Эксоцман
на главную поиск contacts


План лекции

  1. Тема: Тематика экономико-социологических исследований >>

    Структура и задачи курса. Принципы организации и формы отчетности. Основная документация курса. Основные направления социологического изучения рынков и экономической культуры. Социальные группы, квазигруппы и слои в сфере экономики современной России. Актуальные направления исследований, проводимых социологическими и маркетинговыми фирмами России. Общее представление о методах исследования и о требованиях к программам, срокам, инструментарию.

    Ознакомление с тематикой исследований, проводимых потенциальными кураторами (преподавателями факультета).

  2. Тема: Особенности социологии как отрасли знаний >>

    Социология как отрасль научного знания и сфера социальной деятельности. Основные функции социологии в обществе. Типология социологических исследований: теоретико-ориентированные; теоретико-прикладные, преимущественно прикладные. Сроки проведения исследования: критический момент и критический интервал. Одномоментные, лонгитюдные и панельные исследования. Блиц опросы, как специфический вид прикладных исследований. Различия в программе, методах и формах отчетности в каждом из этих типов исследования. Социология как канал функционирования информации в обществе. Социология и журналистика.

    Объект исследования (изучаемые группы населения), Заказчик, Исследователь: соотношение их интересов, взаимодействие и взаимопонимание как кардинальная проблема прикладного социологического исследования. Соотношения языка Заказчика, Исполнителя и Объекта исследования как главная проблема организации и методического обеспечения. Специфика организационных принципов и инструментария исследований различного типа.

  3. Тема: Организация коллектива >>

    История становления социологических и маркетинговых фирм в России (СССР). Основные типы исследовательских коллективов в сфере прикладной социологии и маркетинга. Администраторы, исследователи, эксперты, интервьюеры (анкетеры, операторы), их место в организационной структуре фирм различного типа. Способы организации и методы контроля за работой временных контингентов. Принципы подбора и инструктирования интервьюеров и анкетеров; требования к персоналу в исследованиях различного типа. Социально-демографические и психологические характеристики. Контроль качества работы интервьюеров и анкетеров, способы исправления допущенных ошибок. Правила и приемы контроля качества сбора информации и заполнения анкеты бланка интервью.

    Соотношение административных, методических и исследовательских функций в социологической/ маркетинговой фирме. Временный творческий коллектив как форма организация исследовательского процесса. Достоинства и недостатки ВТК по сравнению с постоянными коллективами. Особенности организации ВТК на разных этапах исследования. Основные документы ВТК. Закономерности групповой динамики как социально-психологическая основа деятельности ВТК. Типы лидеров и лидерства.

  4. Тема: Деловая документация >>

    Типология Заказчиков. Основные принципы ведения переговоров с Заказчиком. Финансовые документы социологического исследования. Договор, его содержание и требования к отдельным пунктам. Приложения: техническое задание, календарный план, смета исследования, протокол соглашения о договорной цене; акт приемки-сдачи. Юридические нормы, регулирующие договорные отношения в исследовательской работе. Проблема защиты авторских прав. Специфика сметы, календарного плана в исследованиях различного типа. Техническое задание как ключевой документ договора. Соотношение Заказчика и Исполнителя при подготовке договора.

    Распределение этапов социологического исследования по времени и стоимости в различных типах социологических исследований. Договор подряда и формирование ВТК. Специфика оформления финансовых документов в исследованиях разного типа. Основные способы урегулирования разногласий. Протоколы согласования. Деловая переписка в ходе полевого этапа.

  5. Тема: Постановка проблемы. Выбор темы. Определение объекта >>

    Основные разделы программы. Постановка проблемы. Социальное напряжение как источник социальной проблемы. Социальный конфликт и социальная проблема. Различные варианты отношения Заказчика и Исполнителя к социальной проблеме при выборе темы исследования. Зависимость формулировки проблемы исследования от позиции Заказчика. Соотношение практических и теоретических проблем исследования. Требование четкого определения Объекта исследования. Соотношение объекта и генеральной совокупности.

