Эксоцман
на главную поиск contacts


План лекций

  1. Тема: От истории к родовому определению. Рынок как форма хозяйства >>

    Множественность определений рынка (Р.Буайе). Необходимость родового определения рынка и основные подходы к его реконструкции. Историко-генетический подход к понятию рынка. Рынок как место торговли. Первичные формы рыночного обмена, их развитие и институционализация (Ф.Бродель). Связь современных и первичных форм рыночного обмена.

    Понятие рынка как формы хозяйства и его основные элементы. Рынок и другие формы интеграции хозяйства (перераспределение, реципрокность) (К.Поланьи). Исторические ограничения рыночной формы хозяйства. Социальное сопротивление экспансии рыночных отношений и невозможность рыночного общества. Иллюзия саморегулируемости рынка (Н.Флигстин). Государственное и социальное регулирование рыночного обмена.

  2. Тема: От определения к теоретическим предпоссылкам. Рынок как механизм координации деятельности >>

    От исторических описаний к формулированию модельных предпосылок. Предпосылки неоклассического экономического подхода к теории рынков. Рациональность и эгоистичность участников рынка, их независимость от прошлого опыта и социальных связей. Механизм саморегулирования рынка посредством цен и свободной конкуренции. Стремление рыночной системы к равновесию и оптимальному распределению ресурсов.

    Предпосылки экономико-социологического подхода к теории рынков. Сложность хозяйственной мотивации. Дифференцирующая сила габитуса. Ограниченная рациональность и социальная укорененность действий участников рынка. Непосредственное и опосредованное взаимодействие участников рынка. Систематические провалы рынка. Экономико-социологическое развитие родового определения рынка, его основные элементы.

  3. Тема: От определения к теоретическим предпоссылкам. Конкуренция как социально укорененный процесс >>

    Общее понятие конкуренции. Поведенческий и структурный подходы к конкуренции. Понятие конкурентной ситуации. Экономическая и неэкономическая конкуренция. Модели совершенной и несовершенной конкуренции. Динамическая модель конкуренции. Конкуренция как естественный отбор. Конкуренция как воспроизводство социальных контактов. Конкуренция как установление согласованного порядка. Конкуренция как символическая борьба. Конкуренция как поддержание границ.

  4. Тема: От общих предпосылок к экономико-социологическим подходам: сетевой подход >>

    Сетевой подход к анализу рынка (Р. Бёрт, М. Грановеттер, Х. Уайт). Рынок как комбинация атомизированных действий и социальных связей. Основные структурные элементы рынка. Капитал как основная форма ресурсов. Формы капитала участников рынка. Предприятие и бизнес-группа как организационные структуры. Вертикально и горизонтально интегрированные бизнес-группы. Гибридные формы организаций (К. Менар). Случайные и укорененные межфирменные связи (Б. Уци). Вертикально организованные сети: цепи поставок. Продолжение и разрыв связей в цепи поставок (У. Бейкер). Горизонтально организованные сети: стратегические альянсы и деловые ассоциации.

  5. Тема: От общих предпосылок к экономико-социологическим подходам: новый институциональный подход >>

    Неоинституциональный подход к анализу рынка (Н. Биггарт, Д. Норт, Н. Флигстин). Рынок как совокупность формальных и неформальных правил. Основные институциональные элементы рынка. Оформление прав собственности. Органический рост, аренда, франчайзинг. Создание внутрифирменных управленческих схем, их формальные и неформальные элементы. Избирательность в отборе деловых партнеров. Неполные и отношенческие контракты. Публичные и частные формы поддержания и разрыва деловых соглашений. Злоупотребление доминирующим положением и дискриминация в контрактных отношениях. Цепи поставок, регулируемые производителями и потребителями.

