных докладов по социологии для студентов ПД-02-1,2,3
Темы обязательных докладов по социологии: 

1.Развитие эмпирической
социологии во Франции 
2.Развитие эмпирической социологии в Англии
3.
Развитие эмпирической социологии в Германии
4.Развитие эмпирической социологии
в Америке (2 доклада) 
5.Наблюдение как метод сбора социологической информации
6.Эксперимент как метод сбора социологической информации
7.Анализ документов
(количественный – контент-анализ)
8.Анализ документов качественный
(биографический метод)
9.Метод фокус-группы в социологии 
10.Девиантное
поведение (подходы к определению, виды, особенности проявления, последствия и
пр.) 
11.Типология стратификационных систем и общественного устройства
31.03.09: Е.И.Нефедьева
Студентам УБ-02-1,2,3,4 и К-02-1,2 БГУЭП!!!
Вопросы по теме «История развития социологии»: 

1.Какие социально-
исторические факты и научные открытия сформировали условия и обусловили
необходимость возникновения новой науки – социологии? 
2.Охарактеризуйте
основные отличительные особенности в историческом разрезе времени развития
социологии в Европе и США?
3.Какие, на Ваш взгляд, перспективы и направления
дальнейшего развития социологии Вы видите в нашей стране? 

Отвечать на
вопросы первой и второй темы можно до 15 февраля, в связи с задержкой Вашей
регистрации в форуме! 
Измененные варианты Ваших логинов и паролей я передам
через старост!
31.03.09: А.С.Федоренко
Re: Студентам УБ-02-1,2,3,4 и К-02-1,2 БГУЭП!!!
> Вопросы по теме «История развития социологии»:
> 
> 1.Какие социально-
> исторические факты и научные открытия сформировали условия и обусловили
> необходимость возникновения новой науки – социологии?
> 2.Охарактеризуйте
> основные отличительные особенности в историческом разрезе времени развития
> социологии в Европе и США?
> 3.Какие, на Ваш взгляд, перспективы и направления
> дальнейшего развития социологии Вы видите в нашей стране?
> 
> Отвечать на
> вопросы первой и второй темы можно до 15 февраля, в связи с задержкой Вашей
> регистрации в форуме!
> Измененные варианты Ваших логинов и паролей я передам
> через старост!
1.Трудно установить ту точку в истории науки, которая
обозначила начало
социологии. Интерес к социальному устройству общества люди
проявляли с древних
времен.
Принято различать две группы предпосылок
возникновения социологии:
1)
социально-исторические: развитие капитализма в
первой трети XIX века (влияние
на развитие “марксистской версии”),
формирование нового
капиталистического способа производства, урбанизация,
развитие рыночных
международных связей, которое обусловило движение к целостному
социальному
миру, возникновение множества новых социальных проблем (безработица,
обнищание
населения, рост преступности и т.д.),
2) естественнонаучные:
формирование
новых научных направлений в естествознании, развитие социальных
наук,
накопление эмпирических фактов, появление социальной статистики,
эмпирических,
социальных исследований. 
2. В Западной Европе социология долго развивалась на
инициативной основе. Например, О. Конт не имел постоянного заработка, и многие
социологи, за исключением Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма, были вынуждены
работать вне университетской сферы. В США же социология с самого начала начинает
складываться как университетская наука. В 1892 году была открыта первая в мире
кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском университете (декан
Дж. Смолл). В 1901 году курс социологии преподавался в 169 университетах и
колледжах, а к концу 80-х годов почти в 250. Социология в США с самого начала
формируется как прикладная эмпирическая наука. Уже в 1910 г. в стране было
проведено более 3 тысяч эмпирических исследований. В настоящее время на
проведение социологических исследований ассигнуется до 2 миллиардов долларов.
Причем примерно половину этой суммы ассигнует правительство США, а половину -
частный бизнес. Правительство и предприниматели рассматривают социологию как
важный инструмент преодоления социальных конфликта и обеспечения социальной
стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий
производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря
развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии,
использованию математического и статистического аппарата, моделирования и
эксперимента социология в США превратилась в точную науку. Эмпирические
социологические исследования диктовались общественными потребностями. Большое
место в них занимают проблемы социализации различных социальных групп, адаптация
к новым для людей социальным и культурным условиям. Значительное развитие в США
получили исследования по социологии труда и управления. Еще в 90-х годах
американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 — 1915) произвел
комплексные исследования на предприятиях и создал первую в мире систему НОТ
(научная организация труда). Огромное влияние на развитие американской
социологии труда, организации, планирования и управления оказали знаменитые
Хоторнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927—1932
гг. Хоторнские эксперименты проводились в условиях жесточайшего экономического
кризиса, потрясшего США и страны Западной Европы, и их главной задачей было
стремление изыскать дополнительные факторы повышения эффективности производства.
3.   На мой
взгляд, социология в нашей стране на данный момент имеет очень
большие
перспективы для развития. Об этом говорят следующие факты: 1. развитие
социологического образования, подготовка профессиональных социологов  2.
расширение контактов с зарубежными социологами, знакомство с зарубежной
социологической литературой  3. резкий рост количества эмпирических
исследований, в том числе в новых для российской социологии сферах
(маркетинговые, политические исследования и т.п.), совершенствование методики
социологических исследований. 
Все эти факты говорят о все возрастающем
интересе к социологии. И неудивительно!!! Ведь сейчас в России существует
множество проблем, которые можно решить, а так же понять природу их
происхождения, используя социологические знания. Поэтому перспективы развития
социологии несомненны, и задачи, стоящие перед ней – глобальны.
Наибольшее развитие, я думаю, получат такие подотрасли социологии, как
экономическая социология (социология труда, финансов, индустриальная социология,
аграрная социология, социология сервиса и др.) и политическая социология
(социология государства, социология политических партий, социология политической
культуры).
31.03.09: Николаева
Николаева О.В. УБ-02-1
Какие, на Ваш взгляд, перспективы и направления дальнейшего развития социологии
Вы видите в нашей стране? 

