Эксоцман
на главную поиск contacts


Контрольные вопросы

  1. Тема: О предмете стратификационного анализа >>

    1. В чем состоит предмет стратификационного анализа?

    2. Опишите основные характеристики аскриптивного и достигаемого статусов. В чем заключаются основные отличия между этими двумя видами статусов?

    3. В чем состоят преимущества и недостатки многокритериального подхода?

    4. Назовите примеры реальных и статистических групп. Могут ли статистические группы совпадать с реальными группами?

    5. Почему исследователь в ходе конструирования классовых схем оказывает воздействие на процесс конструирования самой реальности? Как это соотносится с известным тезисом о желательности ценностной нейтральности исследователя?

    6. Каким образом группа конструирует свои границы? Какие индикаторы можно использовать для измерения этих границ?

    7. Чем стратификационные ресурсы отличаются от привилегий?

    8. Опишите способы комбинации критериев социальной стратификации. Как конструируются многомерные индексы социального ранга?

    9. В чем состоят ключевые различия между сословиями и кастами, а также между социальными классами и рабством?

    10. Элементы каких стратификационных систем могут быть обнаружены в современной российской иерархии неравенства?

  2. Тема: Формы капитала и типология стратификационных систем >>

    1. Дайте определение понятия капитал. В чем состоят отличия экономического и социологического подходов к определению капитала?

    2. Свойства капитала: ограниченность, накапливаемость, ликвидность и др.

    3. Чем инкорпорированное, институционализированное и объективированное состояния капиталов отличаются друг друга?

    4. Как осуществляется конвертация капиталов?

    5. Опишите все известные Вам формы капитала и способы воспроизводства соответствующих этим формам капитала типов стратификационных систем.

    6. Чем отличаются ресурсный и исторический подходы к выделению типов стратификационных систем?

    7. Чем отличаются формы обмена в разных стратификационных системах, выделенных согласно логике исторического подхода?

    8. Какое отношение к стратификационным исследованиям имеет социальный капитал?

    9. Как может быть операционализирован социальный капитал?

    10. Опишите способы операционализации экономического капитала. Какие методические ограничения возникают у исследователей при измерении экономического капитала?

     

  3. Тема: Неомарксизм и классовый анализ >>

    1. Чем отличаются стратификационные процессы в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах?

    2. Формационный подход к определению неравных социальных групп. Достоинства и недостатки.

    3. Чем, согласно К. Марксу, «класс в себе» отличается от «класса для себя»?

    4. Поясните суждение «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов».

    5. В чем состоит критика подхода К. Маркса?

    6. В чем заключается смысл тезиса о деквалификации Х. Бравермана?

    7. Идеологические, экономические и политические основания социального класса в марксистском поструктуриализме.

    8. Противоречивые классовые позиции. Какие социально-профессиональные группы репрезентируют эти позиции?

    9. Почему в стратификационных исследованиях определения классов играют особо значимую роль? Какие способы определения класса существуют?

    10. Опишите подход неомарксизма (в трактовке Э.О. Райта) к определению программы классового анализа.

  4. Тема: Функциональная школа стратификации >>

    1. В чем заключаются основные принципы функционального стратификационного анализа?

    2. В чем состоит критика функциональной школы стратификации?

    3. Как в исследовании Уорнера осуществлялось конструирование Индекса статусных характеристик? В чем состоят недостатки этого индекса?

    4. Как, согласно функциональному стратификационному анализу, конституируется иерархия неравенства? Почему профессия выбирается в качестве одного из важнейших статусных признаков?

    5. Какие факты относительно стратификации населения обнаружил У.Л. Уорнер при исследовании Янки-Сити? Какие методы использовал Уорнер при изучении социального неравенства?

    6. Каким образом, согласно функционализму, общества с неравной системой распределения благ и привилегий способствуют поддержанию стабильности?

    7. Опишите результаты исследований социальной мобильности, выполненных с использованием методологии функциональной школы.

    8. Опишите результаты исследования Уорнера и его способ классификации социально-профессиональных групп.

    9. Почему Дэвис и Мур считали стратификацию общества функционально необходимой?

    10. Почему функциональная школа стратификации была особенно популярна в США, а не на европейском континенте?

     

  5. Тема: Неовеберианство: класс, статус и партия >>

    1. Почему, согласно М. Веберу, классы по сравнению со статусными группами являются более аморфными социальными образованиями?

    2. Чем отличается веберовская и марксистская трактовки социального класса?

    3. В чем состоит критика веберовской теории стратификации?

    4. Какие факторы, по мнению представителей наффилдской школы, препятствуют включению представителей рабочей аристократии в средний класс?

    5. Поясните тезис Р. Дарендорфа, согласно которому в середине ХХ в. произошла институционализация классового конфликта?

    6. Какие социальные изменения способствовали процессу институционализации классового конфликта?

    7. Рыночные, статусные и классовые позиции. Схемы опреационализации.

    8. Опишите концепцию социального исключения Ф. Паркина. Какие стратегии, согласно Паркину, могут использоваться негативно привилегированными группами?

