Литература
В списках литературы по данному курсу представлены наиболее значимые по гендерной социологии, исследованиям культуры. В целом они дают достаточно широкое обзорное представление о существующих основных подходах к изучению репрезентаций пола в современной массовой культуре, методологических основаниях и эмпирических исследованиях.
Новизна гендерной проблематики в российских социальных исследованиях делает проблематичным использование какого-то одного учебника по данному курсу. Поэтому приходиться опираться прежде всего на исследовательские работы и хрестоматии, публикации в периодических научных изданиях. значительной части содержательной материала. Источники отбирались таким образом, чтобы максимально полно представить многообразие подходов в гендерным репрезентациям и результатов исследований, посвященных российской специфике культурных репрезентаций пола. Одна из основных особенностей данной учебной программы заключается в том, что большинство источников из основной (обязательной) и значительной части дополнительной литературы содержат электронные адреса, по которым они доступны в сети Интернет в виде полнотекстовых документов. Также используются материалы двух CD «Женщины ХХ века» и «Женский дискурс в литературном пространстве России конца ХХ века».
- Тема: Массовая культура и идеология >>
Основная литература:
- Здравомыслова Е.. Темкина А. Социальное конструирование гендера // Социологический
журнал. 1998. № 3/4 http://www.nir.ru/socio/scipubl/sj/34-zdrav.htm
- Клингер А. Либерализм – Марксизм – Постмодернизм. Феминизм и его
счастливый или несчастный «брак» с различными теоретическими течения 20-го
столетия // Гендерные исследования. 1998. №1
- Усманова А. Гендерная проблематика в теории культуры // Введение в гендерные
исследования. Ч.1.: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков:
ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С.427-465
- Гирц К. Идеология как культурная система
http://nlo.magazine.ru/philosoph/inostr/3.html
- Connell R. Gender and Power. Camridge University Press, 1987
de Lauretis T. Technologies of Gender. Essays on Theory, Film, and Fiction. Macmillan,
1997
Turner G. British Cultural Studies: An Introduction. 2nd edn, London: Routledge.
1996
Дополнительная литература:
- Грамши А. Тюремные тетради. Часть 1. М., 1991
- Дубин Б. После «Cultural Studies»: эстетическое как новый горизонт?
Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и механизмы внутренней динамики
в системе литературы // Новое литературное обозрение. 2002. № 5 http://nlo.magazine.ru/scientist/86.html
- Мангейм К. Идеология и утопия
- Тузиков А. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания»
к анализу дискурса масс медиа. М. 2002
- Тузиков А. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. 2002. №5
- Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социс:
Социологические исследования.2001. №8 Приложение: полные тексты некоторых материалов по курсу
- Бауман З. Законодатели и толкователи: культура как идеология http://nlo.magazine.ru/philosoph/inostr/inostr56.html
- Зорин А. Идеология и семиотика в интерпретации Клиффорда Гирца
http://nlo.magazine.ru/philosoph/sootech/main3.html
- Тема: Репрезентации пола: основные подходы к изучению >>
Основная литература:
- Аристархова И. Ослепляющий взгляд теорий репрезентации // Женщина и визуальные
знаки. Под ред. А. Альчук. М.: Идея-Пресс. 2000. С.187-215 http://www.owl.ru/win/books/visualnie14p.htm
- де Лауретис Т. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации и гендера
// Антология гендерной теории. Составители Е. Гапова, А. Усманова. Минск: Пропилеи.
2000. С.347-373
- Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология
гендерной теории. Составители Е. Гапова, А. Усманова. Минск: Пропилеи. 2000. С. 280-287
- Усманова А. Гендерная проблематика в теории культуры // Введение в гендерные
исследования. Ч.1.: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков:
ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С.427-465
- Hall S. The works of Representation // Representation: Cultural Representations
and Signifying Practices. Ed. By S. Hall. Sage. 1999. P.13-75
Дополнительная литература:
-
Грей Э. Извлекая уроки из опыта: культурные исследования и феминизм // Введение в
гендерные исследования. Ч.II: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной –
Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 671-695
- де Лауретис Т. Американский Фрейд // Гендерные исследования. 1998.
