Эксоцман
на главную поиск contacts


План лекции

  1. Тема: Предмет социологии массовой коммуникации >>

    Понятия коммуникации и массовой коммуникации и их соотношение. Основные школы и модели коммуникации. Понятие средств массовой коммуникации и его границы. Предмет и метод теории массовой коммуникации: теория МК как междисциплинарная область. Проблематика исследований МК. Основные вехи становления масс медиа

  2. Тема: История и современное состояние СМК в России >>

    Становление СМК как социального института в мире и в России и связь этого процесса с индустриализацией, урбанизацией и зарождением массовой культуры. Медиа-система России к 1917 году. Основные реформы большевиков в области СМК: огосударствление СМК, учреждение официальных органов цензуры, создание разветвленной системы печати, проводного радио и кампания по ликвидации безграмотности. Становление поздней советской медиа-системы: создание всесоюзного телевидения на основе системы спутников, внедрение магнитной записи и тотальной предварительной цензуры, зарождение советской поп-культуры и системы телезвезд. Трансформация медиа-системы в 1990-е годы: принятие первого закона о печати, отмена цензуры и установление права граждан на создание СМК. Утрата старых рычагов государственного контроля и распад государственной медиа-системы. Взрывной рост политической прессы. Либерализация цен и раздел СМК между финансово-промышленными группами. «Информационные войны» в политическом секторе СМК, интенсивный импорт медиа-продукции в развлекательном секторе, зарождение рынка коммерческой рекламы и его крах в 1998 году. Роль первой чеченской войны и президентских выборов 1996 года в развитии российских СМК. После 1999 года: реконсолидация государства, ренационализация общероссийского ТВ и других СМК, централизация контроля над СМК, «деполитизация» СМК и рост развлекательного сектора и рекламного рынка. Рост отечественного производства развлекательной продукции, собственного шоу-бизнеса и переход аудитории от ориентации на чтение к телесмотрению.

  3. Тема: Ранние подходы к изучению массовой коммуникации >>

    Ранний период исследований СМК: наличие ярко выраженного мейнстрима в исследованиях 1950-х годов (структурный функционализм, преобладание интереса к медиа-эффектам, ориентация методологии на естественные науки, количественные методы и прикладные исследования, имплицитный нормативизм). Важнейшие тексты: Гарольд Лассуэл «Структура и функции коммуникации в обществе»; Лазарсфельд, Берельсон, Годэ «Выбор людей».

  4. Тема: Современные подходы к исследованию массовой коммуникации >>

    Второй период исследований СМК: интерпретативный поворот 1970-х годов. Распад мейнстрима и обращение к широкому спектру социальных теорий и гуманитарного знания, выход за пределы социологии. Всплеск интереса к медиа-производству и медиа-контенту, к качественнм методам и общей методологии гуманитарных наук. Важнейшие тексты: Гэй Такман «Делать новости: исследование по конструированию реальности» (конструктивизм), Джеймс Кэйри «Культурный подход к коммуникации» и др.
    Современное состояние: набор рядоположенных теорий. Наиболее популярные подходы: пост-модернизм (Бодрийяр, Фиск и др.), концепции информационного общества (МакЛюэн, Кастельс и др.), новые исследования аудитории (Кац-Либс, Лалл и др.). Перспективы развития теорий массовой коммуникации.

  5. Тема: Исследования производства медиа-продукции >>

    Возможные типологии исследований производства медиа-продукции: схемы Шумейкер-Риза и МакКуэйла. Индивидуальный уровень анализа производства: влияние вкусов, эмоций, политических предпочтений и профессиональных идентичностей. Типология профессиональных ролей А.Кустарева. Уровень профессиональных практик: влияние структуры жанра (Гэй Такман) и организации производства (Мюриэл Кантор). Уровень организации и медиа-индустрии (Дж. Дэвис и типология управленческих стратегий, Дж. Туров и типология агентов внутри медиа-индустрии). Уровень экстра-медийных влияний: политэкономические подходы (Тансталл и Палмер и др.), типология экстра-медийных агентов (Кольцова), роль источников в произодстве новостей (Эриксон и соавт.) Уровень идеологии и господствующих ценностей (Герман и Чомски «Производство согласия», Ноэль-Нойман «Рождение спирали молчания», работы Стюарта Холла и Бирмингемской школы).

  6. Тема: Исследования содержания медиа-продукции >>

    Возможности и ограничения количественного и качественного анализа медиа-контента. Источники современных подходов к анализу контента. 1. Семиотика и дискурс-анализ. Ф.Соссюр и зарождение структурного анализа речи. Ч.С.Пирс и его типология знаков. Роль русской семиотической школы и работ В.Проппа. К.Леви-Стросс и применение семиотики для анализа мифов. Позднейшая экстраполяция семитоических методов для анализа массовой культуры и медиа-контента. Ролан Барт и его влияние на теории массовой коммуникации. 2. Фрэйм-анализ И.Гоффмана и анализ повседневного диалога Г.Гарфинкеля. 3. Аналитическая философия языка и теории коммуникативного действия. Применение указанных теорий для анализа СМК. Уровень лексем: Низамова и освещение конгресса татар в татарстанской прессе. Уровень предложений: Т.ванДейк и его анализ репрезетации этнических меньшинств в СМК. Уровень макро-структур текста. У.Эко и его анализ структуры романов о Джеймсе Бонде. Обзор исследований репрезентации меньшинств в США на уровне макро-структур; Карпенко и репрезетнация кавказцев в петербургской прессе. Комплексные исследования: Медиа-группа университета Глазго «Плохие новости» (о структурных механизмах появления искажения в освещении забастовок в Великобритании); Герман и Чомски (об искажении в освещении выборов в Латинской Америке прессой США). Альтернативные подходы: от разоблачения скрытой пропаганды к анализу полисемии меджиа-текста и открывающихся возможностей для интерпретации его аудиторией (Дж. Фиск и применение категорий Барта для анализа телевизионного контента).

