Контрольные вопросы
- Тема: Социальные и интеллектуальные предпосылки возникновения гендерных исследований как нового типа гуманитарного знания >>
-
Каковы основные социокультурные механизмы построения гендерной асимметрии?
-
Каковы основные представления о мужских и женских ролях (началах) в социологии половых ролей?
-
Как описывают причину дискриминации женщин и пути ее преодоления различные направления феминизма: либеральное, социалистическое, радикальное, психоаналитическое и постмодернистское?
-
Чем гендерные исследования отличаются от женских исследований?
-
В чем различия между биодетерминизмом и гендерной теорией?
-
Предопределена ли гендерная асимметрия биологически или она возникает вследствие социальных условий?
-
Как Вы понимаете знаменитый афоризм Симоны де Бовуар: "Женщиной не рождаются, женщиной становятся"?
-
Каково Ваше отношение к словам З. Фрейда: "Анатомия - это судьба…".
- Опишите основные этапы развития гендерных исследований на Западе.
- Тема: Основные концептуальные подходы в гендерной теории >>
-
Чем отличаются понятия "гендер" и "пол"?
-
Какую содержательную нагрузку несут на себе гендерные (т.е. социально сконструированные ) различия по отношению к биологическим?
-
Чем, по Парсонсу, определяется социальный статус мужчины и его социальная роль в семье и чем определяется социальный статус женщины ?
-
Каковы гендерные роли женщин и мужчин в нашей стране? Совпадают ли они с парсоновским делением на инструментальные мужские и экспрессивные женские?
-
Каким образом Кэндес Уэст и Дон Зиммерманн определяют основные различия между полом, категорией пола и гендером?
-
Каковы теоретические концепции, лежащие в основе теории социального конструирования гендера?
-
Какой смысл Э.Гоффман вкладывает в понятие «гендерный дисплей»?
-
Какие средства используются для выражения гендерной принадлежности в ходе коммуникации?
-
В чем состоял смысл стратегии «тайного ученичества», которую Г.Гарфинкель описывает в «случае Агнес»? Почему для Агнес было проблемой рутинизировать свои повседневные действия по поддержанию собственной гендерной идентичности?
-
Какие ресурсы используются для утверждения и поддержания гендерных различий?
-
Каким образом происходит усвоение гендерной идентичности в детском возрасте? В чем сходство задач, стоящих перед детьми 4-5 лет с проблемами, которые пыталась разрешить Агнес?
-
Каким образом создание гендера придает статус нормальности и естественности социальным отношениям? Как связаны между собой «создание гендера» и социальный контроль? Приведите примеры проявлений подобного социального контроля.
-
В чем состоят различия между понятиями "гендерный уклад", "гендерная культура" и "гендерная система?"
-
Как взаимосвязаны между собой культура, институты и социальное действие в гендерном укладе?
-
На каких методологических основаниях построена классификация гендерных укладов Пфау-Эффингер?
-
Назовите пути модернизации гендерного уклада и опишите их основные особенности
-
Оцените аналитические возможности использования теоретической модели гендерного уклада для современной России.
-
В чем Вы видите основные особенности формирования и развития российской гендерной системы?
-
Что такое "гендерный контракт"? На каких основаниях складывались базовые типы гендерного контракта в советской России?
-
Что такое "легитимный контракт", "антилегитимный контракт", "теневой контракт"?
-
Опишите основные тенденции в трансформации легитимного и антилегитимного гендерного контракта в постсоветское время.
- В чем состоят особенности новых типов маскулинности, возникших в постсоветское время?
- Тема: Гендер и социальная стратификация >>
-
Как соотносятся между собой понятия «гендерная дифференциация» и «гендерная стратификация»?
-
Каковы ключевые основания формирования гендерной дифференциации?
-
Каково значение социокультурного конструирования гендерных ролей в формировании гендерной стратификации?
-
В чем состоял вклад Маргарет Мид в понимание гендерной стратификации?
-
Разделение труда по признаку пола как основа формирования подсистемы гендерной стратификации
-
Охарактеризуйте три современных преобразования гендера и стратификации в концепция гендерной стратификации Микаэля Манна.