№1
- Тартаковсая И. «Сильная женщина плачет у окна»: Гендерые репрезентации
в советской и постсоветской массовой культуре // Аспекты социальной теории и современного
общества. Под ред. С. Кухтерина и А. Согомонова, М.: Изд-во «Институт социологии
РАН», 2000. С. 155 – 176
- Тартаковская И. Мужчина и женщина на страницах современных российских
газет: дискурсивный анализ// Рубеж (альманах социальных исследований) . N 15. (Декабрь
2000) http://ecsocman.hse.ru/db/msg/10644;
или http://www.socnet.narod.ru/Rubez/15/TARTAK.zip
- Ярская-Смирнова Е. Социокультурная репрезентация гендерных отношений
// Социокультурный анализ гендерных отношений. Саратов: изд-во Саратовского гос.
Ун-та. 1998
Ярская-Смирнова Е. Феминистская кинокритика // Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных
исследований. М., 2001. С. 72-93
- Neale S. Masculinity as Spectacle // Screen. 1983.Vol.24 No. 6. P.2-16
- Дашкова Т. Сюрпризы репрезентации или хвост виляет собакой (опыт анализа
неудачного фильма 1935 года)
http://nlo.magazine.ru/artist/dudec/dudec32.html
- Туровская М. Женщина и кино // Искусство кино, 1991, № 6. С. 131-137. Приложение: полные тексты некоторых материалов по курсу
- Тема: Технологии медиа производства гендера, специфика жанров >>
Основная литература:
-
Дворкин А. Порнография. Мужчины обладают женщинами // Антология гендерной теории.
Составители Е. Гапова, А. Усманова. Минск: Пропилеи. 2000. С.
-
Кирилина А. Гендерные аспекты массовой коммуникации // Гендер как интрига познания.
М.: «Рудомино». 2000. С. 47-81
-
Максимова Т. Женские романы и журналы на фоне постмодернистского пейзажа, или «каждая
маленькая девочка мечтает о большой любви» // Потолок пола. Новосибирск: Новосибирский
государственный университет, 1998. С. 47-90
-
Усманова А. Гендерная проблематика в теории культуры // Введение в гендерные исследования.
Ч.1.: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.:
Алетейя, 2001. С.427-465
-
Gledhill C. Genre and Gender: The Case of Soap Opera // Representation: Cultural
Representations and Signifying Practices. Ed. By S. Hall. Sage. 1999. P.337-387
-
Davis L., Mules W., Thwaites T. Tools for Cultural Studies. An Introdction. Macmillan
Publishers. 1999. P. 88-104
Дополнительная литература:
-
Ходоров Н. Психодинамика семьи // Хрестоматия феминистских текстов. Под ред. А. Темкиной
и Е. Здравомысловой. Изд-во «Дмитрий Буланин». С-Петербург.2000. С. 140-166
-
Benjamin J. Master and slave: The fantasy of erotic domination // Desire: The politics
of sexuality. A. Snitow, C. Stansell, S. Thompson (eds.), 1984. P. 293-308
-
Brundson C. Writing about Soap Opera // Television Mythologies. L. Masterman (ed.).
London: Comedia/MK Press. 1984
-
MacKinnon C. Only Wоrds. London: HarperCollins, 1994
-
Ларсен С. Мелодрама, мужественность и национальность: сталинское прошлое на постсоветском
экране // О муже(N)ственности. Под ред. С. Ушакина. М.: НЛО. 2002. С.630-664
http://nlo.magazine.ru/artist/jrec/main52.html
-
Уильямс Л. Жесткое порно Власть, удовольствие и «неистовство визуального» http://nlo.magazine.ru/artist/dudec/dudec43.html
Самутина Н. Музыкальный видеоклип: поэзия сегодня: http://nlo.magazine.ru/artist/dudec/dudec31.html
Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М., Преображение,
1996. С.88-117 Приложение:
полные тексты некоторых материалов по курсу
-
Забадыкина Е. Сексизм в средствах массовой информации // Все люди сестры. Бюллетень
/ ПЦГИ. СПб, 1994. № 3 С. 20-27. Приложение:
полные тексты некоторых материалов по курсу
-
Гурова, Масяня
- Тема: Глянцевые журналы: издания для «настоящих» мужчин и современных женщин >>
Основная литература:
-
Ванштейн О. Улыбка чеширского кота: взгляд на российскую модницу // Женщина и визуальные
знаки. Под ред. А. Альчук. М.: Идея-Пресс. 2000. С.30-43
-
Дашкова Т. Идеология в лицах. Формирование визуального канона в советских журналах
1920-х – 30-х годов // Культура и власть в условиях коммуникативной революции
ХХ века. Форум немецких и российских исследователей. Под ред. К. Аймермахера, Г.
