Эксоцман
на главную поиск contacts


Контрольные вопросы

MS Word Document
сохранить
[94 КБ]
  1. Тема: Социальные и интеллектуальные предпосылки возникновения гендерных исследований как нового типа гуманитарного знания >>

    • Каковы основные социокультурные механизмы построения гендерной асимметрии?
    • Каковы основные представления о мужских и женских ролях (началах) в социологии половых ролей?
    • Как описывают причину дискриминации женщин и пути ее преодоления различные направления феминизма: либеральное, социалистическое, радикальное, психоаналитическое и постмодернистское?
    • Чем гендерные исследования отличаются от женских исследований?
    • В чем различия между биодетерминизмом и гендерной теорией?
    • Предопределена ли гендерная асимметрия биологически или она возникает вследствие социальных условий?
    • Как Вы понимаете знаменитый афоризм Симоны де Бовуар: "Женщиной не рождаются, женщиной становятся"?
    • Каково Ваше отношение к словам З. Фрейда: "Анатомия - это судьба…".
    • Опишите основные этапы развития гендерных исследований на Западе.

  2. Тема: Основные концептуальные подходы в гендерной теории >>

    • Чем отличаются понятия "гендер" и "пол"?
    • Какую содержательную нагрузку несут на себе гендерные (т.е. социально сконструированные ) различия по отношению к биологическим?
    • Чем, по Парсонсу, определяется социальный статус мужчины и его социальная роль в семье и чем определяется социальный статус женщины ?
    • Каковы гендерные роли женщин и мужчин в нашей стране? Совпадают ли они с парсоновским делением на инструментальные мужские и экспрессивные женские?
    • Каким образом Кэндес Уэст и Дон Зиммерманн определяют основные различия между полом, категорией пола и гендером?
    • Каковы теоретические концепции, лежащие в основе теории социального конструирования гендера?
    • Какой смысл Э.Гоффман вкладывает в понятие «гендерный дисплей»?
    • Какие средства используются для выражения гендерной принадлежности в ходе коммуникации?
    • В чем состоял смысл стратегии «тайного ученичества», которую Г.Гарфинкель описывает в «случае Агнес»? Почему для Агнес было проблемой рутинизировать свои повседневные действия по поддержанию собственной гендерной идентичности?
    • Какие ресурсы используются для утверждения и поддержания гендерных различий?
    • Каким образом происходит усвоение гендерной идентичности в детском возрасте? В чем сходство задач, стоящих перед детьми 4-5 лет с проблемами, которые пыталась разрешить Агнес?
    • Каким образом создание гендера придает статус нормальности и естественности социальным отношениям? Как связаны между собой «создание гендера» и социальный контроль? Приведите примеры проявлений подобного социального контроля.
    • В чем состоят различия между понятиями "гендерный уклад", "гендерная культура" и "гендерная система?"
    • Как взаимосвязаны между собой культура, институты и социальное действие в гендерном укладе?
    • На каких методологических основаниях построена классификация гендерных укладов Пфау-Эффингер?
    • Назовите пути модернизации гендерного уклада и опишите их основные особенности
    • Оцените аналитические возможности использования теоретической модели гендерного уклада для современной России. 
    • В чем Вы видите основные особенности формирования и развития российской гендерной системы?
    • Что такое "гендерный контракт"? На каких основаниях складывались базовые типы гендерного контракта в советской России?
    • Что такое "легитимный контракт", "антилегитимный контракт", "теневой контракт"?
    • Опишите основные тенденции в трансформации легитимного и антилегитимного гендерного контракта в постсоветское время.
    • В чем состоят особенности новых типов маскулинности, возникших в постсоветское время?