-
Какой механизм лежит в основе формирования статусной иерархии и гендерного социального неравенства в концепции Кристин Дельфи и Дианы Леонард?
-
В чем основные отличия методологического подхода к анализу гендерной стратификации, предложенного М.Манном от концепции гендерной стратификации Кристин Дельфи и Дианы Леонард?
-
Как связаны между собой различные основания социальной стратификации (включая пол) в традиционных сообществах (М.Макинтош)?
-
Каким образом формируется гендерная стратификация на уровне домохозяйства? Какова роль дифференциации домашнего труда в этом процессе?
-
Каким образом домашний труд воспроизводит гендерные статусы мужа и жены?
-
Каковы основные функции гендерных стереотипов? Какие из этих функций являются наиболее важными?
-
Что понимается под «скрытым учебным планом»? Какими средствами могут транслироваться гендерные стереотипы в рамках «скрытого учебного плана»?
-
Существует ли дискриминация мальчиков и девочек в рамках средней школы? Если да, то в каких формах, и против кого она направлена?
- Что понимается под нормой успешности для мужчин? Существует ли аналог этой нормы для женщин?
- Тема: Положение мужчин и женщин в экономике: подход с позиций марксизма, неомарксизма, радикального и социалистического феминизма >>
- В чем, по мнению классиков марксизма, состояли основные причины подчиненного положения женщин?
-
Какие пути преодоления этой подчиненности были предложены в рамках классического марксистского подхода?
-
В чем причина отрицательного отношения основателей марксизма к женскому освободительному движению?
-
По каким основаниям классический марксистский подход к объяснению подчиненного положения женщин критикуется с позиций феминизма?
-
Какие позиции марксизма неприемлемы для феминисток?
-
В чем состоят основные особенности концепции «семейного способа производства», предложенной Кристин Дельфи? В чем Вы видите основные слабости этой концепции?
-
Каким образом описывается механизм воспроизводства патриархатных отношений в современной капиталистической экономике с позиции теории двух систем?
-
Какие теоретические источники лежат в основе «теории двух систем»?
-
В чем Хайди Хартманн видит функциональную связь между системами капитализма и патриархата?
- Сформулируйте основные критические замечания, которые могут быть высказаны в адрес этого подхода.
- Тема: Анализ положения мужчин и женщин в экономике с позиций неоклассического подхода >>
-
Какие поведенческие постулаты модели «экономического человека» являются основным объектом критики со стороны представительниц феминизма.
-
В чем, по Беккеру, состоит гендерная асимметрия в накоплении человеческого капитала в браке?
-
В какие виды издержек эта асимметрия трансформируется в случае развода для женщин? А для мужчин?
-
Какие модели поведения позволяют минимизировать возможные издержки от асимметричного накопления человеческого капитала в браке? Дайте краткую характеристику отдельно для мужчин и для женщин.
-
Опишите основные модели внутрисемейного распределения доходов. Можно ли считать эти модели гендерно-нейтральными или нет?
-
В чем состоит феминистская критика в адрес неоклассических моделей внутрисемейного распределения доходов, предложенных Г.Беккером?
-
Как связаны между собой материальное благосостояние семьи и число детей? Каким образом эта взаимосвязь интерпретируется с позиций неоклассического подхода?
-
Как связаны между собой количество и “качество” детей в семье? Как изменяется объем инвестиций в ребенка в зависимости от численности детей?
- Существуют ли противоречия между неоклассическими моделями репродуктивного поведения и эмпирическими данными? Дайте свою интерпретацию причины этих противоречий.
- Тема: Институциональный подход к исследованию положения мужчин и женщин в экономике >>
-
В чем состояла эволюция экономической роли женщин в истории по Торстейну Веблену?
-
Опишите концепцию демонстративного потребления и ее гендерный аспект. Каким образом гендерные роли женщин связаны с подтверждением социального статуса мужчины?
-
Дайте характеристику брака и семья как институциональных структур.
-
Каковы функции брак по Роберту Поллаку?
-
В чем состоят основные особенности института брака?
