Эксоцман
на главную поиск contacts


Контрольные вопросы

Вопросы к первому семинару

1.      Что имеется в виду под утверждением о том, что социология не занимается тем, что называют «человеческой натурой»?

2.      Что такое принцип методологического индивидуализма, и чем отличается реализация этого принципа в экономике и социологии?

3.      В чем различие содержательного и формального значения термина «экономический» по К. Поланьи?

4.      В чем различие между источниками экономической и хозяйственной мотивации?

5.      Что значит рассматривать экономическое действие как форму социального?

6.      Что такое смысл социального действия?

7.      Экономическая социология и социальная экономика: в чем различие?

8.      На каких предпосылках строится модель экономического человека? Почему эгоизм оказывается методологически предпочтительнее альтруизма?

9.      Может ли альтруистическое поведение быть рациональным?

10.  Что такое рациональность и как она понимается в ЭТ и ЭС?

Вопросы ко второму семинару:

1.      Когда появился термин «экономическая социология»?

2.      Кого считают классиками экономической социологии и почему?

3.      Теория Маркса: экономическая социология или социальная экономика?

4.      Какие из идей М.Вебера мы можем отнести к экономико-социологическим?

5.      За что Дюркгейм критиковал политическую экономию? Какие альтернативы предложил?

6.      Что такое «новая экономическая социология»? Кто является автором этого термина?

7.      Какие основные направления экономической социологии существуют сегодня?

8.      Друзья и оппоненты современной экономической социологии: в каких социальных науках можно встретить идеи, созвучные экономико-социологическим, а в каких – таких идей практически нет?

 

Вопросы к третьему семинару

  1. Почему Поланьи считает, что свободный рынок разрушает общество?
  2. В чем различие места и роли торговли в дорыночном и рыночном обществах?
  3. Почему Поланьи называет экономическую теорию «бизнес-идеологией»?
  4. Что такое «формы интеграции» и каково их место в теории К.Поланьи?
  5. Объясните, что имел в виду К.Поланьи под утверждением о том, что предложенные им формы интеграции не предполагают никакой последовательности во времени?
  6. Как Поланьи обосновывает идею о том, что формы интеграции не являются производными от индивидуального поведения акторов?
  7. В чем различия в обосновании понятия социальной укорененности экономического действия у М.Грановеттера и К. Поланьи?
  8. Как М.Грановеттер обосновывает то, что сетевые структуры должны рассматриваться в качестве альтернативного посредника в экономической деятельности?

Вопросы к четвертому семинару

  1. В чем различие между подходами  Зиммеля и Зелизер к исследованию места и роли денег в обществе?
  2. Что такое множественность денег?
  3. Что такое «социальные деньги» по мнению В.Зелизер?
  4. Что такое «домашние деньги» и как этот пример показывает ограниченность рациональной модели денег?
  5. В чем специфика денег как подарка?
  6. Какой смысл вкладывает В.Зелизер в понятие институциональных денег?
  7. При каких условиях деньги приобретают моральную ценность, и когда они, напротив, становятся «грязными деньгами»?
  8. Приведите примеры того, когда один рубль в представлениях людей может быть не равен одному рублю.
  9. Как пример со становлением системы страхования жизни иллюстрирует тезис о социальной укорененности финансового поведения индивидов?

Вопросы к пятому семинару:

1.      Что такое оппортунистическое поведение и как экономическая теория объясняет то, как экономические агенты избегают оппортунизма?

2.      Как это объясняют социологи?

3.      В чем отличие позиции Дюркгейма и Грановеттера по поводу того, что лежит в основании контрактных отношений?

4.      Почему контракты всегда являются неполными?

5.      В чем, с точки зрения З.Баумана, различие между личностным и безличным взаимодействием?

 

Вопросы к шестому семинару

1.      Кто является авторами теории человеческого капитала, и в чем заключаются ее основные положения?

2.      Что такое социальный капитал? В чем различие в определениях социального капитала, которые были даны П.Бурдье и Р. Патнемом?

3.      Что такое культурный капитал? В чем его отличие от человеческого капитала?

4.      Что такое инкорпорированное, объективированное и институционализированное  состояния капитала? Приведите примеры культурного и социального капиталов во всех этих формах.

5.      Что такое конвертация капитала и как она осуществляется?  Проиллюстрируйте как это происходит на примере социального и культурного капитала.

6.  Как происходит накопление социального и культурного капитала?

7.      Что такое мост, сильная и слабая связь по Грановеттеру? В чем заключается сила слабых связей?

 

 Вопросы к седьмому семинару

1. Что такое государство?

2. Какова роль государства в экономике?

3. В чем различие между политикой суверенитета и политикой в обычном понимании этого слова?

4. В чем суть Веберовской концепции власти и доминирования?

 Вопросы к восьмому семинару

1.      Что такое доступность образования? Какую роль играет образование в обществе?

2.      Каким образом образование связано с социальным неравенством?

3.      Как объясняют теории человеческого капитала и культурного капитала влияние образования индивида на уровень его заработков?

4.      Вырастет ли доступность высшего образования при расширении/введении платного образования в странах с переходными экономиками?

 

Вопросы к девятому семинару:

  1. Что такое неформальная экономика?
  2. В чем причины ее существования? Каковы ее функции в обществе?
  3. Надо ли бороться с теневой экономикой, и какие меры экономической и социальной политики можно применять?
  4. В чем видит А.Портес "парадоксы" неформальной экономики?

 Вопросы к десятому семинару:

  1. Какие теории перехода от капитализма к социализму существуют в экономической социологии?
  2. Объясните различие между понятиями: "капитализм без капиталистов" и "капиталисты без капитализма" с точки зрения И.Селеньи.
  3. Каковы роли интеллектуалов, технократов и красных директоров при переходе от  социализма к капитализму в теории И. Селеньи?
  4. Прокомментируйте замечание И.Селеньи о том, что существует множество капитализмов и путей его возникновения.
  5. Какова роль культурного капитала в стратификационных системах постсоциалистических стран с точки зрения И.Селеньи  ?

Темы для эссе в классе

Какова роль государства в экономике? Согласны ли Вы с утверждением о том, что экономика России будет развиваться лучше, если присутствие государства в экономике будет больше?

К каким положительным и отрицательным последствиям приводит расширение платного высшего образования в России?

 

Адрес электронной почты для вопросов по курсу    ec_sociology@mail.ru

  
Объявления
Новые материалы по курсу