Многие министерские работники, руководители
социологических факультетов и кафедр, научно-исследовательских институтов и
частных социологических фирм, обсуживающих коммерческие и политические
структуры, считают, что социология в России испытывает очевидный подъем. 
Я
тоже придерживаюсь этой точки зрения. Потому что, во многих вузах страны
открылись более сотни кафедр, выпускающих дипломированных социологов  Возрастают
опросы общественного мнения, проводимые по самым различным темам. Социолог стал
неотъемлемым участником многих коммерческих и политических проектов, а также
передач телевидения. Книжные полки магазинов заполнены многочисленными
учебниками социологии, Возрастают  социологические конференции, проводимым во
всех регионах России. 
Конечно же существуют и проблемы, одна из них это
конечно же, проблема финансирования госпрограмм социологического образования и
социологических исследований. 
Так у многих нежелание  предоставлять
объективную информацию резко сужается поле применимости и, что особенно важно,
востребованности научной социологии.
Но в целом социология нужна обществу, и ее
развитие , изменение, приспособление к жизни , её разработки, программы будут
помогать обществу.
31.03.09: Николаева
Николаева О. В. УБ-02-1
1.Какие социально- исторические факты и научные открытия сформировали условия и
обусловили необходимость возникновения новой науки – социологии?
Расширить и углубить представление о социологии как науке помогает изучение
истории ее становления и развития. Возникает вопрос: когда и при каких условиях
она возникает, что послужило толчком для формирования новой науки об обществе?
Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об
обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной
жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платона
«Государство» , в «Политики" Аристотеля. Еще активнее эта
проблематика разрабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса.
Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельная
наука? Вероятно, нет. Здесь можно говорить о социальной философии как
предшественнице социологии.
Для ответа на вопрос о времени появления социологии
мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает,
что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого
времени социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться
научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX
в. после опубликования О. Контом треть его тома его важнейшей работы «Курс
позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин
«социология» и выдвинул задачу изучения общества на. научной основе.
Именно эта претензия - поставить учение об обществе на научную основу - и
явились тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию
социологии.
31.03.09: Г.Н.Ильина
История развития социологии...
История свидетельствует, что становление социологии как науки произошло в 40-х
годах XIX после опубликования Контом третьего тома его важнейшей работы
«Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал
термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной
основе. Именно эта попытка - поставить учение об обществе на научную основу - и
явилась фактом, который привел к формированию и развитию социологии. В
социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских
ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в
Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании
кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей
возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда
движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и
свою роль в этом процессе.
  К Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и
практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они,
следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической
философии, и опираясь на свой опыт предложили решить эту проблему на основе
концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория
социалистической революции. Конт и другие «отцы-основатели социологии»
— Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер — предложили реформистский путь
развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного
порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь
пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить
согласие и солидарность между различными социальными группами.
Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания
общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Различными
идеологическими установками было продиктовано и различие в истолковании тех
научных открытий, которые были сделаны в 30-х —40-х годах XIX в. В этот
период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее
значительными открытиями того времени  являются открытие клетки немецкими
учеными Шлейденом и Шванном( 1838—1839), на основе которого была создана
клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч.Дарвином теории эволюции
видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили естественнонаучными
предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого
является учение о диалектике — «алгебра революции», как ее
назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти открытия
послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах
биологии, — «органической теории развития общества ». Пока речь
шла в основном о социологических условиях и естественнонаучных предпосылках
возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе
закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания.
Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались
главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII—XVIII в. Джон Граунт и
Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных
процессов. Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали
развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов.
Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов
—урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная
дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение
преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно
формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие
за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает
число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы.
31.03.09: Ж.Н.Шихова
Re: Студентам УБ-02-1,2,3,4 и К-02-1,2 БГУЭП!!!
Трудно установить тот момент, когда обозначило начало социология. Ляди с
древних времен проявляли интерес,как устроен быт, какае традиции существуют у
других народов. И постепенно интерес все возрастал, уровень мышления и науки со
временем стали выше,что привело к ряду событий, которые создали условия и
обусловили необходимость возникновения новой науки-социологии.
Предпосылки:
1.
Развитие капитализма в первой трети XIXв.
2. Развитие рыночных международных
связей.
3. Появления ряда философских концепций о смысле сеществования человека
на земле и т.д.
Также появления машин в производстве привело к волнениям в
народе, многие боялись что человек станет не нужен,ведь машины могут делать
работы нескольких человек и при чем на много быстрее.
Все это и привело к
возникновению такой науки как социология.
31.03.09: А.С.Федоренко
Re: Студентам УБ-02-1,2,3,4 и К-02-1,2 БГУЭП!!!
> Вопросы по теме «История развития социологии»:
> 
> 1.Какие социально-
> исторические факты и научные открытия сформировали условия и обусловили
> необходимость возникновения новой науки – социологии?
> 2.Охарактеризуйте
> основные отличительные особенности в историческом разрезе времени развития
> социологии в Европе и США?
> 3.Какие, на Ваш взгляд, перспективы и направления
> дальнейшего развития социологии Вы видите в нашей стране?
> 
> Отвечать на
> вопросы первой и второй темы можно до 15 февраля, в связи с задержкой Вашей
> регистрации в форуме!
> Измененные варианты Ваших логинов и паролей я передам
> через старост!
31.03.09: Е.М.Галиуллина
История развития социологии..........:)
Становление социологии как науки произошло в 40-х годах XIX в. после
опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной
философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин
«социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
Эта попытка - поставить учение об обществе на научную основу - и явилась фактом,
который привел к формированию и развитию социологии. В социальной сфере это было
время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских
ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция
1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных
отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает
потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется
человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль
в этом процессе. К Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую
деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя
рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии,
и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту
проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является
теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели
социологии» — Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер — предложили
реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были
сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали
не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть
кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными
группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента
познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Различными
идеологическими установками было продиктовано и различие в истолковании тех
научных открытий, которые были сделаны в 30-х —40-х годах XIX в. В этот
период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее
значительными открытиями того времени  являются открытие клетки немецкими
учеными Шлейденом и Шванном( 1838—1839), на основе которого была создана
клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории
эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили
естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма,
основным элементом которого является учение о диалектике — «алгебра
революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э.
Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе,
основанного на принципах биологии, — «органической теории развития
общества ». Пока речь шла в основном о социологических условиях и
естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии. Однако
задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее
методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований
разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII—XVIII в.
Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования
социальных процессов. Особенно активно эмпирические социальные исследования в
Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных
процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому
росту городов —урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая
социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация),
увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время
ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда
выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного
мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за
социальные реформы.


2.В Западной Европе социология долго развивалась на
инициативной основе. Например, О. Конт не имел постоянного заработка, и многие
социологи, за исключением Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма, были вынуждены
работать вне университетской сферы. В США же социология с самого начала начинает
складываться как университетская наука. В 1892 году была открыта первая в мире
кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском университете (декан
Дж. Смолл). В 1901 году курс социологии преподавался в 169 университетах и
колледжах, а к концу 80-х годов почти в 250. Социология в США с самого начала
формируется как прикладная эмпирическая наука. Уже в 1910 г. в стране было
проведено более 3 тысяч эмпирических исследований. В настоящее время на
проведение социологических исследований ассигнуется до 2 миллиардов долларов.
Причем примерно половину этой суммы ассигнует правительство США, а половину -
частный бизнес. Правительство и предприниматели рассматривают социологию как
важный инструмент преодоления социальных конфликта и обеспечения социальной
стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий
производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря
развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии,
использованию математического и статистического аппарата, моделирования и
эксперимента социология в США превратилась в точную науку. Эмпирические
социологические исследования диктовались общественными потребностями. Большое
место в них занимают проблемы социализации различных социальных групп, адаптация
к новым для людей социальным и культурным условиям. Значительное развитие в США
получили исследования по социологии труда и управления. Еще в 90-х годах
американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 — 1915) произвел
комплексные исследования на предприятиях и создал первую в мире систему НОТ
(научная организация труда). Огромное влияние на развитие американской
социологии труда, организации, планирования и управления оказали знаменитые
Хоторнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927—1932
гг. Хоторнские эксперименты проводились в условиях жесточайшего экономического
кризиса, потрясшего США и страны Западной Европы, и их главной задачей было
стремление изыскать дополнительные факторы повышения эффективности производства.
31.03.09: Г.Н.Ильина
Отличительные особенности
С 20-х годов XX в. США стала лидером в мировой социологии. Решающее влияние на
развитие социологии в США оказали два фактора: быстрое прохождение социологией
всех пяти стадий внешней институционализации и большой объем конкретных,
эмпирических социальных исследований. В Западной Европе социология долго
развивалась на инициативной основе и характерно развитие социологии как
теоретической науки. В США, в отличие от Западной Европы, социология развивается
как университетская наука. В 1892 году была открыта первая в мире кафедра
социологии и социологический факультет в Чикагском университете. Социология в
США формируется как прикладная эмпирическая наука. Уже в 1910 г. в стране было
проведено более 3 тысяч эмпирических исследований. Правительство и
предприниматели рассматривают социологию как важный инструмент преодоления
социальных конфликта и обеспечения социальной стабильности, как инструмент
социального контроля и управления, повышающий производительность труда и
обеспечение благосостояния граждан. Благодаря развитию эмпирических
исследований, социология в США превратилась в точную науку. Значительное
развитие получили исследования по социологии труда и управления. Огромное
влияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования и
управления оказали знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые под
руководством Э. Мэйо в 1927—1932 гг. Так же для Западной Европы характерно
развитие социологии как теоретической науки. Только в 30-е годы в США социологию
начинают преподавать в университетах, возникает профессия социология. Так
формируется теоретическая социология в США. Развитие теории стало реакцией на
накопление эмпирического материала, она была необходима для разработки
методологии исследований в новых областях социальной реальности.
31.03.09: А.Балдынова
Балдынова А.
>  1.Какие социально-
> исторические факты и научные открытия сформировали условия
> и обусловили
> необходимость возникновения новой науки – социологии?
Социология как самостоятельная наука сложилась в XIX в. (термин введён Контом) в
результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии,
специализации общественных наук и развития эмпирических социальных исследований.
Также сюда можно отнести: развитие капитализма в XIX в., развитие рыночных
международных связей, что способствовало движению к целостному социальному миру,
т.е. общество начинает рассматриваться как объективно взаимосвязанное целое.
> 2.Охарактеризуйте
> основные отличительные особенности в историческом разрезе
> времени развития
> социологии в Европе и США?
. На мой взгляд, все особенности развития социологии в Европе и США заключаются
в том, что в этих регионах становление и развитие науки происходило в разные
эпохи. В Европе она начала развиваться в XIX в., поэтому здесь преобладают
концепции теоретического плана (позитивизм и марксизм, натуралистическое и
психологическое направления), которые формулируют основные проблемы для
изучения. В то время социология только отделилась от философии, она активно
использует её понятийно-категориальный аппарат, а основные представители молодой
науки – это философы (Конт, Дюркгейм, Маркс, Спенсер и т.д.)
В Америке
социологическая мысль появляется лишь в начале XX в. Там бурно развивается
капитализм, США выходит на лидирующие позиции в мировом экономическом
пространстве, поэтому социология формируется как прикладная эмпирическая наука
(проводятся тысячи эмпирических исследований, которые хорошо финансируются
государством), основное развитие наблюдается в области труда и управления. Наука
в США (основным её направлением был структурный функционализм) развивалась
благодаря профессиональным социологам и психологам, каковыми являются Тейлор,
Парсонс, Мэйо, Маслоу, Парк и т.д.
31.03.09: Е.И.Нефедьева
Вниманию студентов групп УБ-02 и К-02 БГУЭП!
Вопросы по теме "Методика социологических исследований":

