Эксоцман
на главную поиск contacts
ОНС  -  Общественные науки и современность
 

Христианство и власть в России и на Западе: компаративный анализ

Опубликовано на портале: 24-11-2003
Автор рассматривает проблемы власти в истории России в широком историческом контексте, в частности, в свете концепции царя-Спасителя (мессии). Корни этого представления восходят к Древнему Египту, где должность фараона подверглась сакрализации, существовала идея о сочетании в нем божественного и человеческого начал. Подобной же природой обладал мессия (мошиах) в иудаизме. В христианстве соединение светской власти и посредничества между землей и небом практиковалось в двух основных формах. На Западе развился католический папоцезаризм и папы рассматривали европейских монархов как своих заместителей по светским делам. На Востоке, в Византии и затем в России развился православный цезаропапизм, проявлявшийся в первосвященничестве византийских императоров, их праве инвеституры (введении в сан патриархов) и роли «отображения» Христа в религиозной символике. На Руси вечевая власть основывалась на языческих представлениях, имела сакральный характер. Сакрализация была перенесена затем на княжескую и царскую власть. Иван Грозный открыто присвоил функции Спасителя, а в XVII веке на Большом Московском соборе была совершена попытка закрепить за царем право на богоименование. Только в ходе петровских реформ началась секуляризация концепции власти, которая не была завершена.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Николай Александрович Кравцов
TERRA ECONOMICUS. 2012.  Т. 10. № 2. С. 116-122. 
[Статья]
Николай Александрович Кравцов
TERRA ECONOMICUS. 2011.  Т. 9. № 3. С. 84-87. 
[Статья]
Антон Анатольевич Войтенко
Диалог со временем. 2011.  № 37. С. 262-273. 
[Статья]