Бордюгова и И. Гарбовского. М.: «АИРО-ХХ». 2002. С. 103-128
-
Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х
годов// Логос . N 11-12. (2003)
Дашкова Т. Трансформация женских образов на страницах советских журналов 1920-1930-х
годов [рук-сь]. Приложение:
полные тексты некоторых материалов по курсу
-
Кирилина А. Гендерные аспекты массовой коммуникации // Гендер как интрига познания.
М.: «Рудомино». 2000. С. 47-81
-
Максимова Т. Женские романы и журналы на фоне постмодернистского пейзажа, или «каждая
маленькая девочка мечтает о большой любви» // Потолок пола. Новосибирск: Новосибирский
государственный университет, 1998. С. 47-90
-
Ушакин С. Видимость мужественности // О муже(N)ственности. Под ред. С. Ушакина. М.:
НЛО. 2002. С.479-505
-
Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции
по созданию // Социологические исследования, 2003, № 2 Приложение:
полные тексты некоторых материалов по курсу
Дополнительная литература:
- Ажгихина Н. «Железная леди» или Баба Яга? «Женская тема»
в современной российской прессе // Материалы Первой Российской летней школы по женским
и гендерным исследованиям «ВАЛДАЙ-96». - М.: МЦГИ, 1997. СС. 43-46.Приложение:
полные тексты некоторых материалов по курсу
-
Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Женщины: свобода слова
и творчества: сборник статей. - М.: Эслан, 2001. - 200 с. СС. 5-22.Приложение:
полные тексты некоторых материалов по курсу
-
Боренстейн Э. Эх, «Андрюша», нам ли быть в печали…Национализм современных
«мужских журналов» // О муже(N)ственности. Под ред. С. Ушакина. М.: НЛО.
2002. С.360-378
http://nlo.magazine.ru/dog/tual/main41.html
-
Гусева Ю. Динамика репрезентации образа женщины-политика в женских журналах // Гендерные
исследованя и гендерное образование в высшей школе. Ч. 1. - Иваново, 2002. СС. 115-119.
-
Кон И. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в
гендерные исследования. Ч.1.: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной –
Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 562-606
http://sexology.narod.ru/publ018_4.html
-
Назаров М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа практика
и исследований. М.: «Эдиториал УРСС». 2002
-
Система средств массовой информации в России. М., 2003
-
Тартаковская И. Мужчина и женщина на страницах современных российских газет: дискурсивный
анализ // Рубеж. 2000. №5. С.168-241
http://ecsocman.hse.ru/db/msg/10644;
http://www.socnet.narod.ru/Rubez/15/TARTAK.zip
-
Юрчак А. Мужская экономика: «не до глупостей, когда карьеру куешь» // О
муже(N)ственности. Ред. С. Ушакин. М. 2002. С. 245-268 http://nlo.magazine.ru/dog/gent/gent64.html
-
Nixon S. Exhibiting Masculinity // Representation: Cultural Representations and Signifying
Practices. Ed. By S. Hall. Sage. 1999. P.291-337
-
Black J., Whitney F. Introducation to Mass Communication. WCB Pulishers. 1998
- Тема: «Мыльные оперы»: мужские и женские сериалы на ТВ >>
Основная литература:
-
Полуэхтова И. «Доходное мыло» // Искусство кино. 2001. №4. http://old.kinoart.ru/2001/4/1.html
-
Цыркун Н. Незамыленный взгляд на «мыло» // Искусство кино. 1999. №5.
http://old.kinoart.ru/1999/5/20.html
-
Акопов А. Сериал как национальная идея // Искусство кино. 2000. №2 http://old.kinoart.ru/2000/2/1.html
-
Чередниченко Т. «Санта-Барбара» как универсальный хронотоп // Искусство
кино. 1999. №2
-
Gledhill C. Genre and Gender: The Case of Soap Opera // Representation: Cultural
Representations and Signifying Practices. Ed. By S. Hall. Sage. 1999. P.337-387
-
Davis L., Mules W., Thwaites T. Tools for Cultural Studies. An Introdction. Macmillan
Publishers. 1999. P. 88-104
Дополнительная литература:
-
Зверева Г. «Работа для мужчин».Чеченская война в массовом кино России //
Неприкосновенный запас. 2002. №6 (26)
-
Новикова И. Репрезентации мужественности и войны в советских и российских кинофильмах
// Гендерные исследования. ХЦГИ. 2001. №6 или
-
Усманова А. Кино и немцы: гендерный субъект и идеологический «запрос»
в фильмах военного времени // Гендерные исследования. ХЦГИ. 2001. №6
http://www.gender.univer.kharkov.ua/RUSSIAN/PDF/16.pdf
-
Пономарева Г. Женщина как «граница» в произведениях Александры Марининой
// Пол гендер культура (немецкие и русские исследования). - М., 1999. СС. 181-191.
-
Романов П. По-братски: мужественность в постсоветском кино // О муже(N)ственности.
Под ред. С. Ушакина. М.: НЛО. 2002. С.609-630 http://nlo.magazine.ru/artist/dudec/main25.html
-
Саркисова О. Скажи мне кто твой враг… Чеченская война в российском кино //
Неприкосновенный запас. 2002. №6 (26) http://nlo.magazine.ru/artist/jrec/jrec67.html
-
Трофимова Е. Феномен детективных романов Александры Марининой в культуре современной
России // Творчество Александры Марининой как отражение современной российской ментальности.:
Сборник статей. Под ред. Е. И. Трофимовой. - М.: ИНИОН РАН, 2002. - 192 с. СС. 19-35. Приложение: полные тексты некоторых материалов по курсу
-
Фомин С. «Простые истины», или Особенности национальной драматургии //
Искусство кино. 2000. №2
http://old.kinoart.ru/2000/2/4.html
-
Чередниченко Т. Россия 90-х: в слоганах, рейтингах, имиджах. Актуальный лексикон
культуры. М.: НЛО. 1999
-
Ярская-Смирнова Е. Мужчины и женщины в стране глухих // Одежда для Адама и Евы: Очерки
гендерных исследований. М., 2001. С. 221-236
http://www.socio-samara.ru/Socio.nsf/bbde0bf8ccc1d595c425666700323550/1e697cfcaa155079c4256741003a8c1b?OpenDocument
- Тема: Рекламные технологии производства гендера >>
Основная литература:
-
Альчук А. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе // Гендерные исследования.
ХЦГИ. 1998. №1. Приложение:
полные тексты некоторых материалов по курсу
-
Левинсон А. Женщина как цель и средство в отечественной рекламе // Женщина и визуальные
знаки. Под ред. А. Альчук. М.: Идея-Пресс. 2000. С.43-65
-
Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы…и литература (Вступление)+
http://nlo.magazine.ru/scientist/48.html
-
Туркина О. Пип-шоу (идиоадаптация образа женщины в российской рекламе) // Женщина
и визуальные знаки. Под ред. А. Альчук. М.: Идея-Пресс. 2000. С. 78-87 http://www.owl.ru/win/books/visualnie7p.htm
-
Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине. Идеологическая работа российской
телевизионной рекламы // Семья, гендер, культура. Под ред. В. Тишкова. М.: Ин-т этнологии
антропологии РАН. 1998
Дополнительная литература:
-
Аристов В. Советская «матриархаика» и современные гендерные образы // Женщина
и визуальные знаки. Под ред. А. Альчук. М.: Идея-пресс. 2000. С. 3-19 http://www.owl.ru/win/books/visualnie2p.htm
-
Грошев И. Образ женщины в рекламе // Женщина. Гендер. Коммуникация. М. 1999. С. 331-343
-
Грошев И. Технологии гендера рекламныхдискурсивных практик
-
Грошев И. Рекламные технологии гендера // ОНС. 2000. №4. С. 172-187 http://ecsocman.hse.ru/ons/msg/147833
-
Кравченко Е. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу (социологические мозаики Эрвина
Гоффмана) // Социс: Социологические исследования. 1993. №2
-
Шабурова О. Мужик не суетится, или Пиво с характером // О муже(N)ственности. Под
ред. С. Ушакина. М.: НЛО. 2002. С.532-556
http://nlo.magazine.ru/artist/dudec/main26.html
-
Юрчак А. По следам женского образа // Женщина и визуальные знаки. Под ред. А. Альчук.
М.: Идея-Пресс. 2000. С.65-78
- Тема: Семейно-бытовые ток-шоу >>
Основная литература:
-
Матизен В. Большое мень-шоу // Искусство кино. 1997.№5 http://old.kinoart.ru/1997/5/2.html
-
Чередниченко Т. Россия 90-х: в слоганах, рейтингах, имиджах. Актуальный лексикон культуры. М.: НЛО. 1999
-
Чередниченко Т. Толкование с раздеваниями // Искусство кино. 1998. №5 http://old.kinoart.ru/1998/5/24.html
Дополнительная литература:
-
Ризаева Е. Феминизм по-русски // Искусство кино. 1997. №5 http://old.kinoart.ru/1997/5/7.html
| |
Материалы по всему курсу:
|
|