    9. В чем заключается специфика концепции Дж. Голдторпа? Почему Голдторп в качестве системообразующего признака социальной стратификации выбирает профессию?

    10. Классовый анализ как исследовательская программа (неовеберианский подход).

     

  6. Тема: Государство и социальная стратификация >>

    1. Опишите роль государства (на примере России) в конструировании классовых границ?

    2. В чем заключается специфика государственной власти? В чем заключается сратифицирующая роль государства?

    3. В чем состоит специфика этакратической концепции классообразования? Какой ресурс, является основным в этакратическом обществе?

    4. Опишите модель государства как корпоративного актора.

    5. Дайте определение групп интересов. Чем группы интересов отличаются от партий?

    6. Опишите основные черты авторитарной модели государственного устройства. Можно ли сказать, что в современной России наблюдаются признаки авторитаризма?

    7. В чем состоят особенности тоталитарного государственного устройства?

    8. Какие механизмы давления могут быть применяться негативно привилегированными группами для повышения гражданского статуса и классовой позиции?

    9. Какова роль государства всеобщего благоденствия в трансформации стратификационной иерархии?

    10. Опишите группы неравных граждан в современном российском обществе. В чем состоит специфика их классовой позиции?

  7. Тема: Этносоциальная стратификация >>

    1. Что такое «новая этничность». Для каких целей было введено это понятие?

    2. В чем состоят отличия между объективистским и субъективистским подходами к изучению этнического неравенства?

    3. В чем состояла специфика подхода Ван ден Берга?

    4. Дайте определение этничности, предложенное А. Коэном. На примере какой социальной группы он демонстрирует специфику этничности?

    5. По каким основаниям осуществляется этносоциальная стратификация населения?

    6. Как осуществляется конструирование границ этнической группы? Опишите процессы создания, смещения и диссонанса границ этнической группы.

    7. Каким образом этническая культура может влиять на социальный статус и классовое положение в обществе?

    8. Как определяются этнические меньшинства? В чем заключается специфика их социального статуса?

    9. В чем состоит связь между этничностью и языком? Каким образом язык способствует конституированию границ этнической группы?

    10. По каким каналам осуществляется мобильность этнических групп?

    11. Какие изменения произошли за последние десятилетия, позволившие нивелировать (в относительным выражении) этносоциальное неравенство?

    12. Почему некоторые исследователи отождествляют понятия этнических меньшинств и андеркласса?

  8. Тема: Гендерное неравенство >>

    1. Дайте определение социального пола (гендера)? Чем социальный пол отличается от физического пола? Опишите основные компоненты половой идентичности.

    2. В чем состоит специфика оплачиваемого и неоплачиваемого труда? Каков гендерный аспект этой проблемы?

    3. Каким образом осуществляется законодательное регулирование полового разделения труда? Опишите систему санкций (позитивных и негативных) этой нормотворческой практики.

    4. Каким образом культура воздействует на половое разделение труда?

    5. В чем состоит особенность неовеберианского и неомарксисткого подхода к гендерному неравенству?

    6. Какие социальные институты способствуют воспроизводству гендерного неравенства?

    7. Опишите систему распределения гендерных ролей в домохозяйстве. В чем проявляется неравенство статусов мужчин и женщин в домохозяйстве? Можно ли утверждать, что женщины в рамках домохозяйства имеют более низкий социальный статус?

    8. Какие изменения произошли за последние десятилетия в оценке гендерной стратификации? Какова роль феминисткой теории в этом процессе? Какова роль объективных социально-экономических изменений в этом процессе?

    9. Какова связь между преступностью и гендерным статусом?

    10. Какова роль такого фактора как безопасность в конструировании гендерных статусов?

  9. Тема: Социальный класс и потребление >>

    1. Опишите специфику потребления в традиционном и современном обществах. В чем состоят сходства и различия между этими двумя типами потребительского поведения?

    2. Дайте определение коллективного потребления. Почему потребительские практики стали стратифицирующим фактором только в Новое Время?

    3. Чем «престижное потребление», согласно Т. Веблену, отличается от подставного потребления?

    4. Как формируются потребительские группы и потребительские классы?

    5. Какова роль статусных групп в стратификации населения по потребительским практикам?

    6. Какова роль символов и знаков в стратификации населения?

    7. Какова связь между символами, знаками, мифотворческими практиками и социальной стратификацией?

    8. Почему в теориях «общества среднего класса», «общества потребления» высказывались суждения об исчезновении классового неравенства? Насколько были правомерны эти суждения?

    9. Что такое габитус и символическая власть?

    10. В чем заключается специфика потребительских классов в современном российском обществе? Совпадают ли потребительские и социальные классы?

  10. Тема: Элиты >>

    1. Опишите структурный подход к стратификации элит. Чем он отличается от меритократического подхода?

    2. В чем заключается специфика власти элиты? Опишите основные формы власти.

    3. В чем состоит смысл «железного закона олигархии»?

    4. Как, согласно В. Парето, осуществляется циркуляция элит?

    5. Что, по мнению Х. Ортеги-и-Гассета, произошло с массами в современном обществе? В чем состоит конфликт между массами и элитами?