1) Установите
характер данных, которые могут быть получены при применении точечных и
лонгитюдных исследований?
2) В чем заключается различие между типологизацией и
группировкой как методами анализа эмпирических данных?
3) Рассмотрите
возможность и необходимость применения следующих методов социологического
исследования при изучениии проблем студентов и образования в БГУЭП: опрос,
наблюдение, эксперимент, контент-анализ, биографическое исследование,
социометрия, фокус-группа, экспертная оценка! Опишите какой-либо метод и его
конкретное применение на примере нашего вуза. 

Ответы по данной теме
принимаются до 22 февраля!
Ответы на вопросы по темам "Предмет социологии" и
"История социологии" засчитываются до 15 февраля!
31.03.09: Е.А.Макарова
ответ по теме Методика соц. исследований. Макарова Е.А. УБ-02-3
1.Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим определения данных двух видов
исследований. Исследования подразделяются на точечные и повторные ( лонгитюдное
исследование подвид повторного )  в зависимости от того, изучается ли
интересующий исследователя предмет в статике или в динамике. 
•Точечное
исследование – дает информацию о состоянии или количественных
характеристиках соц. явления на момент изучения. 
•Повторное
исследование – совокупность нескольких исследований, проведенных по единой
программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки
времени, в данном случае объекты исследования меняются, но люди сохраняются.
Лонгитюдные исследования представляют собой длительное изучение одной
совокупности лиц.

Значит, результатом точечного исследования является
статистическая информация о социальном явлении, а лонгитюдное исследование дает
ответ на вопрос о тенденциях изменения одной совокупности лиц во времени.
31.03.09: Запоронцева
Re:
> Вопросы по теме "Методика социологических исследований":
> 
> 1)
> Установите
> характер данных, которые могут быть получены при применении точечных
> и
> лонгитюдных исследований?
> Точечные исследования проводятся одноразово для
> определения наличия или отсутствия какого-либо общественного явления. Такая
> направленность изучения предусматривает получение лишь общих сведений о предмете
> исследований, тем более, что такие исследования обычно проводятся на большой
> совокупности.
Лонгитюдный же способ исследования охватывает небольшую совокупность обьектов,
но исследуетее более тщательно, в несколько этапов, постоянно возвращаясь именно
к исходной совокупности. кроме того изучение проводится от начала становления
исследуемой группы до ее распада. Это позволяет получить глубокие знания по
изучаемой проблеме, а также данные ее динамического развития.
31.03.09: Е.И.Нефедьева
Вопросы по темам "Личность..." и "Социальные группы..."!
1) Рассмотрите проблему соотношения биологического и социального в человеке.
Позиции разных обществоведов на этот вопрос. 
2) Охарактеризуйте, что такое
модальный тип личности, идеальный тип и базисный. 
3) Соотнесите процесс
социализации с процессом получения образования (общее, отличия, роль в
формировании личности).
4) В чем состоит сходство и отличие следующих понятий:
малые и первичные группы // большие и вторичные группы. 
5) Особенность и роль
социометрии при изучении социальных групп. 

Ответы по данным вопросам
принимаются до 1 марта.
31.03.09: Н.Рожкова
Re: Вопросы по темам "Личность..." и "Социальные группы..."!
> 5) Социометрия - теоретическое направление в изучении малых социальных групп,
> исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующее свои выводы
> на большие социальные группы и общество в целом.
лат.Societas - общество + греч.Metreo - измеряю
   Я. Морено говорил, что
большую роль в жизни людей играют неформальные отношения. Нужно стремиться,
чтобы формальная и неформальная структура общества совпадали. Для этого нужны
специальные методы.
   Социометрия - проект социальной науки в целом. Основная
идея этого проекта - малая группа - модель общества, на ее примере видно, что
для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными
обязанностями, так и структура эмоциональных отношений - структура эмоциональных
отношений должна быть выявлена специальными методами.
   Эмоциональные
привязанности в группах распределяются неравномерно. Структура эмоциональных
привязанностей часто не совпадает с объективной структурой групп, не совпадение
этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является
источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных
связей.
   С точки зрения Морено социометрия не только метод изучения, но и
народная социология, которая включает людей в социальное экспериментирование
(Морено изобрел методы социодрамы и психодрамы, которые помогают человеку
утвердиться в обществе, быть самим собой). Цитата, характерная для проекта
Морено: в проекте Морено "само человечество становится экспериментатором, а
бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов совместно
думающих участников". Социометрия в современной социологии - это метод изучения
структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан на том, что
эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно (как и доверие,
авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на том, что определение
этих отношений связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии
такую ситуацию создает спец. вопрос - социометрический критерий. Чем точнее
определен критерий, тем точнее будут получены результаты.
   По результатам
социометрического опроса заполняется таблица, представляющая собой данные о
сделанных и полученных выборах, т.н. социологическая матрица. Результаты опроса
могут быть представлены графически в виде социограммы, наглядно представляющей
структуру межличностных связей.
31.03.09: А.С.Тетерина
Re: Вопросы по темам "Личность..." и "Социальные группы..."!
> 1) Рассмотрите проблему соотношения биологического и социального в человеке.
> Позиции разных обществоведов на этот вопрос.
> 2) Охарактеризуйте, что такое
> модальный тип личности, идеальный тип и базисный.
> 3) Соотнесите процесс
> социализации с процессом получения образования (общее, отличия, роль в
> формировании личности).
> 4) В чем состоит сходство и отличие следующих понятий:
> малые и первичные группы // большие и вторичные группы.
> 5) Особенность и роль
> социометрии при изучении социальных групп.
> 
> Ответы по данным вопросам
> принимаются до 1 марта.
1. Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой
фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и
социальной системой, но и также социальной и психологической. Поподробнее
остановимся на антропологии, которая и подразделяется на биологическую, где
объектом изучения является человек как вид, а в социальной человек определяется
как субъект культуры и представитель общности или этноса. Предметом изучения при
биологическом является видовые особенности (инстинкты, реакции и пр.), а при
социальном культурные модели, стили и характеристики. При биологическом
факторами интеграции являются стадность, а при социальном культурная
идентичность.И закончим на стадии факторы дифференциации людей, где при
биологическом естественные(физические) различия, а при социальном культурные
различия.
5. Социометрия находит применение в различных сферах микросоциологии,
позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, способствует
выработке, принятию групповых, коллективных решений. Если грамотно использовать
социометрические методы, то это позволит получить серьезные теоретические выводы
о процессах функционирования, развития групп, достигать практических результатов
в комплектовании коллективов, в повышении эффективности их деятельности.
2. в
социологии применяют различные типы личности, но отдельно от остальных выделяют
такие типы личности, как:
А) Модальный тип личности - тот, который реально
преобладает в данном обществе;
Б) Идеальный тип личности - это тип личности,
как пожелание на будущее, это например всесторонне развитая личность К. Маркс,
либо новый Человек Э.Фромма. он также отличается тем, что он не привязан к
конкретным условиям;
В) Базисный тип личности - тот, который наилучшим образам
отвечает потребностям современного этапа общественного развития.
3. Понятие
"социализация" шире таких понятий как "образование" и "воспитание". Образование
предполагает передачу определенной суммы знаний. Под воспитанием понимается
система целенаправленных действий. Социализация же включает в себя эти два
понятия, а помимо включает и всю совокупность стихийных, никем не
запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на
процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.
4. Сеть взаимодейтсвия людей
в обществе достаточно сложна, в ходе такого взаимодействия складываются
первичные социальные группы - это когда каждый член видит других членов группы
как личностей и индивидуальностей. Во вторичных группах социальные контакты
носят безличностный, односторнний характер. здесь не обязательны дружеские
отношения с другими членами группы, но конитакты между ними не избежны, как того
требуют социальные роли. Малая группа может быть как первичной, так и вторичной
в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами.
Что же касается большой группы, то она может быть только вторичной. малые в
отличии от больших групп не ориентированы на групповые цели действия, у малых
групп конфоризм определен к групповым нормам, а в больших к политике, проводимой
аспектной частью группы.
31.03.09: А.С.Федоренко
Re: Вопросы по темам "Личность..." и "Социальные группы..."!
> 1) Рассмотрите проблему соотношения биологического и социального в человеке.
> Позиции разных обществоведов на этот вопрос.
> 2) Охарактеризуйте, что такое
> модальный тип личности, идеальный тип и базисный.
> 3) Соотнесите процесс
> социализации с процессом получения образования (общее, отличия, роль в
> формировании личности).
> 4) В чем состоит сходство и отличие следующих понятий:
> малые и первичные группы // большие и вторичные группы.
> 5) Особенность и роль
> социометрии при изучении социальных групп.
> 
> Ответы по данным вопросам
> принимаются до 1 марта.
1. Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой
фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и
социальной системой, но и также социальной и психологической. Поподробнее
остановимся на антропологии, которая и подразделяется на биологическую, где
объектом изучения является человек как вид, а в социальной человек определяется
как субъект культуры и представитель общности или этноса. Предметом изучения при
биологическом является видовые особенности (инстинкты, реакции и пр.), а при
социальном культурные модели, стили и характеристики. При биологическом
факторами интеграции являются стадность, а при социальном культурная
идентичность.И закончим на стадии факторы дифференциации людей, где при
биологическом естественные(физические) различия, а при социальном культурные
различия.
2. в
социологии применяют различные типы личности, но отдельно от
остальных выделяют
такие типы личности, как:
А) Модальный тип личности - тот,
который реально
преобладает в данном обществе;
Б) Идеальный тип личности - это
тип личности,
как пожелание на будущее, это например всесторонне развитая
личность К. Маркс,
либо новый Человек Э.Фромма. он также отличается тем, что он
не привязан к
конкретным условиям;
В) Базисный тип личности - тот, который
наилучшим образам
отвечает потребностям современного этапа общественного
развития.
3. Понятие
"социализация" шире таких понятий как "образование" и
"воспитание". Образование
предполагает передачу определенной суммы знаний. Под
воспитанием понимается
система целенаправленных действий. Социализация же
включает в себя эти два
понятия, а помимо включает и всю совокупность
стихийных, никем не
запланированных воздействий, оказывающих влияние на
становление личности, на
процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.
4.
Сеть взаимодейтсвия людей
в обществе достаточно сложна, в ходе такого
взаимодействия складываются
первичные социальные группы - это когда каждый член
видит других членов группы
как личностей и индивидуальностей. Во вторичных
группах социальные контакты
носят безличностный, односторнний характер. здесь
не обязательны дружеские
отношения с другими членами группы, но конитакты между
ними не избежны, как того
требуют социальные роли. Малая группа может быть как
первичной, так и вторичной
в зависимости от того, какой тип взаимоотношений
существует между ее членами.
Что же касается большой группы, то она может быть
только вторичной. малые в
отличии от больших групп не ориентированы на
групповые цели действия, у малых
групп конфоризм определен к групповым нормам,
а в больших к политике, проводимой
аспектной частью группы.
4)Первичные группы
(семья,
дружеская компания) - группы в которых каждый член видит других членов
группы
как личностей и индивидуальностей. Достижение такого видения происходит
через
социальные контакты, придающие интимный, личностный и всеобщий характер
внутригрупповым взаимодействиям. 
Вторичная - группа в которой социальные
контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер Здесь не
обязательны дружеские личностные контакты (отношение мастера участка к
подчтнённым рабочим).
Малая группа может быть как первичной, так и вторичной, в
зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между её членами. А
большая группа только вторичной.
Малые группы имеют:не ориентированные на
групповые цели действия; групповое мнение как постоянно действующий фактор
социального контроля; конформизм к групповым нормам.
Большие группы имеют:
рациональные целеориентированные действия; групповое мнение редко используется,
контроль осуществляется сверху вниз; конформизм к политике, проводимой активной
частью группы
5) Социометрия - теоретическое направление в изучении малых
социальных групп,
> исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующее свои выводы
> на большие социальные группы и общество в целом.
лат.Societas - общество + греч.Metreo - измеряю
   Я. Морено говорил, что
большую роль в жизни людей играют неформальные отношения. Нужно стремиться,
чтобы формальная и неформальная структура общества совпадали. Для этого нужны
специальные методы.
   Социометрия - проект социальной науки в целом. Основная
идея этого проекта - малая группа - модель общества, на ее примере видно, что
для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными
обязанностями, так и структура эмоциональных отношений - структура эмоциональных
отношений должна быть выявлена специальными методами.
   Эмоциональные
привязанности в группах распределяются неравномерно. Структура эмоциональных
привязанностей часто не совпадает с объективной структурой групп, не совпадение
этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является
источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных
связей.
   С точки зрения Морено социометрия не только метод изучения, но и
народная социология, которая включает людей в социальное экспериментирование
(Морено изобрел методы социодрамы и психодрамы, которые помогают человеку
утвердиться в обществе, быть самим собой). Цитата, характерная для проекта
Морено: в проекте Морено "само человечество становится экспериментатором, а
бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов совместно
думающих участников". Социометрия в современной социологии - это метод изучения
структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан на том, что
эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно (как и доверие,
авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на том, что определение
этих отношений связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии
такую ситуацию создает спец. вопрос - социометрический критерий. Чем точнее
определен критерий, тем точнее будут получены результаты.
   По результатам
социометрического опроса заполняется таблица, представляющая собой данные о
сделанных и полученных выборах, т.н. социологическая матрица. Результаты опроса
могут быть представлены графически в виде социограммы, наглядно представляющей
структуру межличностных связей.
31.03.09: Николаева
Николаева Уб-02-1
5) Особенность и роль социометрии при изучении социальных групп.
Общеизвестно,
что одним из эффективных способов изучения отношений в социальной группе
является метод социометрии. Вопрос изучения отношений в социальных группах при
помощи социометрии является актуальным для современной социологии и социальной
психологии. В 30-е годы 20 века Дж. Морено предложил термин
“социометрия”, а также разработал особую социопсихологическую
теорию, согласно которой изменение психологических отношений в социальной группе
является якобы главным условием изменений во всей социальной системе. Термин
“социометрия” происходит от лат.  societas - общество и греч.
metruin - измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и
социологии, изучающую межличностные отношения в социальных группах
количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри
группы, а с другой стороны - прикладное направление, включающее изучение,
совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения
практических задач. Социометрический тест предназначен для диагностики
эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.
Назначение социометрической процедуры может быть трояким: 1) измерение степени
сплоченности - разобщенности в группе; 2) выявление "социометрических позиций",
т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии -
антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый"; 3)
обнаружение внутригрупповых подсистем - сплоченных образований, во главе которых
могут быть свои неформальные лидеры”. С помощью социометрии можно
установить популярность - непопулярность отдельных членов группы, изучить
типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности,
вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической
совместимости ее членов. Отличие социометрического вопроса от обычного
заключается в том, что ответом на социометрический вопрос является не значение
признака, измеренное в номинальной, порядковой или метрической шкале, как в
обычном опросе, а фактически фамилия (номер, заменяющий фамилию) того или иного
члена группы. Социометрический вопрос задает некоторую структуру отношений в
изучаемом множестве. Эта особенность коренным образом сказывается прежде всего
на методах обработки и анализа данных. Поэтому статистические методы обработки
данных, использующиеся при анализе обычных опросов (анализ распределений, меры
центральной тенденции, вариации и связи), при обработке социометрических данных
либо не применимы вообще, либо требуют существенной модификации. Эта особенность
задает также специфические способы представления информации (социограммы и
социоматрицы), поэтому изложение социометрических методов всегда сопровождается
достаточно подробным изложением методов представления и анализа социометрических
данных.
31.03.09: Е.А.Макарова
Re: Вопросы по темам "Личность..." и "Социальные группы..."!
Макаровой Евгении, УБ-02-3
Тема личность и социальные группы.
4? Социальные
группы – относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие
интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически
определенного общества.
 Большие вторичные социальные группы –
совокупность людей, существующих в масштабах общества (страны)  целом : классы,
социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация,
народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и др. Особенность:
лица, принадлежащие группе, могут не иметь непосредственного контакта с другими
членами группы и даже не осознавать своей принадлежности к ней. Преобладают
формально-ролевые соц. отношения.
Малые первичные группы – семья,
первичные производственные ячейки (бригада), соседские общности, дружеские
компании, школьный класс и т.д. Признак: имеют определенную структуру,
складывающуюся под влиянием как внешней среды, так и внутригрупповых,
межличностных отношений, и выражается в системе статусов (позиций) и ролей
членов соц. группы. Играют первостепенную роль в процессе социализации.
Сходство этих двух групп практически не прослеживается, разве что тот факт, что
как большие, так и малые группы могут «содержать» формальные отношения
(например официальные).
5? Социометрия – (от «общество» и
…метрия) отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения,
уделяя преимущественно внимание их количественному измерению.
Социометрический
текст фиксирует факт предпочтения или установку, выраженную индивидом
относительно взаимодействия с другими индивидами в определенных ситуациях. Он
позволяет описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому
субъекту, сопоставить это с реакциями других членов группы, с помощью формальных
методов (математических, графических и других), выразить взаимоотношение внутри
сравниваемых групп. Психодрама и социодрама воспроизводят межличностные
отношения исследуемых индивидов в театрализованной ситуации и используются как в
диагностических, так и в терапевтических целях. Методы широко используются при
изучении малых групп в целях улучшения руководства, а также в лечебных целях.
31.03.09: Г.Н.Ильина
Личность и Соц.группы (Ильина и Галиуллина К-02-1(2)...:)
1. В биологическом плане человек выступает как организм, как особь вида Homo
sapiens, в социальном - как личность, включенная в систему общественных
отношений с другими людьми - личностями. Биологическое и социальное в человеке
неразрывно взаимосвязаны.
Биологически, генетически запрограммирована
определенная средняя продолжительность жизни человека. Так, биологически
обусловлены продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека,
детородного возраста, способность к усвоению определенных видов пищи и т.п. При
этом каждый биологический  этап эволюции характеризуется своим собственным
биологическим «пространством-временем», имеющим собственную
размерность, собственное время и другие локальные для этого этапа константы.
Генетически обусловлена и одаренность людей в различных видах деятельности.
Биологическую природу имеет расовая и половая дифференциация людей в рамках
единого вида. Биологически каждый человеческий индивидуум уникален, неповторим
вследствие набора генов, полученных от родителей, и процесса расшифровки
записанной в них информации в ходе развития человеческого зародыша в теле
матери. Биологическая история развития индивидуума свидетельствует о том, что в
процессе биологической  эволюции происходит саморазвитие человека, как
биологического организма. 
Но биологическое саморазвитие человека
взаимосвязано с саморазвитием его сознания, которое от  сознания животных
перерастает в самосознание человека. При этом самосознание не приходит к
человеку само собой. Оно является следствием обучения и воспитания в процессе
всей его жизни.
Биологическая эволюция человека оказывается тесно связана с его
социальным статусом в обществе. Именно это мы и наблюдаем в окружающей нас
действительности. Разные государства, общества, народы, нации и национальности,
исходя из сложившихся культурных и исторических традиций, стоят на разных
ступенях эволюции самосознания. Человек воспроизводит себя и по законам
биологии, и по законам социального развития. Генетическая связь социального с
биологическим, проявляющаяся в историческом происхождении социального из
биологического и сохранении второго как природной основы первого, дополняется
подчинением биологического социальному. Это чрезвычайно важный вывод. Он
означает, что на определенной фазе эволюции общества интеграция биологических
форм приведет к рождению биосоциальных форм, когда общество будет способно
регенерировать и поддерживать  биологические тела своих сограждан в
жизнеспособном состоянии неопределенно долгое время.
В человеке как
общественном существе «телесный индивид», биологический организм -
лишь основа, исходный пункт его естественного и  социального  развития,
формирования его как социальной  личности, индивидуализирующей совокупность
определенных общественных отношений, составляющих сущность этой личности.
***Беляев М.И., "МИЛОГИЯ", 2000г***
2. Модальный тип личности – тот,
который реально преобладает в данном обществе.
Идеальный тип личности –
не привязан к конкретным условиям, этот тип личности как пожелание на будущее,
например, всесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или новый
Человек Э.Фромма.
Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом
отвечает потребностям современного этапа общественного развития.
3. Образование
определяется как формальный процесс, на основе которого общество передает
ценности, навыки и  знания. Образовательные учреждения являются агентами
социализации. В этом аспекте образовательный учреждения  способствуют развитию
конформизма (Усвоение определённых групповых норм, привычек и ценностей).
Образование  способствует социальным изменениям благодаря подготовке  людей к
внедрению новых  технологий и переоценкой существующих знаний. Ряд  авторов
подчеркивает, что образование выполняет функции социального контроля.
Образование  способствует распределению людей в обществе по социальным статусам
в соответствии со способностью  к  обучению. Таким образом, образование является
также частью механизма социальной мобильности.
Образование  имеет практическое
и символическое значение. Практическое значение образования отражается в
конкретных знаниях, навыках и умениях,  символическое  - в общественном престиже
образования, его влиянии на процессы восходящей  мобильности.
Исключительно
важным агентом социализации является школа. В школе вырабатывают  представление
об общественных ценностях. Таким образом осуществляется воспитание будущих
благоразумных граждан. В школе дети впервые учатся работать  в коллективе,
соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывают навыки
подчинения старшим  по статусу, даже если эти “старшие” их товарищи.
Таким образом, школа есть общество в миниатюре.
Выделяют следующие типы
образования, оказывающие разное влияние на социализации индивидов:  массовое  и
элитарное, государственное и частное, централизованное и децентрализованное,
техническое и общее.  Кроме того, внутри учебных заведений на формирование
личности учащихся, их отношение к обучению  и  успеваемость оказывают влияние
группы  сверстников.
4. Между членами первичных групп (семья, группа друзей )
устанавливаются личные отношения, затрачивающие многие стороны их
индивидуальностей. В отличие от этого вторичные группы образуют для достижения
определенных целей. Их члены играют, например, строго определенные роли, и между
ними почти отсутствуют эмоциональные отношения. Основным типом вторичной группы
является организация - большая социальная группа, сформированная для достижения
определенных целей. Универсальные магазины, издательские фирмы, университеты,
почтамт, армия и т.п. 
5. СОЦИОМЕТРИЯ - в общем случае это методика изучения
структуры группы путем сбора перекрестных взаимных оценок, которые дают члены
группы друг другу по разнообразным КРИТЕРИЯМ (признакам, параметрам). В частном
случае эти оценки представлены в виде "выборов" - положительных решений о
включении каких-то членов в новую группу (или ситуацию), которые выносятся друг
о друге участниками группы. Для получения информации о личностных качествах
членов группы. Социометрический тест фиксирует факт предпочтения, или установку,
выраженную индивидом относительно взаимодействия с др. индивидами в определённых
ситуациях. Он позволяет описать положение индивида в группе так, как оно
представляется самому субъекту, сопоставить это с реакциями др. членов группы, с
помощью формальных методов (математических, графических и др.) выразить
взаимоотношения внутри сравниваемых групп. Методы социометрии. широко
используются при изучении малых групп в целях улучшения руководства, а также в
лечебных целях. Социометрия часто оказывается неприемлемой из-за высокого риска
ошибки включенных наблюдателей.
31.03.09: А.Вурганова
Re: Вопросы по темам "Личность..." и "Социальные группы..."!
> 1) Рассмотрите проблему соотношения биологического и социального в человеке.
> Позиции разных обществоведов на этот вопрос.
> 2) Охарактеризуйте, что такое
> модальный тип личности, идеальный тип и базисный.
> 3) Соотнесите процесс
> социализации с процессом получения образования (общее, отличия, роль в
> формировании личности).
> 4) В чем состоит сходство и отличие следующих понятий:
> малые и первичные группы // большие и вторичные группы.
> 5) Особенность и роль
> социометрии при изучении социальных групп.
> 
> Ответы по данным вопросам
> принимаются до 1 марта.

1)При изучении человека антропологический подход ориентирован на изучение
природы "родового человека" и тех жизненных форм, которые выражены в культуре
как универсалом и специфически человеческом способе существования и развития
социума. При рассмотрении соотношения биологичсекого и социального в человеке
можно опереться на антропологию. Основными параметрами являются: объект изучения
(человек как вид - человек как субъект культуры и представитель общности или
этона); главные явления человеческой жизни (видовые особенности - культурные
модели стили и характеристики); факторы интеграции (стадность - культурная
эдентичность); факторы дифферециации людей (естественные - культурные различия).
2)В современной социологии получило широкое распространение выделение типов
личности. Например, такие как модальный, идеальный и базисный. Модальный тип
личности - тот, которыйреально преобладает в данном общесте. Идаельный тип
личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на
будущее, например всесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или
новый человек  Э.Фромма. Базисный тип личности - тот, который наилучшим образом
отвечает потребностям современного этапа общественного развития.
3)Понятие
"социолизация" шире традиционного понятия "образование". Образование
предполагает передачу определённой суммы знаний. Социолизация включает и
образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не
запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности. на
процесс ассимиляции индивидов в социальные группы. Социолизация  -
приспособление личности или социальных групп к условиям социального
существования, процесс усвоения ими накопленного социального опыта, овладение
различными видами деятельности и утверждение себя в системе общественных
отношений. Социализация субъекта предполагает его активность и избирательное
отношение к условиям общественной жизни. Социолизация  - процесс, который
продолжается в течение всей жизни человека. 
4)Первичные группы (семья,
дружеская компания) - группы в которых каждый член видит других членов группы
как личностей и индивидуальностей. Достижение такого видения происходит через
социальные контакты, придающие интимный, личностный и всеобщий характер
внутригрупповым взаимодействиям. 
Вторичная - группа в которой социальные
контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер Здесь не
обязательны дружеские личностные контакты (отношение мастера участка к
подчтнённым рабочим).
Малая группа может быть как первичной, так и вторичной, в
зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между её членами. А
большая группа только вторичной.
Малые группы имеют:не ориентированные на
групповые цели действия; групповое мнение как постоянно действующий фактор
социального контроля; конформизм к групповым нормам.
Большие группы имеют:
рациональные целеориентированные действия; групповое мнение редко используется,
контроль осуществляется сверху вниз; конформизм к политике, проводимой активной
частью группы.
5) Термин "социометрия" образован от двух латинских корней:
"socius" - товарищ, компаньон, соучастник и "metrum"  - измерение. Технический
аппарат социометрии находит применение в различных сферах микросоциологии,
позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, способствует
выработке, принятию групповых решений. Использование арсенала социометрических
методов позволяет получить серьёзные теоретические выводы о процессах
функционирования, развития групп, достигать практических результатов в
комплектовании коллективов, в повышении эффективности их деятельности.
31.03.09: А.В Павлов
Тема "Личность..." и "Социальные группы..."! Павлов А.В. УБ-02-2
1)Социология изучает личность, а социальный мир представляет собой совокупность
процессов и явлений, происходящих между индивидами, каждый из которых обладает
биопсихологической организацией. Значит, социология не может игнорировать
основные базовые характеристики людей, влияющие на социальные взаимодействия.
Практически все философские и социологические концепции исходили из того, что
наличие природы человека является необходимым условием возникновения
общественных отношений.
По мнению А.И. Стронина (1826-1889) биологические
детерминанты действуют на уровне всего общества, и тем более они действуют на
уровне отдельной личности, которая имеет биологическую основу жизни. Проблема
соотношения биологического и социального в развитии личности и детерминации
характера социального повидения требует дополнительных изысканий. За теорию
биологизации выступали такие ученые как основоположник теории хромосомной
наследственности Т.Г. Морган, генетик М.Е. Лобашев, психоневропатолог
С.Н.Давиденков и многие другие.
Я согласен с учеными и считаю, что большая
часть свойств человека, данных ему от рождения, неизменна. Однако это не значит,
что ни воспитание, ни образование, не смогут повлиять на эти на эти свойства.
Я считаю, что примерно процентов 60 человеческого сознания уже определены
биологическими факторами, и в зависимости от остальных 40 процентов отданных
социальной среде, обществу и обстоятельствам, эти 60 процентов, не полностью, но
все же могут изменяться, корректироваться, в процессе жизни индивида.
31.03.09: М.И.Копылова
Копылова Мария УБ-02-2 Тема "Личность..." и "Социальные группы..." Вопрос №1
Я считаю, что в настоящее время соотношение биологического и социального в
человеке склоняется больше в сторону увеличения роли социального статуса
личности. Общество постепенно подчинило себе человека, загнало его в
определенные рамки, которые придают всем нашим действиям, поступкам социальную
значимость, порой затмевающую биологические потребности, а иногда да же
заставляющую игнорировать физическое состояние человека. Например, американский
социолог Миллер выяснил, что женщина, желающая иметь детей, правильно определяют
физические симптомы и вовремя обращается к врачу. Напротив, не желающие иметь
ребенка, не склонны считать физические ощущения за признаки беременности. Но
существует и немного другая точка зрения.  Маслоу утверждал, что человек не
может реализовать свои социальные наклонности, не удовлетворив свои
биологические потребности, но в то же время он выделял и исключения из правил.
Например, верующие люди могут питаться одним хлебом и водой, так как этого
требует вероисповедание, несмотря даже на ухудшение своего физического
состояния.
31.03.09: Е.И.Нефедьева
Контрольная работа №1 для студентов ПД-02-1,2,3
Внимание! Контрольная работа №1 по темам "Ведение в предмет социологии" и
"История развития социологии" состоится на третьем семинарском занятии у
студентов ПД-02-1 (6 октября), ПД-02-2 (30 сентября), ПД-02-3 (2 октября).
31.03.09: Е.И.Нефедьева
Уважаемые студенты МЭК-02 БГУЭП!
Мы рады Вас приветствовать на социологическом форуме кафедры социологии БГУЭП!
Наша работа будет продолжаться до 4 июня, до получения Вами зачета по
социологии. Первые вопросы для обсуждения в форуме будут размещены в течение
этой недели! Со всеми вопросами по курсу также можете писать на форум.