  6. Тема: Подготовительный этап исследования. Литературный обзор >>

    Основные задачи подготовительного этапа и требования к его итоговым документам. Источники, используемые в ходе подготовительного этапа: пресса, статистика, неформализованный опрос экспертов, научные публикации, их соотношение в первичной разработке темы. Принципы подбора экспертов на предварительном этапе. Архивы и работа с ними.

    Основные требования к литературному обзору. Проблема защиты авторских прав в литобзоре. Последовательность процедур при подготовке литобзора, основные источники. Основные правила библиографического описания. Различные системы ссылок.

  7. Тема: Гипотезы и модели объекта >>

    Общее представление о гипотетико-дедуктивном методе. Практическая целесообразность предварительной разработки модели объекта. Особенности моделей в исследованиях различного типа. Многообразие моделей. Основные методологические принципы формулировки и предварительной оценки гипотез. Соотношение априорного и апостериорного оценивания моделей.

    Гипотезы исследования. Основные типы эмпирически проверяемых гипотез. Каузальный вывод и его соотношение со статистическими методами проверки гипотез. Основные схемы исследования в зависимости от соотношения зависимых и независимых переменных. Описательные исследования; ограниченные возможности разработки предварительных строгой каузальной модели. Специфика теоретико-ориентированных моделей. Соотношение объекта исследования и гипотетической модели его поведения. Основные этапы разработки модели поведения объекта.

  8. Тема: Эмпирическая редукция переменных >>

    Соотношение переменных, включаемых в гипотезы и представленных в анкете. Переменные и понятия. Универсум признаков переменной. Теоретическое определение и эмпирическая редукция переменной. Взаимосвязь универсума переменной и объекта исследования. Основные типы информации, получаемые с помощью вопросов анкеты. Сравнительная степень надежности и устойчивости информации, получаемой с помощью вопросов разного типа. Структура вопросов по содержанию, форме, функциональной нагрузке.

    Типология закрытых вопросов. Сферы использования вопросов различного типа; их достоинства и недостатки. Принципы отбора вопросов-индикаторов для анкеты. Различия в степени надежности и устойчивости информации, получаемой с помощью вопроса каждого типа. Соотношение трудоемкости вопросов. Различные типы кодировки закрытых вопросов: их преимущества и недостатки. Способы категоризации открытых и закрытых вопросов.

    Основные критерии качества вопросов. Противоречивость требований, предъявляемых к вопросам с точки зрения различных критериев. Идентичность трактовки, включение сленгов, нечеткость содержания, чрезмерная точность, тенденциозность, и т.д. Устойчивость вопросов различного типа к изменению формулировки.

    Правила формулировки социально-демографических вопросов (пол, возраст, образование, профессия и занятие, отрасль, национальность, место рождения, миграция). Их соотношение с индикаторами, используемыми в официальной статистике. Международные стандарты. Практика

  9. Тема: Разработка инструментария >>

    Подготовка анкеты и формирование выборки как две основные процедуры и две взаимосвязанные стороны методического оснащения социологического исследования.

    Разновидности индивидуальных опросов: личное и телефонное интервью, "раздаточное" анкетирование, почтовый опрос, опрос в Интернет, экспертный опрос. Проблемы мотивации участия в анкетных опросах. Теория социального обмена как теоретическая база мотивации опроса. Основные подходы к повышению уровня мотивации респондентов.

    Этапы и приемы разработки анкеты: составление блоков вопросов, распределение вопросов внутри блоков, распределение блоков, перемещение вопросов между блоками, формулировка связок и фильтров. Оптимальные размеры анкеты, соотношение блоков в анкете. Использование баз данных и редакционных систем при подготовке анкеты.

