Эксоцман
на главную поиск contacts
ОНС  -  Общественные науки и современность
 

Манихейская компонента русской культуры: истоки и обусловленность

Опубликовано на портале: 26-04-2007
Тематический раздел:
Считая дуалистический манихео-гностический комплекс одним из факторов, препятствовавших складыванию эффективной государственности, гражданского общества и успешной модернизации России, автор критикует точки зрения исследователей, связывавших его присутствие в православии со скифо-иранскими влияниями. Он подчеркивает значение объективных факторов неимманентности развития (заимствование государственных институтов и религии), которые заставляли народные массы амбивалентно относиться к власти и церкви; факторов пограничности в истории страны, побуждавших осознавать мир в дуальных связках (лес и степь); традиции восточного православия, для которого была характерна инверсия нравственных смыслов и напряженный эсхатологизм; а также роль финно-угорских племен в создании русского этноса, привнесенных ими мифов творения, в которых дуалистические элементы (участие Дьявола в сотворении Земли) хорошо известны. В условиях цивилизационного синтеза на лимитрофе все это привело к суммарному негативному эффекту, который проявляется в русской культуре до сих пор.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Н.А. Хренов
Общественные науки и современность. 2001.  № 2. С. 167–180. 
[Статья]
Виктор Иванович Шамшурин
Социологические исследования. 1995.  № 6. С. 151-154. 
[Статья]
Виктор Федорович Шаповалов
Общественные науки и современность. 1995.  № 3. С. 111-121. 
[Статья]
С. Моллер-Салли
Общественные науки и современность. 1994.  № 2. С. 170-175. 
[Статья]
Игорь Вадимович Кондаков
Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 55-67. 
[Статья]
Игорь Вадимович Кондаков
Общественные науки и современность. 2013.  № 6. С. 161-173. 
[Статья]