Пока в
форуме зарегистрированы студенты МЭК-02-2,3.

Нефедьева.
31.03.09: Е.И.Нефедьева
Вниманию студентов УБ-02 и К-02 БГУЭП! Вопросы для обсуждения в форуме ко второму семинарскому занятию!
Вопросы по теме "Предмет и структура социологического знания":
1) Какой, на Ваш
взгляд, должна быть социология в экономическом вузе? Роль социологических знаний
для студентов экономических специальностей?
2) Что значит "мыслить
социологически"?
3) В чем состоит отличие между социальными и социологическими
исследованиями?

Ответы на данные вопросы будут приниматься и засчитываться до
1 февраля. После будут размещены следующие вопросы и результаты оценки Ваших
предыдущих ответов и Вашего участия. При участии в форуме приветствуются
дискуссии, доказательства и т.п.
С уважением, Е.Нефедьева.
31.03.09: Г.Н.Ильина
Ильина Галина (К-02-1) ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
1. Социология должна давать общее знание о структуре общества,механизмах
функционирования и формирования социальных общностей и институтов, роли личности
в социуме, взаимоотношениях между отдельными членами и группами общества. В
отличие от специальностей социального уклона должно уделяться большее внимание
социологическим исследованиям в области экономики. (нельзя сравнить глубину и
объём знаний по социологии, преподаваемых на специальностях социального уклона,
со знаниями студентов экономических специальностей).
  Экономическая
деятельность напрямую и опосредованно связана со всем обществом, так как
экономика является результатом взаимоотношений людей. Поэтому теоретические
знания социологии находят практическое применение непосредственно в
профессиональной сфере.В частности, социологические знания помогают более
грамотно управлять персоналом в организациях, вовремя заметить и предотвратить
негативные явления среди коллектива, сплотить его, создать условия,
способствующие стимулированию работы. 

2.



3. Подобно таким предметам
как психология, политология, история, философия и другим гуманитарным наукам,
социология изучает общество, место в нём отдельного индивида,со всеми присущими
им взаимоотношениями.
 В целом исследования всех этих наук можно назвать
социальными. Социологическое же исследование является составляющей частью
социального, так как подобно другим направлено на изучение общества.
Социологическое исследование использует присущие ему специфические методы
познания социально
31.03.09: Г.Н.Ильина
Re: Ильина Галина (К-02-1) ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. (ДУБЛЬ 2)
1. Социология должна давать общее знание о структуре общества,механизмах
функционирования и формирования социальных общностей и институтов, роли личности
в социуме, взаимоотношениях между отдельными членами и группами общества. В
отличие от специальностей социального уклона должно уделяться большее внимание
социологическим исследованиям в области экономики. (нельзя сравнить глубину и
объём знаний по социологии, преподаваемых на специальностях социального уклона,
со знаниями студентов экономических специальностей).
   Экономическая
деятельность напрямую и опосредованно связана со всем обществом, так как
экономика является результатом взаимоотношений людей. Поэтому теоретические
знания социологии находят практическое применение непосредственно в
профессиональной сфере.В частности, социологические знания помогают более
грамотно управлять персоналом в организациях, вовремя заметить и предотвратить
негативные явления среди коллектива, сплотить его, создать условия,
способствующие стимулированию работы.