    Правила оформления анкеты: формат, шрифты, расположение блоков на разворотах, переходы между блоками после фильтров, кодировка, оформление открытых вопросов. Требования к первому вопросу анкеты: простота, нейтральность, отношение к каждому респонденту. Вопросы на оценку ситуации опроса и качества анкеты. Оформление обложки. Требования современных статистических пакетов и систем управления базами данных к кодировке вопросов анкеты.

    Формирование анкет политематических исследований: теоретические возможности соотношения блоков вопросов и выборки в зависимости от типа исследования. Специфика анкетного опроса в кросс-культурных исследованиях. Анкеты в лонгитюдных и панельных исследованиях. Способы предотвращения пропуска вопросов респондентами.

    Банки инструментария социологических исследований, правила обращения к ним. Лицензирование социологического инструментария. Проблема авторских прав и научной этики при использовании чужого инструментария.

    Пилотаж в анкетном опросе: потенциальные респонденты, потенциальные потребители и эксперты

  10. Тема: Планирование и организация выборки >>

    Основные сведения о выборочном методе как способе приближения к идеалу идеальной случайной выборки, основные разновидности выборки; специфика выборочного метода в социологическом исследовании.

    Генеральная и выборочная совокупности. Использование статистических критериев для оценивания надежности статистического вывода. Понятия "единица анализа", "единица отбора", "единица наблюдения", их соотношение. Основные этапы планирования и организации выборки.

    Ошибки отбора и ошибки наблюдения. Типология систематических ошибок выборки, их оценка и способы уменьшения их величины. Факторы, влияющие на величину выборки: сложность гипотез исследования, степень гомогенности/ гетерогенности генеральной совокупности, наличные ресурсы и время проведения исследования. Проблема границ генеральной совокупности; выборка из нечетких генеральных совокупностей.

    Различные способы формирования выборочной совокупности: механическая, квотная, гнездовая. Эвристические методы поиска респондентов в выборках из неопределенной генеральной совокупности: метод "критического номера", метод снежного кома, подбор по квотам из случайных прохожих, метод "фильтра". Первичные и вторичные выборки. Многоуровневая стратифицированная выборка: типологический и случайный отбор. Источники планирования и формирования выборки: статистика, предварительные опросы. Практические приемы работы со статистическими источниками при формировании выборочной совокупности.

    Принципы планирования и организации многоступенчатой выборки. Выборка в панельных и повторных исследованиях. Работа с сетями респондентов.

    Способы контроля качества выборки и ее ремонт. Использование критерия χ² и других статистических критериев для контроля качества выборки. Методы ремонта выборки. Процент возврата анкет в исследованиях различного типа и основные способы его повышения. Проблема "запасных выборок" - допустима ли замена респондентов? Опросы по домовладениям.

    Мировой опыт проведения выборочных обследований. Выборочные опросы в российской (советской) статистике, экономической науке, демографии, этнографии, социологии.

  11. Тема: Подготовка и оформление результатов >>

    Основные ошибки при анализе данных в количественном и качественном исследовании.

    Отчет как вид коммуникации. Специфика отчетов, выполненных по договору и по гранту. Элементы отчета и правила его оформления. Функции каждого из разделов; их адресаты. Краткий и полный отчет, требования к ним. Использование графических и табличных материалов. Последовательность презентации результатов статистического анализа. Типичные ошибки при интерпретации результатов статистического анализа.

    Отчет и академическая публикация – сходство и различия. Основные требования к академической публикации.

  12. Тема: Презентация результатов >>

    Основные функции научных и научно-практических конференций. Подготовительный этап. Письма-приглашения, их форма и сроки рассылки.

    Регламент конференции: доклады, выступления, дискуссия. Презентация доклада как форма коммуникации. Основные принципы построения устного доклада. Иллюстративные материалы. Способы контроля внимания аудитории.

    Роли и ролевые ожидания в процессе конференции. Обязанности председателя, секретаря, рядового участника. Правила оформления протокола заседаний. Оформление результатов конференции. Подготовка и публикация отчета о конференции.