  3. Тема: Гендер и социальная стратификация >>

    • Как соотносятся между собой понятия «гендерная дифференциация» и «гендерная стратификация»?
    • Каковы ключевые основания формирования гендерной дифференциации?
    • Каково значение социокультурного конструирования гендерных ролей в формировании гендерной стратификации?
    • В чем состоял вклад Маргарет Мид в понимание гендерной стратификации?
    • Разделение труда по признаку пола как основа формирования подсистемы гендерной стратификации
    • Охарактеризуйте три современных преобразования гендера и стратификации в концепция гендерной стратификации Микаэля Манна.
    • Какой механизм лежит в основе формирования статусной иерархии и гендерного социального неравенства в концепции Кристин Дельфи и Дианы Леонард?
    • В чем основные отличия методологического подхода к анализу гендерной стратификации, предложенного М.Манном от концепции гендерной стратификации Кристин Дельфи и Дианы Леонард?
    • Как связаны между собой различные основания социальной стратификации (включая пол) в традиционных сообществах (М.Макинтош)?
    • Каким образом формируется гендерная стратификация на уровне домохозяйства? Какова роль дифференциации домашнего труда в этом процессе?
    • Каким образом домашний труд воспроизводит гендерные статусы мужа и жены?
    • Каковы основные функции гендерных стереотипов? Какие из этих функций являются наиболее важными?
    • Что понимается под «скрытым учебным планом»? Какими средствами могут транслироваться гендерные стереотипы в рамках «скрытого учебного плана»?
    • Существует ли дискриминация мальчиков и девочек в рамках средней школы? Если да, то в каких формах, и против кого она направлена?
    • Что понимается под нормой успешности для мужчин? Существует ли аналог этой нормы для женщин?

  4. Тема: Положение мужчин и женщин в экономике: подход с позиций марксизма, неомарксизма, радикального и социалистического феминизма >>

    • В чем, по мнению классиков марксизма, состояли основные причины подчиненного положения женщин?
    • Какие пути преодоления этой подчиненности были предложены в рамках классического марксистского подхода?
    • В чем причина отрицательного отношения основателей марксизма к женскому освободительному движению?
    • По каким основаниям классический марксистский подход к объяснению подчиненного положения женщин критикуется с позиций феминизма?
    • Какие позиции марксизма неприемлемы для феминисток?
    • В чем состоят основные особенности концепции «семейного способа производства», предложенной Кристин Дельфи? В чем Вы видите основные слабости этой концепции?
    • Каким образом описывается механизм воспроизводства патриархатных отношений в современной капиталистической экономике с позиции теории двух систем?
    • Какие теоретические источники лежат в основе «теории двух систем»?
    • В чем Хайди Хартманн видит функциональную связь между системами капитализма и патриархата?
    • Сформулируйте основные критические замечания, которые могут быть высказаны в адрес этого подхода.

  5. Тема: Анализ положения мужчин и женщин в экономике с позиций неоклассического подхода >>

    • Какие поведенческие постулаты модели «экономического человека» являются основным объектом критики со стороны представительниц феминизма.
    • В чем, по Беккеру, состоит гендерная асимметрия в накоплении человеческого капитала в браке?
    • В какие виды издержек эта асимметрия трансформируется в случае развода для женщин? А для мужчин?
    • Какие модели поведения позволяют минимизировать возможные издержки от асимметричного накопления человеческого капитала в браке? Дайте краткую характеристику отдельно для мужчин и для женщин.
    • Опишите основные модели внутрисемейного распределения доходов. Можно ли считать эти модели гендерно-нейтральными или нет?
    • В чем состоит феминистская критика в адрес неоклассических моделей внутрисемейного распределения доходов, предложенных Г.Беккером?
    • Как связаны между собой материальное благосостояние семьи и число детей? Каким образом эта взаимосвязь интерпретируется с позиций неоклассического подхода?
    • Как связаны между собой количество и “качество” детей в семье? Как изменяется объем инвестиций в ребенка в зависимости от численности детей?
    • Существуют ли противоречия между неоклассическими моделями репродуктивного поведения и эмпирическими данными? Дайте свою интерпретацию причины этих противоречий.