  7. Тема: Исследования потребления медиа-продукции >>

    Типология исследований потребления медиа-продукции (МакКуэйл). Ранние измерения эффектов, бихевиоризм. Лазарсфельд и соавт., концепция двуступенчатого потока информации и понятие лидера мнения. Кац и Лазарсфельд: понятие «вмешивающихся переменных» в процессе МК. Концепции, корректирующие ранние теории о влиянии СМК на общество. 1. Джозеф Клаппер и понятие селективности. 2. Подход Uses and Gratifications (как основа для будущих «новых исследований аудитории»). 3. Комбс, Шоу и концепция установления повестки дня. Соотнесение с типологией прочтений Стюарта Холла. Новые исследования аудитории. Джон Фиск и идея активной аудитории. Джеймс Лалл и этнография аудиторий. Дэвид Морлей (Бирмингемская школа). Тамар Либс и Элью Кац «Кросс-культурное чтение «Далласа» и его значение для теории СМК. Аннабель Среберни-Мохаммади и зарождение интереса к малым медиа.

  8. Тема: СМК и глобализация >>

    Взаимосвязь теорий информационного общества и изучения глобализации в области СМК. Ранние подходы к глобализации: девелопментализм (Джордж Гербнер). Второй этап: теории культурного империализма (Герберт Шиллер и др. марксисты). Третий этап: слияние с концепциями информационного общества и более ранними футурологическими подходами. Их истоки: Альвин Тоффлер и футурошок. Маршалл МакЛюэн и Галактика Гуттенберга. Современные интерпретации: Мануэль Кастельс и информационная эпоха, Дж.Б.Томпсон и медиатизация социальной жизни. Параллельное новое нарастание интереса к антиглобализму, альтернативным, радикальным и малым медиа. Среберни-Мохаммади и роль малых медиа в «анти-демократической революции снизу» в Иране. Медиа-активизм, Интернет и слияние производства и потребления СМК.

  9. Тема: СМК и конфликты >>

    Структура СМК и ее влияние на освещение катастроф, конфликтов и войн. Межэтнические и другие межгрупповые конфликты и структура «дискурса ненависти». Типичные модели освещения войн: Вьетнамская, Афганская кампании, война в Заливе, Косово, Ираке, Чечне. Гражданские войны: Руанда, Колумбия и их освещение в СМК. Особенности работы военных репортеров.

  10. Тема: Нормативные теории СМК и медиа-регулирование >>

    Понятие нормативной теории: прескриптивные vs дескприптивные категории. Этапы развития нормативных теорий. Ранний наивный нормативизм (Шрам и соавт.). Нормативизм в марксизме и критической школе (Франкуртская школа, британский марксизм и др.). Экспликация нормативны ориентаций и выделение нормативных теорий в самостоятельное направление; проблематика нормативных теорий (Дэнис МакКуэйл). Концепция публичной сферы (Юрген Хабермас) и медиатизированной публичной сферы (Дж.Б.Томпсон). Крах социалистического лагеря и рост интереса к нормативным теориям и девелопментализму (С.Сплихал, К.Спаркс). От формулировки нормативных программ к медиа-регулированию. Основные сферы регулирования СМК, наиболее распространенные приемы и трудности внутри этих сфер.

  11. Тема: Специальная тема по выбору >>

    Выбирается студентами из списка предложенных тем.

    Тема 2006: сетевые сообщества

    Понятие сетевого и виртуального сообщества, его отличительные черты. Динамика развития сетевых сообществ, их виды, социальный состав участников. Особенности взаимодействия в сетевых сообществах. Слияние межличностной и массовой коммуникации, производителей и потребителей информации в сетевых сообществах.

     

    Тема 2005: медиа-кампании

     

    Анализ медиа-кампаний как пример практического изучения СМК. Структура медиа-кампании и ее этапы. Выбор целей, целевой аудитории позиционирование торговой марки (политического или социального продукта). Основные рекламно-пропагандистские жанры. Выбор СМК на основе их особенностей как средств рекламы. Построение схемы охвата и подбор эффективной частоты. Исследование и оценка эффективности кампании. Особенности политических кампаний (кандидат или политическая партия как продукт, соотношение электорального ядра и целевой аудитории и др.). Особенности социальной рекламы.

     

  12. Тема: Обобщение материала курса >>

    Возможные типологии теорий и исследований СМК. Конструктивистские подходы vs теории отражения. Культурализм vs материализм. Медиа-центричные vs общество-центричные теории. Консенсус-ориентированные vs конфликтно-оринетированные подходы. Описательные / аналитические и нормативные (оптимистические и пессимистические) теории. Возможности и ограничения разных подходов и применение их в практических целях.

  
Форум:
Объявления