  6. Тема: От общих предпосылок к экономико-социологическим подходам: социокультурный подход >>

    Рынок как набор культурных конструкций. Когнитивный, ценностный и символический аспекты культуры. Формирование идентичности и статуса участников рынка. Производство благ и производство знаков. Потребительная стоимость и знаковая стоимость. Позиционирование продукта как способ формирования рынка. Взаимопроникновение рынка и культуры.

  7. Тема: От общих предпосылок к экономико-социологическим подходам: конструктивистский и перформативный подходы >>

    Применение феноменологического подхода к анализу рынка, его возможности и ограничения. Рынок как совокупность значений, выработанных его участниками. Как вырабатывается понимание рынка.

    Перформативный подход к анализу рынков. Роль экономической теории и модельных построений в формировании рынков. Влияние на рынок технологий (алгоритмов, процедур, рутинных практик). Теория: «актор – сеть» и включение вещей в сетевые отношения.

  8. Тема: От подходов к целостному взгляду на рынок. Рынок как организационное поле >>

    Проблема разнородности экономико-социологических подходов к анализу рынка. Построение методологических интерфейсов между подходами. Проблема их конфигуратора.

    Рынок как организационное поле. Структурный подход к анализу организационного поля (П. Бурдье). Интеракционистский подход к анализу организационного поля (Н. Флигстин). Иерархия участников рынка и реализация рыночной власти в организационном поле.

  9. Тема: Институциональная динамика: возникновение новых правил >>

    Как складываются разные институциональные модели. Источники возникновения институтов. Импорт институтов и выбор институциональных образцов. Конкурирующие институциональные логики. Институциональная инерция и эффект замыкания. Зависимость от первоначального избранного пути. Целенаправленный отбор и стихийное возникновение новых правил.

    Процесс построения конвенций между компаниями. Препятствия на пути установления соглашений. Распространение институциональных инноваций. Имитация и институциональный изоморфизм.

  10. Тема: Институциональная подстройка: деформализация и формализация правил >>

    Понятие институциональной подстройки. Проблема отношения к закону в хозяйственной деятельности. Понятие деформализации правил. Механизм деформализации и его основные элементы. Неполнота и противоречивость формальных правил. Селективный контроль и институциональные компромиссы. Практики деформализации и обоснование их легитимности.

    Понятие формализации правил. Механизм формализации и его основные элементы. Причины повышения спроса на формальные институты. Сравнительные издержки легализации. Легализация как ступенчатый процесс. Роль государства в легализации бизнеса. Баланс интереса, принуждения и доверия в процессе легализации.

  11. Тема: Выращивание институтов рынка и институциональные компромиссы >>

    Критика эволюционнного рационализма и политико-правового конструктивизма в области институциональных изменений. Два способа направленных институциональных изменений: облагораживание существующих институциональных образцов и культивирование новых образцов. Преодоление барьера большинства. Длительность процесса культивирования институтов. Издержки процесса выращивания институтов.

    Влияние институтов на экономическое развитие. Действие параллельных институциональных режимов. Установление параллельных формальных правил игры и правил контроля. Упрощение формальных правил в деловых практиках. Достижение институциональных компромиссов.

  12. Тема: Рынок как совокупность культурных конструкций  >>

    Общая исследовательская схема анализа действий участников рынка. Структура рыночной мотивации. Понятие деловой стратегии. Принципы действия и осуществление стратегического выбора. Основные элементы деловой стратегии.

    Восприятие рынка его участниками. Понятие концепций контроля, их отличие от деловых стратегий. Борьба за утверждение концепций контроля и способы их распространения.

  13. Тема: От исходных предпосылок к общему взгляду на рынок. Рынок как организационное поле или/и цепь поставок. >>

    Общее понятие экономической сделки. Рынок как совокупность экономических сделок в цепи поставок. Экономическая сделка как комплексное соглашение. Исходная модель рыночного торга. Сложные объекты купли-продажи. Множественные параметры рыночного торга. Властная асимметрия в рыночном обмене. Реализация власти в рыночном торге.

  
Форум:
Объявления
Новые материалы по курсу