  6. Тема: Институциональный подход к исследованию положения мужчин и женщин в экономике >>

    • В чем состояла эволюция экономической роли женщин в истории по  Торстейну Веблену?
    • Опишите концепцию демонстративного потребления и ее гендерный аспект. Каким образом гендерные роли женщин связаны с подтверждением социального статуса мужчины?
    • Дайте характеристику брака и семья как институциональных структур.
    • Каковы функции брак по Роберту Поллаку?
    • В чем состоят основные особенности института брака?
    • Как институционалисты объясняют экономический смысл заключения брака с учетом возможного оппортунистического поведения партнеров?
    • Возможно ли применение понятия «морального риска» к анализу брачных и гендерных отношений? Приведите примеры.
    • Какие особенности позволяют интерпретировать брак как имплицитный («отношенческий») контракт?
    • Какова роль социальных институтов (государство, церковь, комьюнити) в толковании условий брака как имплицитного контракта?
    • Чем определяется «переговорная сила» супругов в реализации подобных контрактов?
    • Каким образом может быть интерпретировано домашнее насилие с позиций институционального подхода?

  7. Тема: Гендерные аспекты инвестиций в человеческий капитал >>

    • В чем состоят различия в инвестициях мужчин и женщин в человеческий капитал? Каким образом эти различия влияют на гендерное разделение труда на микро- и макроуровнях?
    • В чем состоят отличительные особенности «домашнего человеческого капитала» по сравнению с «рыночным»?
    • Дайте описание брачного рынка в модели Г.Беккера.
    • Какие функции выполняет брачный рынок?
    • Что такое «выбор по сходству» и «выбор по различию»? В каких случаях действуют эти модели выбора брачного партнера?
    • Каковы функции приданного и выкупа за невесту в функционировании брачного рынка?
    • Каким образом происходит процесс «сортировки» мужчин и женщин на брачном рынке? Можно ли говорить о том, что на брачном рынке присутствуют рыночные сигналы, обеспечивающие эффективность подобной сортировки? Если да, то в чем они могут выражаться?
    • Какие факторы, по Г.Беккеру, принимается во внимание супругами при решении о расторжении брака?
    • Как связаны между собой продолжительность брака и вероятность решения о разводе? Чем это объясняется в модели Г.Беккера?
    • Насколько выводы, полученные на данной модели, соотносятся с эмпирическими данными? Чем Вы можете объяснить противоречия между теоретической моделью и эмпирическими данными?
    • Как связаны между собой вероятность развода, уровень образования и величина индивидуальных доходов супругов.
    • Считаете ли Вы, что в современных условиях девушки при выборе брачного партнера ориентируются в основном на критерий дохода? А на какие критерии ориентируются в таком случае юноши? Приведите аргументы в защиту Вашей точки зрения.

  8. Тема: Женщины и мужчины в сфере занятости и на рынке труда >>

    • Опишите основные тенденции в занятости мужчин и женщин в ХХ веке.
    • Охарактеризуйте различия в повозрастных показателях занятости между мужчинами и женщинами и дайте их интерпретацию.
    • Чем можно объяснить сближение профилей занятости мужчин и женщин в последней четверти ХХ века?
    • Как связаны между собой жизненный цикл семьи и возрастная динамика занятости мужчин и женщин?
    • Дайте общую характеристику особенностей занятости мужчин и женщин в России в советский и постсоветский период.
    • Каковы основные сдвиги в отраслевой и профессиональной структуре занятости мужчин и женщин, произошедшие за последние 15 лет? Чем они могут быть объяснены?
    • Опишите динамику показателей безработицы среди мужчин и женщин за последние 15 лет. Существуют ли отличия в показателях безработицы между полами? Если да, то в чем они состоят и чем это можно объяснить?
    • Дайте сравнительную характеристику мужского и женского предпринимательства в России.

  9. Тема: Профессиональная карьера, лидерство, предпринимательство: гендерный аспект >>

    • Различается ли значимость отдельных атрибутов карьеры для мужчин и женщин?
    • Какие факторы оказывают наибольшее влияние на построение карьеры мужчин, а какие – женщин?
    • Есть ли значимые систематические различия в соотношении профессиональных и семейных интересов у мужчин и женщин?
    • Как Вы считаете, есть ли гендерные различия в длительности прохождения этапов профессиональной карьеры?
    • Какие модели карьеры в большей степени характерна для женщин и для мужчин?
    • Сравните две различные модели семьи: двухкарьерную модель и модель «одной карьеры на семью». Какой из этих вариантов Вам представляется предпочтительным с точки зрения стабильности брака материального положения, условий для воспитания детей, индивидуальных гарантий на будущее для каждого из супругов?
    • Сопоставьте основные концептуальные подходы к анализу лидерства в сфере бизнеса и предпринимательства и оцените их с  точки с точки зрения убедительности.
    • В чем состоят основные различия между различными подходами к женскому стилю менеджмента?
    • Охарактеризуйте основные барьеры на пути становления и развития женского предпринимательства в России.

  10. Тема: Теории рыночной дискриминации по признаку пола >>

    • Насколько оправданным является запрет принимать женщин на многие рабочие места с тяжелыми или вредными для здоровья условиями труда? Что это, по Вашему мнению, - забота о здоровье женщин или дискриминация по признаку пола? Нужно ли учитывать при разработке подобных запретительных мер мнение и желание самих женщин?
    • Как связаны между собой «склонность к дискриминации» и величина гендерного разрыва в заработной плате?
    • Почему фирмы, проводящие тот или иной тип дискриминации, тем не менее, не вытесняются с рынка? Какие механизмы позволяют им сохранять свои рыночные позиции?
    • Дайте общую характеристику модели статистической дискриминации.
    • С чем связаны возможные экономические потери работодателя, строящего политику найма, исходя из модели статистической дискриминации?
    • В чем состоит возможный экономический выигрыш работодателя, строящего политику найма, исходя из модели статистической дискриминации?
    • В чем состоят основные причины, объясняющие вытеснение женщин (и этнических меньшинств) во вторичный сектор рынка труда?
    • Существуют ли различия в режимах отдачи от человеческого капитала: между первичном и вторичном секторами? Каким образом эти различия влияют на выбор стратегии занятости со стороны мужчин и женщин?
    • Различаются ли стратегии работодателей относительно инвестиций в человеческий капитал работников первичного и вторичного секторов?

  11. Тема: Профессиональная сегрегация по признаку пола >>

    • В чем состоят основные различия между вертикальной и горизонтальной сегрегацией?
    • Какие проявления гендерной сегрегации наиболее полно объясняются с помощью неоклассического подхода?
    • Какие проявления гендерной сегрегации лучше объясняются с помощью институциональных теорий?
    • Какие проявления профессиональной сегрегации невозможно объяснить без привлечения гендерных теорий? Опишите суть гендерного подхода к интерпретации причин сегрегации в сфере занятости.
    • Как связаны между собой показатели гендерной сегрегации и межпрофессиональные различия в заработной плате?
    • Опишите основные методы измерения профессиональной сегрегации и охарактеризуйте статистические данные, используемые для расчета различных индексов.
    • Каким образом связаны менжду собой значения индекса диссимиляции Дункана и степень агрегирования данных о профессиональной структуре занятости?
    • Опишите основные инструменты возможного воздействия со стороны государства на сложившийся уровень гендерной сегрегации. Может ли государство оказать реальное воздействие на профессиональные предпочтения и профессиональный выбор юношей и девушек или же любые подобные меры обречены на провал? Обоснуйте Вашу точку зрения.
    • В чем Вы видите основные причины увеличения гендерной профессиональной сегрегации в России за последние 15 лет?

  12. Тема: Гендерные аспекты в разделении домашнего труда. Экономическое значение домашнего труда >>

    • Опишите суть модели экономической зависимости. Почему отношения экономической зависимости нельзя в полном смысле слова отождествить с контрактными?
    • Как соотносятся между собой категории «экономическая зависимость» и «гендер»? С каких позиций объясняется их взаимосвязь?
    • Какова роль социальных институтов в формировании взаимосвязь «экономической зависимости» и «гендера»?
    • В чем отличие между нормами, регулирующими обмен в трудовой сфере и нормами социального обмена, соответствующими брачным отношениям?
    • Каковы возможные стратегии сопротивления со стороны экономически зависимых партнеров? В чем суть парадокса Кертиса?
    • Каким образом связаны между собой разделение домашнего труда и гендерная идентичность?
    • Что происходит в парах, которые нарушают нормативные предписания относительно половой принадлежности кормильца и зависимого?
    • Как можно оценить степень экономической зависимости внутри домохозяйства?
    • Какова взаимосвязь индивидуальных характеристик (таких как возраст, пол, раса, образование, состав семьи, доход) с участием в домашнем труде?
    • Какова взаимосвязь участия в оплачиваемой занятости и выполнения домашней работы?
    • Чем можно объяснить тот факт, что мужчины и женщины различным образом реагируют на ситуацию экономической зависимости?
    • Чем объясняется то обстоятельство, что концепция гендерного дисплея находит подтверждение только для мужчин?
    • Почему отклонения от «нормативной» гендерной роли в большей степени представляют угрозу мужской идентичности, чем  женской?
    • Каковы возможные варианты разрешения противоречий для семей, где имеет место инверсия гендерных ролей? Почему их возможности выбора более или менее гармоничной стратегии существенно ограничены?
    • Какие объемные показатели используются для оценки масштабов домашнего производства?
    • С чем связана недооценка численности работников, занятых в нерыночном секторе при использовании показателя затрат труда?
    • С чем связано занижение численности женщин при статическом учете занятости?
    • Какие стоимостные показатели могут быть использованы для оценки масштабов домашнего производства?
    • Какие аргументы можно привести в пользу того, что чисто экономический подход к анализу домашней экономики является явно недостаточным?

  13. Тема: Гендерные последствия экономического роста и глобализации экономики >>

    • Как связаны между собой экономический рост и положение женщин в экономике и обществе. Охарактеризуйте основные позиции, существующие по этому вопросу.
    • Дайте краткую характеристику концепции интеграции, концепции эксплуатации и концепции маргинализации. Какие критические замечания Вы можете высказать по их поводу? Насколько эти концептуальные подходы соотносятся с эмпирическими данными?
    • Какова была эволюция участия женской рабочей силы в неформальном секторе экономики? Опишите периодизацию этого процесса, предложенную Пирсон и кратко охарактеризуйте каждый из этапов.
    • Что такое «жизненный цикл» зон экспортного производства? Почему по мере развития зон экспортного производства происходит изменение их специализации и гендерной структуры занятости?
    • Дайте общую характеристику участия мужчин и женщин в неформальном секторе экономики в современной России. Существуют ли значимые отличия по полу и если да, в чем они состоят?

  14. Тема: Гендерные аспекты социальной политики. Государство всеобщего благосостояния и гендер >>

    • Опишите основные подходы к типологизации государства благосостояния.
    • Каковы основные особенности либерального, социал-демократического и консервативного режимов государства благосостояния по Г.Эспинг-Андерсену?
    • Что такое «декоммодификации»? Почему это понятие занимает ключевое место в концепции Эспинг-Андерсена?
    • Каковы основные критические замечания в отношении существующих подходов к типологизации государства благосостояния, и, в частности, в отношении концепции Эспинг-Андерсена?
    • Насколько велики гендерные различия между странами, входящими в один и тот же тип по Эспинг-Андерсену?
    • В чем суть гендерных концепций государств всеобщего благосостояния? Покажите это на примере подхода Orloff (“государство-рынок-семья”) и концепции Lewis and Ostner (“материальное обеспечение семьи”)
    • В чем вы видите положительные и отрицательные стороны названных подходов?
    • Какова роль государства благосостояния в обеспечении гендерного равенства?
    • Как интерпретируется понятие «гендерное равенство» с позиций различных направлений феминизма?
    • Опишите классификацию стран по соблюдению принципа гендерного равенства на основе рейтинговых оценок. Какие факторы вносят наибольший вклад в обеспечение равенства?
    • По каким основаниям может обеспечиваться доступ к социальным благам для мужчин и женщин? Что означает понятие «social citizenship» и как оно связано с гендерной проблематикой?
    • Как эволюционировала на протяжении ХХ века российская государственная политика в отношении женщин? К какому типу можно отнести современную политику государства в этом вопросе?
    • Дайте характеристику гендерных различий в режимах пенсионного обеспечения.
    • Каковы возможные гендерные последствия перехода к накопительной пенсионной системе?
    • Каковы возможные гендерные последствия реформы системы образования в России?