    6. Поясните суждение: «Позиция класса определяется ее местом в ключевых социальных институтах». Кто является автором данного суждения?

    7. Является ли «новый класс» (М. Джилас, М. Восленский) классом в марксистском понимании данного термина?

    8. Как формируются «группы вето» и как они влияют на механизм принятия решений? Какими ресурсами обладают «группы вето»?

    9. Как формировались политические и экономические элиты в постсоветской России?

    10. С какими проблемами сталкивается современная социология при исследовании элитных групп?

    11. Опишите специфику институционального, сетевого и конструктивистского подходов к выделению элит. В чем состоят достоинства и недостатки этих подходов?

     

  11. Тема: Средние классы >>

    1. В чем специфика марксистского подхода к анализу средних классов?

    2. Чем различаются старый и новый средний классы? Существует ли противоречие между указанными классами? Если «да», то в чем оно проявляется?

    3. Чем отличается среднее (третье) сословие от среднего класса?

    4. Дайте определение сервис-класса. Опишите социальные изменения, способствовавшие возникновению сервис-класса на исторической арене.

    5. Каким образом противоречивые классовые позиции были интегрированы Э.О. Райтом в классовую схему современного капиталистического общества?

    6. В чем состоит принципиальная новация исследования Д. Локвуда, посвященного изучению клерков?

    7. Почему концепция «общества среднего класса» была признана большинством социальных аналитиков, как несостоявшаяся?

    8. В чем специфика формирования среднего класса в современном российском обществе?

    9. Опишите логику конструирования мифов о среднем классе на идеологическом и политическом уровнях.

    10. Опишите алгоритм выделения среднего класса, который был применен в исследовании «Средний класс в России: экономические и социальные стратегии». Можно ли считать классовую схему, принятую в данном исследовании, новаторской? В чем заключаются новации этой схемы? Выявите веберианские и марксистские «корни» этой классовой схемы.

  12. Тема: Нижние социальные слои >>

    1. В чем состоят различия между марксистским и веберианским подходами к изучению рабочего класса?

    2. Каким образом происходил процесс деиндустриализации? Как он влиял на процесс «исчезновения рабочего класса»?

    3. В чем смысл концепции «обуржуазивания рабочего класса»? В каких эмпирических исследованиях был опровергнут тезис об обуржуазивании? Какие факты были обнаружены наффилдской группой в исследовании «Преуспевающий рабочий»?

    4. В чем смысл концепции «пролетаризации среднего класса»? Как эта концепция связана с тезисом о деквалификации?

    5. Опишите основные социологические подходы к изучению бедности. В чем состоят различия между абсолютной и относительной концепциями бедности?

    6. По каким параметрам осуществляется измерение бедности? Какие способы измерения этого феномена Вы знаете?

    7. Дайте определение «работающих бедных»? Являются ли эти социальные группы исключительно российским феноменом?

    8. Что такое социальная эксклюзия? Как соотносится концепция эксклюзии и инклюзии с исследованиями бедности?

    9. В чем состоят отличия между концепциими бедности и андеркласса?

    10. Какова специфика российской бедности? Как измеряются нижние социальные группы в условиях неконсистентности статусов?

  13. Тема: Политическое пространство и классообразование >>

    1. Что такое «классовое голосование» и чем оно отличается от обычного голосования во время выборов?

    2. Что такое политический спектр? Как он связан со стратификационной иерархией?

    3. Дайте определение термину «catch-all-parties». Чем последние отличается от так называемых классовых партий? Какие социальные и политические изменения лежат в основе возникновения феномена массовых партий?

    4. Как конструируется индекс Алфорда и что он измеряет? В чем главное противоречие этого индекса?

    5. Что такое политические установки? С какими проблемами исследователи сталкиваются при их измерении?

    6. В чем состояла основная ошибка «Литэрэри Дайджест» при конструирвоании выборки избирателей?

    7. В чем специфика электорального поведения в современном российском обществе?

    8. Какие факты обнаружил Дж. Эванс исследуя специфику электорального и классового поведения в постсоветском российском обществе?

    9. С каким проблемами сталкиваются социологи и политологи при исследовании так называемого классового голосования?

    10. Как измеряется классовое голосование?

  14. Тема: Дебаты о гибели классового анализа >>

    1. Каким образом система ценностей влияет на стратификационную иерархию?

    2. В чем заключается основная идея концепции постматериалистических ценностей?

    3. Почему именно в начале 1990-х гг. целый ряд исследователей выдвинул тезис о конце классового анализа и гибели классов?

    4. Какова роль новых форм социального расслоения в «гибели социальных классов»?

    5. Насколько обоснованны рассуждения о гибели социальных классов?

    6. Опишите неовеберианскую концепцию «классовый анализ как исследовательская программа». В чем ее специфика и отличие от традиционного классового анализа?

    7. Почему исследователи периодически определяют состояние классового анализа как кризисное?

    8. Что такое «доминирующий критерий стратификации»?

    9. Как он связан с позицией монокритериального подхода?

    10. Имеет ли смысл конструировать одномерные классовые и стратификационные схемы?

  
Форум: