Эксоцман
на главную поиск contacts
РУБЕЖ - Альманах социальных исследований
 

Роль оценки качества профессионального образования и обучения в Европе

Опубликовано на портале: 02-12-2004
Организация: Центр изучения проблем профессионального образования (Национальная обсерватория профессионального образования Европейского фонда образования Российской Федерации)
Статья посвящена вопросам оценки качества профессионального образования и обучения, которые приобретают все большее значение в современной теории и практике образования. Осознается необходимость совершенствования методов и процедур оценки как образовательных программ, так и результатов их освоения с учетом соответствия получаемых обучающимися компетенций потребностям рынка труда, индивидуальным запросам обучающихся и общества в целом.
Формирование надежной системы обеспечения качества является одной из основных задач модернизации системы профессионального образования и обучения в России.
В этой связи может оказаться полезным знание опыта, накопленного в странах Европейского Союза, краткий обзор которого предлагается в данной статье.
В ходе проводимых исследований обозначились следующие ключевые направления и принципы:
- связь между оценкой и обучением;
- акцент на компетенциях;
- необходимость разработки процедур признания компетенций, полученных вне сферы формального образования и обучения;
- выработка единых (сквозных) процедур и методов оценки для различных типов образовательных учреждений и структур, осуществляющих обучение, позволяющих проводить сравнительный анализ качества обучения.
Традиционное оценивание, предполагающее сравнение обучающихся друг с другом, показало свою недостаточную эффективность в профессиональном образовании и обучении. В настоящее время оценивание рассматривается как процесс сбора информации для выработки суждений о степени и характере успешности продвижения обучающегося к достижению заключенных в стандарте требований, предъявляемых к его будущей деятельности.
Переосмысление традиционной практики выявило необходимость установления взаимосвязи между компетенцией, обучением и оценкой. Подход, основанный на компетенциях, позволяет обеспечить нацеленность обучения и оценивания на достижение конкретных результатов и дает возможность оценивать компетенции, освоенные за рамками формального образования и обучения, а также помогает обучающимся лучше понять, что от них ожидается, а работодателям – что означает та или иная квалификация.
В статье рассматриваются различные типы оценивания: «формирующее» и «итоговое». Формирующая оценка устанавливает «обратную связь» между обучающимися и степенью успешности достижения ими целей обучения в процессе обучения. Итоговая оценка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся в курсе обучения.
Описаны требования к персоналу, проводящему оценивание обучающихся в системе профессионального образования.
Рассмотрены основные принципы оценивания: надежность, обоснованность, гибкость и непредвзятость.
Выделены этапы разработки стратегии оценивания, основанного на компетенциях.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Виктор Михайлович Демин, Ольга Николаевна Олейникова, Петр Федорович Анисимов
[Книга]
Владимир Никифорович Давыдов
Университетское управление. 2001.  № 3(18).
[Статья]
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 59. 
[Статья]
Дмитрий Викторович Пузанков, Сергей Анатольевич Степанов
Вопросы образования. 2004.  № 4. С. 42-63. 
[Статья]
Галина Сергеевна Ковалева, Людмила Петровна Краснокутская, Эрнст Абрамович Красновский, Клара Алексеевна Краснянская
Вопросы образования. 2004.  № 1. С. 138-180. 
[Статья]