Эксоцман
на главную поиск contacts


Контрольные вопросы

MS Word Document
сохранить
[127 КБ]
  1. Тема: «Нас возвышающий обман» (проблема культуры в классической социальной мысли)  >>

    • В чем заключается двойственная роль идей в организации общества?
    • Что такое «социальное» и что такое «культурное»?
    • В чем заключается наиболее общее значение понятия «культура»?
    • Роль классиков социологии в проблематизации культуры.
    • Что такое диверсификация?

  2. Тема: От обыденного к абстрактному (история понятия "культура" и особенности его современного бытования, основные концепции культуры) >>

    • Что такое культура как подсистема социальной деятельности?
    • Что такое теоретический дискурс?
    • Что означают понятия теоретизации и операционализации?
    • Основные этапы истории понятия «культура».
    • Основные общеупотребимые значения понятия «культура».

  3. Тема: От абстракции к науке (основные концепции культуры) >>

    • В чем заключается специфическая роль концепций в социальном познании?
    • Когда и почему сложилась классическая концепция культуры?
    • В чем особенности дескриптивной концепции культуры?
    • В чем особенности символической концепции культуры?
    • Что такое «насыщенное описание»?
    • В чем особенности структурной концепции культуры?

  4. Тема: Что такое «культурный поворот» в социальных науках? >>

    • Чем отличаются традиционная и современная структуры социологического знания?
    • Что такое «культурный поворот» в социальных науках?
    • Примеры лингвистических проблем и коммуникативная ситуации в академии.
    • В чем заключалась проблематика символизма до «культурного поворота»?

  5. Тема: Блеск и нищета “надстройки” (марксизм) >>

    • В чем заключаются основания классического марксизма применительно к проблематике культуры?
    • Каковы общие особенности европейской традиции исследований духовной жизни?
    • Приведите примеры разнообразия «неомарксизмов».
    • Что включать в социальное бытие (к вопросу об автономности «надстройки»)?
    • Волошинов и философия языка.

  6. Тема: Общество неврастении (психоанализ) >>

    • Что такое теоретический редукционизм?
    • В чем заключается роль Фрейда как теоретика культуры?
    • Пути пересечения фрейдизма и марксизма.

  7. Тема: Нормы и роли (функционализм) >>

    • В чем заключаются антропологические истоки функционализма?
    • Перечислите основные категории функционализма, важные с точки зрения исследования культуры
    • Особенности развития англосаксонского функционализма на стыке социологии и антропологии.
    • Развитие междисциплинарных связей «после К.Гирца».

  8. Тема: Антигуманизм во имя человека (герменевтические концепции и структурализм).  >>

    • Раскройте соотношение понятий «культура» и «текст».
    • Проанализируйте тезис о «смерти философии культуры» в контексте развития структуралистского социокультурного анализа.
    • Что такое герменевтика и в чем ее сходство и отличие относительно структуралистских методов?

  9. Тема: Дискурс власти и власть дискурса (постструктурализм и феминизм) >>

    • Раскройте концепции археологии знания и деконструкции.
    • Что такое множественность полей власти?
    • Раскройте соотношение языка и символической власти согласно теории Бурдье.
    • В чем состоят основные принципы метода деконструкции Деррида?
    • Что такое «культурное производство»?

  10. Тема: Метафизика духовности (советский марксизм) >>

    • В чем заключается проблематика базиса и надстройки в варианте советского марксизма?
    • Поясните сущность трех направлений теоретических исследований культуры в советском марксизме.
    • В чем заключаются сходство и отличие советской марксистской концепции духовного производства и концепции производства культурно/символического (Бурдье)?

  11. Тема: Почему невозможна культурология (проблема сферы культурных исследований) >>

    • Как появилась отечественная культурология?
    • В чем заключается идея междисциплинарности?
    • Как складывалась традиция культурных исследований на Западе?
    • Какова роль социологии в развитии культурных исследований?

  12. Тема: Сегодня не наступит никогда? (модерн и постмодерн) >>

    • Что такое модерн как социокультурная эпоха?
    • В чем заключаются основные аспекты постмодернизации развитых обществ Запада?
    • В чем основания критики теорий постмодерна?
    • Что такое метанарратив?
    • В чем состоит основной «драйв» модерна?

  13. Тема: Манипуляторы и манипулируемые (идеология и современная культура) >>

    • Раскройте значение феномена идеологии применительно к становлению модерной науки.
    • Как социальная наука изучает массовое общество и культуру?
    • Чем отличаются идеологии политические и идейная сфера как культурное производство?

  14. Тема: Самая большая роскошь (культура и медиа) >>

    • Что такое коммодификация?
    • Раскройте положение М.Маклюэна «средство сообщения и есть само сообщение».
    • Как соотносятся творчество и менеджмент?
    • Как соотносятся логика гетерономии и автономии в художественной деятельности (П.Бурдье)?

  15. Тема: Ценность различия (класс, этничность, гендер)  >>

    • Раскройте значение социологической категории «различие».
    • Каковы новые (позднесовременные) структурные различия, влияющие на состояние социальной структуры?
    • Что такое стиль?
    • Что такое мультикультурализм?

  16. Тема: Почему особость не вполне особенна (к проблеме национальной культуры) >>

    • Что такое «глокализация»?
    • Как соотносятся глобализация, партикуляризация и индивидуализация?
    • Что такое национальная идентичность?
    • Как изменения культурного рынка соотносятся с изменениями в структуре потребностей?

  
Материалы по всему курсу:
  • Задания к семинарам
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • План лекций