 2. Обладая даже минимальным запасом
социологических знаний, начинаешь невольно "мыслить социологически". Общество
предстаёт как целостная система со всем многообразием причинно-следственных
связей. Социум предстаёт не как стихийно развивающийся объект, а как система, в
которой действуют определённые закономерности. Зная эти закономерности, можно
управлять, контролировать или прогнозировать действия отдельных элементов этой
системы.
 
 3. Подобно таким предметам как психология, политология, история,
философия и другим гуманитарным наукам, социология изучает общество, место в нём
отдельного индивида,со всеми присущими им взаимоотношениями.
  В целом
исследования всех этих наук можно назвать социальными. Социологическое же
исследование является составляющей частью социального, так как подобно другим
направлено на изучение общества. Социологическое исследование использует
присущие ему специфические методы познания социальной действительности в рамках
предмета социологии.
31.03.09: А.Балдынова
Балдынова А., УБ-02-1
> Вопросы по теме "Предмет и структура социологического знания":
> 1)
> Какой, на Ваш
> взгляд, должна быть социология в экономическом вузе? Роль
> социологических знаний
> для студентов экономических специальностей?
> Думаю, что
> курс социологии в экономическом вузе должен, прежде всего, включать разделы
> общей социологии, чтобы студенты получили основные знания об обществе и
> человеке, как его неотъемлемой части, а уже после сюда включаются темы,
> раскрывающие суть той или иной отрасли социологии. Для экономического вуза
> такими отраслями могут быть экономическая социология, социология общественного
> мнения, социология труда. Так как студенчество – это, в большинстве своём,
> молодёжь, то, мне кажется, что ребятам будут интересны и такие темы, как
> социология культуры и социология молодёжи.
Знание социологии поможет будущим экономистам быстрее адаптироваться в обществе,
где уже функционирует рыночная экономика, но ещё сказываются пережитки прошлого.
Поможет находить точки соприкосновения с представителями разных социальных групп
и слоёв, что особенно важно для руководителей.
31.03.09: Запоронцева
Re: Запорожцева Зоя УБ-02-1
> > Вопросы по теме "Предмет и структура социологического знания":
> > 1)
> > Какой, на Ваш
> > взгляд, должна быть социология в экономическом вузе? Роль
> > социологических знаний
> > для студентов экономических специальностей?
> > Думаю, что
> > курс социологии в экономическом вузе должен, прежде всего, включать разделы
> > общей социологии, чтобы студенты получили основные знания об обществе и
> > человеке, как его неотъемлемой части, а уже после сюда включаются темы,
> > раскрывающие суть той или иной отрасли социологии. Для экономического вуза
> > такими отраслями могут быть экономическая социология, социология общественного
> > мнения, социология труда. Так как студенчество – это, в большинстве своём,
> > молодёжь, то, мне кажется, что ребятам будут интересны и такие темы, как
> > социология культуры и социология молодёжи.
> Знание социологии поможет будущим экономистам быстрее адаптироваться в обществе,
> где уже функционирует рыночная экономика, но ещё сказываются пережитки прошлого.
> Поможет находить точки соприкосновения с представителями разных социальных групп
> и слоёв, что особенно важно для руководителей
Конечно, социология в экономическом вузе должна иметь свою специфику, связанную
с направленностью будущей работы, но все же, на мой взгляд, для любого человека
важнее общие направления данного предмета, решающие проблемы его повседневной
жизни. И изучение предмета лучше начать с них, как более близких по содержанию,
постепенно переходя на специальные знания по экономической социологии.
В
настоящее время социология необходима, особенно в экономических вузах, не только
как общая наука, изучающая особенности общественного поведения, но и как
важнейший фактор в анализе и прогнозировании развития экономических отношений.
Она поможет наиболее точно определить ситуацию и найти оптимальное решение.
31.03.09: Запоронцева
Re[2]: Запорожцева Зоя УБ-02-1
> > > Вопросы по теме "Предмет и структура социологического знания":
> > > 1)
> > > Какой, на Ваш
> > > взгляд, должна быть социология в экономическом вузе? Роль
> > > социологических знаний
> > > для студентов экономических специальностей?
> Конечно, социология в экономическом вузе должна иметь свою специфику, связанную
> с направленностью будущей работы, но все же, на мой взгляд, для любого человека
> важнее общие направления данного предмета, решающие проблемы его повседневной
> жизни. И изучение предмета лучше начать с них, как более близких по содержанию,
> постепенно переходя на специальные знания по экономической социологии.
> В
> настоящее время социология необходима, особенно в экономических вузах, не только
> как общая наука, изучающая особенности общественного поведения, но и как
> важнейший фактор в анализе и прогнозировании развития экономических отношений.
> Она поможет наиболее точно определить ситуацию и найти оптимальное решение.
31.03.09: А.С.Федоренко
Re: Вниманию студентов УБ-02 и К-02 БГУЭП! Вопросы для обсуждения в форуме ко второму семинарскому занятию!
1. Социология в программе изучения экономической специальности занимает
общеобразовательную функцию. Она направлена на формирование теоретических знаний
об обществе, его структуре, роли отдельной личности в развитии общества,
значении социальных групп. Социология для экономических специальностей, по моему
мнению, должна давать обобщенные знания, не углубляясь во все тонкости и нюансы
социологического знания, и должна иметь экономическую направленность. Полученные
социологические знания можно напрямую использовать в экономической деятельности,
т.к. экономика - это результат жизнедеятельности общества, а значит несёт на
себе печать того общества, которым создана. Любой экономист прямо или косвенно
связан с социумом. Например, для создания благоприятной рабочей обстановки в
организации любой управленец должен четко представлять под действием каких
факторов формируются группы среди персонала, должен уметь вовремя разглядеть и
нейтрализовать негативные течения в коллективе. А такие знания он может получить
лишь имея представления о социальных группах, методах воздействия на них.
2. По
мере накопления социологических знаний складывается определенное представление
об обществе и процессах происходящих в нем. Понимание закономерностей,
вызывающих изменения в обществе, помогает адекватно реагировать на них,
адаптироваться, контролировать и предотвращать негативные результаты. Т.е.
"социологическое мышление" предполагает видение общества как системы в целом,
так и отдельных её компонентов во взаимосвязи с другими, четкое представление о
закономерностях развития с последущим применением теоретических знаний на
практике.
3. Любое исследование направленное на изучение общества можно назвать
социальным, т.е. исследование любой науки, объектом которой является общество.
Социологическое исследование в свою очередь входит в состав социального
исследования, используя только ему присущие теоретические и эмпирические методы
познания в рамках социологии.
31.03.09: Е.М.Галиуллина
Предмет и структура социологического знания. (К-02-2)
1. Социология в программе изучения экономической специальности занимает
общеобразовательную функцию. Она направлена на формирование теоретических знаний
об обществе, его структуре, роли отдельной личности в развитии общества,
значении социальных групп. Социология для экономических специальностей, по моему
мнению, должна давать обобщенные знания, не углубляясь во все тонкости и нюансы
социологического знания, и должна иметь экономическую направленность. Полученные
социологические знания можно напрямую использовать в экономической деятельности,
т.к. экономика - это результат жизнедеятельности общества, а значит несёт на
себе печать того общества, которым создана. Любой экономист прямо или косвенно
связан с социумом. Например, для создания благоприятной рабочей обстановки в
организации любой управленец должен четко представлять под действием каких
факторов формируются группы среди персонала, должен уметь вовремя разглядеть и
нейтрализовать негативные течения в коллективе. А такие знания он может получить
лишь имея представления о социальных группах, методах воздействия на них.
2. По
мере накопления социологических знаний складывается определенное представление
об обществе и процессах происходящих в нем. Понимание закономерностей,
вызывающих изменения в обществе, помогает адекватно реагировать на них,
адаптироваться, контролировать и предотвращать негативные результаты. Т.е.
"социологическое мышление" предполагает видение общества как системы в целом,
так и отдельных её компонентов во взаимосвязи с другими, четкое представление о
закономерностях развития с последущим применением теоретических знаний на
практике.
3. Любое исследование направленное на изучение общества можно назвать
социальным, т.е. исследование любой науки, объектом которой является общество.
Социологическое исследование в свою очередь входит в состав социального
исследования, используя только ему присущие теоретические и эмпирические методы
познания в рамках социологии.
31.03.09: А.В Павлов
Re: Павлов Александр УБ-02-2
1.Не знаю точно, какой должна быть социология в экономическом вузе, наверное,
такой же как и в других вузах, принципиального отличия не должно быть. Думаю, на
этот вопрос достоверно можно будет ответить после изучения предмета,
соответствует ли изученное ожидаемому, личные предпочтения и т.д. О том, что
изучение предмета необходимо –  это однозначно. Какие бы сложные и высокие
задачи не стояли перед человеком, все они, упираются в характер человеческих
отношений, в умение людей жить вместе, разделять общие ценности, нормы
поведения, находить компромиссы при решении конфликтных ситуаций. Каждому из
нас, а будущему специалисту особенно, необходимо не только хорошо знать свое
дело, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей.
Социология поможет понять и объяснить поведение людей в различных жизненных
ситуациях, человек более осмысленно будет подходить к отношениям с коллегами по
работе, друзьями и близкими, к созданию семьи.

2.Предположу что,
“мыслить социологически” означает размышлять о человеке, явлениях
его окружающих, как части чего-то единого, общества, со своими социальными
связями, попытка объяснить и понять поведение человека, социальных организаций.
Возможно, это означает способность изначально видеть того или иного человека как
представителя определенной социальной группы.

3.Из определения
социологического исследования (специальная разновидность всех социальных
исследований, которая при изучении общества и социальных проблем опирается на
свои особые методы и приемы сбора, обработки, анализа первичной социальной
информации) сразу видны важнейшие различия. 
•Социологическое
исследование является областью социального исследования;
•
социологическое исследование опирается на свойственные ему особые методы и
приемы сбора, обработки, анализа первичной социальной информации;
•
социологическое исследование направлено на изучение развития, закономерностей в
социальных связей и отношениях общественных групп, в то время как социальное
исследование рассматривает общество в целом.
31.03.09: А.В Павлов
Re: Вниманию студентов УБ-02 и К-02 БГУЭП! Вопросы для обсуждения в форуме ко второму семинарскому занятию!
> Вопросы по теме "Предмет и структура социологического знания":
> 1)
> Какой, на Ваш
> взгляд, должна быть социология в экономическом вузе? Роль
> социологических знаний
> для студентов экономических специальностей?
> 2) Что
> значит "мыслить
> социологически"?
> 3) В чем состоит отличие между
> социальными и социологическими
> исследованиями?
> 
> Ответы на данные вопросы
> будут приниматься и засчитываться до
> 1 февраля. После будут размещены следующие
> вопросы и результаты оценки Ваших
> предыдущих ответов и Вашего участия. При
> участии в форуме приветствуются
> дискуссии, доказательства и т.п.
> С уважением,
> Е.Нефедьева.
31.03.09: М.Данильченко
Re[2]: Вниманию студентов УБ-02 и К-02 БГУЭП! Вопросы для обсуждения в форуме ко второму семинарскому занятию!
Данильченко Мария, УБ-02-1 
1)По моему субъективному мнению, специалист
любой области должен обладать не только конкретными профессиональными знаниями,
но и разбираться в явлениях общественной жизни, в поведении людей. Быть
культурным и образованным всесторонне, а этому способствуют гуманитарные науки,
среди которых социологии уделено важное место. В экономическом ВУЗе в основном
готовят будущих управленцев, по крайней мере людей, которые всегда будут
находиться в коллективе и занимать в нем не последнее место. Но не один
управленец не может рассчитывать на успешность своих действий без определенных
знаний о социальной среде, без знания того, что определяет поступки людей в
различных общественных ситуациях. 
Я считаю, что в экономических ВУЗах
необходимо давать базовые основы социологии и делать упор на изучение
управленческой и экономической социологии. На примерах показывать студентам
социологические исследования в области экономики, а где-то, может, и включать их
в эти исследования.
2)Для социологического мышления характерно выделение из
комплекса общественных явлений того слоя, который непосредственно связан с миром
человеческих отношений и тех элементов, из которых складывается общество как
целостная социальная система. Чтобы мыслить социологически, необходимо
рассматривать общество или его фрагменты через их социальные организации,
социальные связи и отношения. Необходимо раскрывать общие законы
функционирования социальных объектов.
3)Социальные исследования направлены на
простой сбор статистической информации, только по социальной сфере людей.
Социологическое исследование – сложный комплекс, который начинается с
проработки проблемы, выдвижения гипотез, построения теоретической модели. Затем
лишь разрабатывается инструментарий, собираются первичные данные, и идет их
обработка, выводятся и объясняются закономерности. На конечном этапе –
снова теоретический анализ, т.к. данные необходимо правильно, т.е. в
соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Обязательным
для социологического исследования являются практические рекомендации.
31.03.09: Николаева
Re[2]: Вниманию студентов УБ-02 и К-02 БГУЭП! Вопросы для обсуждения в форуме ко второму семинарскому занятию!
>> > 1)
> > Какой, на Ваш
> > взгляд, должна быть социология в экономическом вузе? Роль
> > социологических знаний
> > для студентов экономических специальностей?
На мой взгляд, социология в экономическом вузе должна быть с уклоном в
экономическую сторону.
Качество преподавания социологии, как и других наук, в
решающей мере зависит не только от мастерства преподавателя, но и степени
разработанности методологических теоретических основ науки. Истинное положение
социологии в современном обществе можно понять только во взаимодействии ее с
другими науками. Социологическое теоретическое знание и мышление все активнее
проникает в содержание других научных дисциплин. Социология обогащается за счет
других отраслей и сфер научного знания.
И если это экономический вуз, то
проблемы рассматриваемые социологией должны соприкасаться с экономикой,
рассматривать проблемы, решения основу этих вопросов с экономической стороны.
Социологические семинары помогут студентам высказаться по предложенным вопросам,
студенты могут поспорить  на данную тему и принимать решения тех ситуаций,
которые могли бы происходить с ними. Могли обсуждать наиболее интересные темы,
которые близки каждому человеку, в которых они хотят разобраться не только с
научных позиций, но получить какую-нибудь практическую информацию. В процессе
изучения социологии можно научиться понимать реальную действительность
(реальность), разбираться в социальных процессах, формировать социально-
экономическое мышление, принимать решения по данным вопроса, опираясь на знания,
с научных позиций. Это поможет студентам сформировать свои взгляды и убеждения,
поможет определить свое место в современном обществе.
31.03.09: Е.И.Нефедьева
Результаты контрольной работы по теме "Методика социол.исследований"!
Максимальный балл – 8 

УБ-02-4

Андреев Константин (2 –
незачет)
Бойчук Оксана (5)
Брюханова Дарья (2 – незачет)
Бурдуковская
Людмила (2 – незачет)
Вырупаева Мария (7,5)
Зарубина Анна (2 –
незачет)
Иванова Надежда (7)
Комлева Елена (3)
Копылова Екатерина (6)
Кузнецов Павел (3)
Куницына Екатерина (6)
Можин Сергей (4)
Муканина Ольга (2
– незачет)
Писарева Елена (6)
Попова Екатерина (5,5)
Резванова Ольга
(7)
Рожкова Надежда (5)
Смоль Людмила (2 – незачет)
Шевцова Анна (6)
УБ-02-2

Андреева Анна (3)
Бычков Алексей (6,5)
Владимирова Юлия (6,5)
Вурганова Анастасия (6,5)
Гайдайчук Юлия (6)
Дмитриева Ангелина (4,5)
Иванов
Данила (4)
Ковтун Алена (7,5)
Копылова Мария (6,5)
Маевская Анастасия (7)
Мирошникова Анна (6)
Молько Юлия (5,5)
Олисова Нина (4)
Павлов Александр (7)
Распопина Вероника (3)
Резвина Елена (4)
Тетерина Анастасия (5,5)
Улаханова
Екатерина (7)
Федоренко Александр (4)
Филонова Анна (6,5)

По всем вопросам
обращайтесь на кафедру - 215-2

Вопросы по следующим семинарским темам для
обсуждения в форуме и результаты контрольной у К-02-2 будут размещены в понед.
16 февраля.
31.03.09: Е.И.Нефедьева
Контрольная работа №2 и №3
Последняя контрольная работа №2 и 3 по темам: личность, социальные группы,
социальные институты, девиация, социальная стратификация и др. состоится для
групп:
ПД-02-1    -     15 декабря
ПД-02-2    -     9  декабря
ПД-02-3    -
11 декабря