Эксоцман
на главную поиск contacts


Сведения о курсе

Кому читается: 2 курс, социологи

Когда читается: весенний семестр 2005-2006 уч.г.

Количество лекций (часы): 14

Количество семинаров (часы): 18

Формы контроля:

Зачет выставляется студенту по совокупности работы в течение спецкурса: 40% оценки составит активное участие в семинарских занятиях, 60% - итоговая самостоятельная работа по одной из выбранных тем.

Эссе представляет собой письменную работу (объем 10-12 с., 12 кегль, 1,5 интервал). В ней студент должен продемонстрировать знание основных теоретических подходов к изучению генедра, гендерных репрезентаций и способность к эмпирическому анализу гендерных образцов и способов их конструирования в СМИ. Для этого студенту необходимо обосновать актуальность выбранной им темы, описать и аргументировать выбор определенного теоретико-методологического фрейма исследования, представить собственный анализ, выбранного им предмета изучения, проинтерпретировать результаты исследования, вписать их в более широкую теоретическую перспективу.

Работа будет оценена положительно, если студент продемонстрирует знание теоретического материала курса; способность корректно оперировать основными понятиями и логично представлять исследовательскую проблему, проявит навыки самостоятельной исследовательской работы. В противном случае, особенно в случае плагиата (использования реферативных и других текстов из Интернета без соответствующей ссылки), работа будет оцениваться как неудовлетворительная.



Цель курса:

показать студентам способы конструирования российских моделей «настоящей» мужественности и женственности как основных концептов гендерной системы современного российского общества и охарактеризовать возможности критического анализа гендерных стереотипов (вос)производимых медиа дискурсом.



Примечания:

Символическое измерение моделей гендерных отношений - актуальная и практически неисследованная область гендерных исследований в современной России.

В настоящее время уже имеется значительный массив сследовательской литературы, посвященной изучению гендерных аспектов сфер жизни социума (экономики, политики, образования и т.д.), что позволяет говорить о формировании новых, гендерно-чувствительных областях социального знания. Однако, несмотря на обширную эмпирическую базу, созданную исследователями за последние годы, одним из актуальных вопросов остается проблема адекватного перевода и адаптации западных теоретических подходов и понятийного аппарата к российскому (советскому и постсоветскому контексту).

В этом же ряду стоит проблема теоретического осмысления и эмпирического изучения символического измерения гендерного порядка, анализа гендерных репрезентаций мужественности и женственности, реконструкция политик репрезентации, определяющих способы и содержание представления гендерных образцов.

Поэтому ответы на вопросы, каков репертуар образов мужественности и женственности, тиражируемый в СМИ, каким образом, посредством каких дискурсивных механизмов происходит формирование и репрезентация нормативных моделей мужественности и женственности, позволят понять не только специфику российской гендерной культуры, но и специфику становящегося гендерного порядка, его идеологию, символическое выражение в современном медиа дискурсе.

В современном обществе рост значения средств массовой информации связан с их глубинным и разнообразным воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа создают и распространяют знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым участвуют в процессе формирования социальной реальности. Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы.

Трансформация гендерного порядка, возникновение новых образцов мужественности и женственности, создание нового гендерного символизма находят свое выражение в первую очередь в появлении в поле российских СМИ гендерно-ориентированных медиа продуктов, адресованных представителям разных полов и разных гендерных групп. В структуре современного российского медиа дискурса выделяются гендерно-ориентированные сегменты. СМИ, ориентированные на мужскую/женскую аудиторию становятся одним из основных агентов социализации подростков, наряду с семьей, школой и группами сверстников.

Специфика гендерно-ориентированных медиа ресурсов состоит в том, что в них («мужских» и «женских» журналах, телесериалах, рекламе и проч.) происходит формирование и (ре)презентация принципиально нового, по сравнению с советским обществом, образа нормативной мужественности и женственности.

Таким образом, актуальность и необходимость данного спецкурса связана с возрастанием роли гендерно-ориентированных СМИ в контексте дискурсивной трансформации гендерного порядка современного российского общества. Необходимость разработки и включения такого курса в образовательную практику российской высшей школы обусловлена недостатком знаний студентов гуманитарных специальностей в области гендерных исследований и относительно специфики форм представлений пола в культуре.

Предметом данного спецкурса являются репрезентации пола в постсоветской гендерной культуре. Фокус рассмотрения направлен на анализ специфики представлений о нормативных образцах маскулинностии и фемининности, которые продуцируются современными российскими СМИ.

В задачи спецкурса входит ознакомление слушателей с актуальными проблемами и достижениями современных гендерных исследований в области изучения медиа репрезентаций пола. При этом предполагается:

  • дать представление о разнообразии аналитических стратегий современной гендерной теории, их методологических особенностях и ограничениях;
  • раскрыть содержание и способы создания нормативных образцов мужественности и женственности в СМИ;
  • рассмотреть специфику конструирования и тенденции трансформации концептов маскулинности и фемининности в современном российском медиа дискурсе;
  • выработать навыки самостоятельной работы по реконструкции и анализу гендерных стереотипов, тиражируемых СМИ.

Место спецкурса в системе социогуманитарного образования. Спецкурс предназначен для студентов старших курсов в рамках подготовк по специальностям «социология», «культурология», «связи с общественностью», «журналистика» и др. Он предполагает изложение современной феминистской критики, связанной с исследованиями вербальной, визуальной и аудиовизуальной коммуникации. В то же время спецкурс ориентирован на дополнение и расширение знаний, полученных слушателями в рамках основных курсов - социологии культуры, гендерной социологии. Он может включаться в учебный процесс в качестве курса по специализации или курса по выбору студентов.

В структуре курса и методах его преподавания особое внимание уделяется выработке у студентов теоретических установок и практических навыков анализа гендерных стереотипов. Наряду с этим предусматривается ознакомление студентов с определенным объемом специальной научной литературы, необходимой для более адекватного понимания лекционного курса. Предлагаемый вариант спецкурса является модульным, он может быть адаптирован к специфике аудитории и требованиям конкретного вуза.



  
Форум: