Эксоцман
на главную поиск contacts


Сведения о курсе

Кому читается: слушатели первого года обучения по магистерской программе "Прикладные методы социального анализа рынков" факультета социологии ГУ-ВШЭ

Когда читается: Курс является элективным и читается во втором полугодии учебного года (третий и четвертый модули). Продолжительность курса составляет 160 часов (14 недель).

Количество лекций (часы): 26

Количество семинаров (часы): 22

Формы контроля:

рубежный контроль – письменный кейс и письменный экзамен



Формирование оценки:

итоговая оценка складывается из трех элементов:

  • работа на семинарских занятиях (30 %); 
  • подготовка кейса по потребительскому рынку (сегменту рынка) (30 %); 
  • экзамен (40 %).

Текущий контроль осуществляется посредством ведения учета посещаемости лекций и семинарских занятий, а также – оценки качества подготовки к семинарским занятиям (доклад, презентация и обсуждение кейсов, оппонирование, критические выступления).

При непосещении семинарских занятий ставится оценка «0». При несдаче письменного кейса или его сдаче после даты экзамена ставится оценка «0».



Цель курса:

дать систематизированное представление о концептуальных направлениях социологии рынков как ключевого направления современной экономической социологии; представить набор экономико-социологических инструментов для эмпирического исследования российских рынков.

Учебные задачи курса:

в результате прохождения учебного курса студенты должны:

  • получить углубленные знания о предмете, основных методологических подходах  и перспективах развития социологии рынков
  • иметь представление о современных западных и российских теоретических направлениях социологии рынков
  • освоить набор аналитических инструментов эмпирического исследования конкретных российских рынков
  • получить навыки критического осмысления научных материалов по экономико-социологическим проблематикам

Требования к студентам:

освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: “Основы экономической социологии”, “Экономическая социология –2”, «Социология потребления», «Социальные основы неформальной экономики».



Примечания:

Экономическая социология выступает одной из наиболее активно развивающихся отраслей современных социальных наук. В 1990-е годы в этой области обозначилось новое направление - социология рынков, - которое постепенно становится центральным элементом экономико-социологических исследований.  Лидерами в этом отношении оказались американские исследователи, занимающиеся теорией хозяйственных организаций. Прежде всего, речь идет о тех, кто применяет сетевой подход (М. Грановеттер, Д. Старк, Х. Уайт, Б. Уци) и работает в русле новых институциональных теорий (Н. Биггарт, Д. Гатри, Н. Флигстин). Также, набирают силы и европейские течения, ассоциирующиеся с экономической антропологией (К. Поланьи), экономической теорией конвенций, перформативным подходом и др.

В настоящее время стало очевидным, традиционная экономическая теория, долгое время использующая идеальные модели рыночного поведения, не охватывает всего арсенала аналитических инструментов для эмпирического исследования конкретных рынков.

Предлагаемый курс – первый курс подобного рода на арене российского образования. Его специфика заключается в том, что учебный материал сочетает изложение современных социологических подходов к изучению рынка и иллюстрацию этих подходов на живом эмпирическом материале, полученном автором в ходе проведения исследований нескольких российских рынков в период 2000-2010 гг. Основным объектом анализа выступают потребительские рынки.

В настоящее время стало очевидным, традиционная экономическая теория, долгое время использующая идеальные модели рыночного поведения, не охватывает всего арсенала аналитических инструментов для эмпирического исследования конкретных рынков.

Предлагаемый курс – первый курс подобного рода на арене российского образования. Его специфика заключается в том, что учебный материал сочетает изложение современных социологических подходов к изучению рынка и иллюстрацию этих подходов на живом эмпирическом материале, полученном автором в ходе проведения исследований нескольких российских рынков в период 2000-2006 гг. Основным объектом анализа выступают потребительские рынки.

Новизна курса:

Социология рынков как ключевое направление современной экономической социологии еще слабо освоена российскими специалистами. В нашем распоряжении слишком мало конвенциональных понятий и операциональных исследовательских схем, плохо очерчены проблемные области и основные подходы к эмпирическому изучению рынков. В сильной степени это связано с тем, что слабо освоен богатый инструментарий, накопленный зарубежными исследователями, на удивление мало переводов современных и классических работ. Все это обусловливает необходимость предлагаемого курса.

Первая задача данного курса лекций — очертить концептуальные рамки социологии рынков как ключевого направления современной экономической социологии. Вторая задача — представить набор аналитических инструментов для эмпирического исследования конкретных российских рынков.

В результате курса студенты получат углубленное представление о предмете, основных теоретических направлениях и перспективах развития социологии рынков, освоят навыки теоретических и эмпирических исследований в данной области, необходимые для плодотворного анализа современного российского хозяйства.



  
Форум:
Объявления
Новые материалы по курсу