-
Как институционалисты объясняют экономический смысл заключения брака с учетом возможного оппортунистического поведения партнеров?
-
Возможно ли применение понятия «морального риска» к анализу брачных и гендерных отношений? Приведите примеры.
-
Какие особенности позволяют интерпретировать брак как имплицитный («отношенческий») контракт?
-
Какова роль социальных институтов (государство, церковь, комьюнити) в толковании условий брака как имплицитного контракта?
-
Чем определяется «переговорная сила» супругов в реализации подобных контрактов?
- Каким образом может быть интерпретировано домашнее насилие с позиций институционального подхода?
- Тема: Гендерные аспекты инвестиций в человеческий капитал >>
-
В чем состоят различия в инвестициях мужчин и женщин в человеческий капитал? Каким образом эти различия влияют на гендерное разделение труда на микро- и макроуровнях?
-
В чем состоят отличительные особенности «домашнего человеческого капитала» по сравнению с «рыночным»?
-
Дайте описание брачного рынка в модели Г.Беккера.
-
Какие функции выполняет брачный рынок?
-
Что такое «выбор по сходству» и «выбор по различию»? В каких случаях действуют эти модели выбора брачного партнера?
-
Каковы функции приданного и выкупа за невесту в функционировании брачного рынка?
-
Каким образом происходит процесс «сортировки» мужчин и женщин на брачном рынке? Можно ли говорить о том, что на брачном рынке присутствуют рыночные сигналы, обеспечивающие эффективность подобной сортировки? Если да, то в чем они могут выражаться?
-
Какие факторы, по Г.Беккеру, принимается во внимание супругами при решении о расторжении брака?
-
Как связаны между собой продолжительность брака и вероятность решения о разводе? Чем это объясняется в модели Г.Беккера?
-
Насколько выводы, полученные на данной модели, соотносятся с эмпирическими данными? Чем Вы можете объяснить противоречия между теоретической моделью и эмпирическими данными?
-
Как связаны между собой вероятность развода, уровень образования и величина индивидуальных доходов супругов.
- Считаете ли Вы, что в современных условиях девушки при выборе брачного партнера ориентируются в основном на критерий дохода? А на какие критерии ориентируются в таком случае юноши? Приведите аргументы в защиту Вашей точки зрения.
- Тема: Женщины и мужчины в сфере занятости и на рынке труда >>
-
Опишите основные тенденции в занятости мужчин и женщин в ХХ веке.
-
Охарактеризуйте различия в повозрастных показателях занятости между мужчинами и женщинами и дайте их интерпретацию.
-
Чем можно объяснить сближение профилей занятости мужчин и женщин в последней четверти ХХ века?
-
Как связаны между собой жизненный цикл семьи и возрастная динамика занятости мужчин и женщин?
-
Дайте общую характеристику особенностей занятости мужчин и женщин в России в советский и постсоветский период.
-
Каковы основные сдвиги в отраслевой и профессиональной структуре занятости мужчин и женщин, произошедшие за последние 15 лет? Чем они могут быть объяснены?
-
Опишите динамику показателей безработицы среди мужчин и женщин за последние 15 лет. Существуют ли отличия в показателях безработицы между полами? Если да, то в чем они состоят и чем это можно объяснить?
- Дайте сравнительную характеристику мужского и женского предпринимательства в России.
- Тема: Профессиональная карьера, лидерство, предпринимательство: гендерный аспект >>
- Различается ли значимость отдельных атрибутов карьеры для мужчин и женщин?
-
Какие факторы оказывают наибольшее влияние на построение карьеры мужчин, а какие – женщин?
-
Есть ли значимые систематические различия в соотношении профессиональных и семейных интересов у мужчин и женщин?
-
Как Вы считаете, есть ли гендерные различия в длительности прохождения этапов профессиональной карьеры?
-
Какие модели карьеры в большей степени характерна для женщин и для мужчин?
-
Сравните две различные модели семьи: двухкарьерную модель и модель «одной карьеры на семью». Какой из этих вариантов Вам представляется предпочтительным с точки зрения стабильности брака материального положения, условий для воспитания детей, индивидуальных гарантий на будущее для каждого из супругов?
-
Сопоставьте основные концептуальные подходы к анализу лидерства в сфере бизнеса и предпринимательства и оцените их с точки с точки зрения убедительности.
-
В чем состоят основные различия между различными подходами к женскому стилю менеджмента?
- Охарактеризуйте основные барьеры на пути становления и развития женского предпринимательства в России.
- Тема: Теории рыночной дискриминации по признаку пола >>
-
Насколько оправданным является запрет принимать женщин на многие рабочие места с тяжелыми или вредными для здоровья условиями труда? Что это, по Вашему мнению, - забота о здоровье женщин или дискриминация по признаку пола? Нужно ли учитывать при разработке подобных запретительных мер мнение и желание самих женщин?
-
Как связаны между собой «склонность к дискриминации» и величина гендерного разрыва в заработной плате?
-
Почему фирмы, проводящие тот или иной тип дискриминации, тем не менее, не вытесняются с рынка? Какие механизмы позволяют им сохранять свои рыночные позиции?
-
Дайте общую характеристику модели статистической дискриминации.
-
С чем связаны возможные экономические потери работодателя, строящего политику найма, исходя из модели статистической дискриминации?
-
В чем состоит возможный экономический выигрыш работодателя, строящего политику найма, исходя из модели статистической дискриминации?
-
В чем состоят основные причины, объясняющие вытеснение женщин (и этнических меньшинств) во вторичный сектор рынка труда?
-
Существуют ли различия в режимах отдачи от человеческого капитала: между первичном и вторичном секторами? Каким образом эти различия влияют на выбор стратегии занятости со стороны мужчин и женщин?
- Различаются ли стратегии работодателей относительно инвестиций в человеческий капитал работников первичного и вторичного секторов?
- Тема: Профессиональная сегрегация по признаку пола >>
-
В чем состоят основные различия между вертикальной и горизонтальной сегрегацией?
-
Какие проявления гендерной сегрегации наиболее полно объясняются с помощью неоклассического подхода?
-
Какие проявления гендерной сегрегации лучше объясняются с помощью институциональных теорий?
-
Какие проявления профессиональной сегрегации невозможно объяснить без привлечения гендерных теорий? Опишите суть гендерного подхода к интерпретации причин сегрегации в сфере занятости.
-
Как связаны между собой показатели гендерной сегрегации и межпрофессиональные различия в заработной плате?
-
Опишите основные методы измерения профессиональной сегрегации и охарактеризуйте статистические данные, используемые для расчета различных индексов.
-
Каким образом связаны менжду собой значения индекса диссимиляции Дункана и степень агрегирования данных о профессиональной структуре занятости?
-
Опишите основные инструменты возможного воздействия со стороны государства на сложившийся уровень гендерной сегрегации. Может ли государство оказать реальное воздействие на профессиональные предпочтения и профессиональный выбор юношей и девушек или же любые подобные меры обречены на провал? Обоснуйте Вашу точку зрения.
- В чем Вы видите основные причины увеличения гендерной профессиональной сегрегации в России за последние 15 лет?
- Тема: Гендерные аспекты в разделении домашнего труда. Экономическое значение домашнего труда >>
-
Опишите суть модели экономической зависимости. Почему отношения экономической зависимости нельзя в полном смысле слова отождествить с контрактными?
-
Как соотносятся между собой категории «экономическая зависимость» и «гендер»? С каких позиций объясняется их взаимосвязь?
-
Какова роль социальных институтов в формировании взаимосвязь «экономической зависимости» и «гендера»?
-
В чем отличие между нормами, регулирующими обмен в трудовой сфере и нормами социального обмена, соответствующими брачным отношениям?
-
Каковы возможные стратегии сопротивления со стороны экономически зависимых партнеров? В чем суть парадокса Кертиса?
-
Каким образом связаны между собой разделение домашнего труда и гендерная идентичность?
-
Что происходит в парах, которые нарушают нормативные предписания относительно половой принадлежности кормильца и зависимого?
-
Как можно оценить степень экономической зависимости внутри домохозяйства?
-
Какова взаимосвязь индивидуальных характеристик (таких как возраст, пол, раса, образование, состав семьи, доход) с участием в домашнем труде?
-
Какова взаимосвязь участия в оплачиваемой занятости и выполнения домашней работы?
-
Чем можно объяснить тот факт, что мужчины и женщины различным образом реагируют на ситуацию экономической зависимости?
-
Чем объясняется то обстоятельство, что концепция гендерного дисплея находит подтверждение только для мужчин?
-
Почему отклонения от «нормативной» гендерной роли в большей степени представляют угрозу мужской идентичности, чем женской?
-
Каковы возможные варианты разрешения противоречий для семей, где имеет место инверсия гендерных ролей? Почему их возможности выбора более или менее гармоничной стратегии существенно ограничены?
-
Какие объемные показатели используются для оценки масштабов домашнего производства?
-
С чем связана недооценка численности работников, занятых в нерыночном секторе при использовании показателя затрат труда?
-
С чем связано занижение численности женщин при статическом учете занятости?
-
Какие стоимостные показатели могут быть использованы для оценки масштабов домашнего производства?
- Какие аргументы можно привести в пользу того, что чисто экономический подход к анализу домашней экономики является явно недостаточным?
- Тема: Гендерные последствия экономического роста и глобализации экономики >>
-
Как связаны между собой экономический рост и положение женщин в экономике и обществе. Охарактеризуйте основные позиции, существующие по этому вопросу.
-
Дайте краткую характеристику концепции интеграции, концепции эксплуатации и концепции маргинализации. Какие критические замечания Вы можете высказать по их поводу? Насколько эти концептуальные подходы соотносятся с эмпирическими данными?
-
Какова была эволюция участия женской рабочей силы в неформальном секторе экономики? Опишите периодизацию этого процесса, предложенную Пирсон и кратко охарактеризуйте каждый из этапов.
-
Что такое «жизненный цикл» зон экспортного производства? Почему по мере развития зон экспортного производства происходит изменение их специализации и гендерной структуры занятости?
- Дайте общую характеристику участия мужчин и женщин в неформальном секторе экономики в современной России. Существуют ли значимые отличия по полу и если да, в чем они состоят?
- Тема: Гендерные аспекты социальной политики. Государство всеобщего благосостояния и гендер >>
-
Опишите основные подходы к типологизации государства благосостояния.
-
Каковы основные особенности либерального, социал-демократического и консервативного режимов государства благосостояния по Г.Эспинг-Андерсену?
-
Что такое «декоммодификации»? Почему это понятие занимает ключевое место в концепции Эспинг-Андерсена?
-
Каковы основные критические замечания в отношении существующих подходов к типологизации государства благосостояния, и, в частности, в отношении концепции Эспинг-Андерсена?
-
Насколько велики гендерные различия между странами, входящими в один и тот же тип по Эспинг-Андерсену?
-
В чем суть гендерных концепций государств всеобщего благосостояния? Покажите это на примере подхода Orloff (“государство-рынок-семья”) и концепции Lewis and Ostner (“материальное обеспечение семьи”)
-
В чем вы видите положительные и отрицательные стороны названных подходов?
-
Какова роль государства благосостояния в обеспечении гендерного равенства?
-
Как интерпретируется понятие «гендерное равенство» с позиций различных направлений феминизма?
-
Опишите классификацию стран по соблюдению принципа гендерного равенства на основе рейтинговых оценок. Какие факторы вносят наибольший вклад в обеспечение равенства?
-
По каким основаниям может обеспечиваться доступ к социальным благам для мужчин и женщин? Что означает понятие «social citizenship» и как оно связано с гендерной проблематикой?
-
Как эволюционировала на протяжении ХХ века российская государственная политика в отношении женщин? К какому типу можно отнести современную политику государства в этом вопросе?
-
Дайте характеристику гендерных различий в режимах пенсионного обеспечения.
-
Каковы возможные гендерные последствия перехода к накопительной пенсионной системе?
- Каковы возможные гендерные последствия реформы системы образования в России?
| |
Материалы по всему курсу:
|
|