Эксоцман
на главную поиск contacts
РУБЕЖ - Альманах социальных исследований
 

Марксистские концепции классовой структуры

Опубликовано на портале: 15-02-2003
Обсуждаются дебаты среди сторонников марксистской теории классов по поводу правильного определения современных капиталистических классов. Всех участников дебатов объединяют три позиции. Во-первых, классы определяются скорее через социальное отношение к другим, чем через градацию. Как результат, названия классов - не высший, средний и низший, а - капиталисты, рабочие, феодалы и крепостные. Во-вторых, отношения, определяющие класс, всегда анализируются прежде всего с точки зрения социальной, а не технической организации экономических отношений. Их изучение требует систематичного анализа форм социальной организации экономических отношений. Решение этой задачи осуществляется на основе марксистского понятия "способ производства". В-третьих, в рамках социальной организации экономических отношений классовые отношения прежде всего формируются социальными отношениями в процессе производства, а не в процессе обмена. Этот третий аспект резко отличает марксистские концепции класса от всевозможных веберианских представлений, в которых классы определяются прежде всего на основе их рыночной способности, на основе ресурсов, с которыми они вступают в отношения обмена. Марксисты же воспринимают классовые отношения как структурированные прежде всего на основе социальных отношений внутри самого процесса производства.

Ссылки
http://socnet.narod.ru/Rubez/15/content.htm
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Виктор Сергеевич Мартьянов
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2020.  Т. 12. № 4. С. 18-33. 
[Статья]
И.В. Мостовая, Геннадий Анатольевич Угольницкий
Социологические исследования. 1999.  № 3. С. 21-27. 
[Статья]
Марина Владимировна Ларионова, Марк Ринадович Рахмангулов
Вестник международных организаций. 2010.  № 2. С. 5-20. 
[Статья]
Дрис Лесаж
Вестник международных организаций. 2011.  № 1. С. 110-117. 
[Статья]
Г.П. Енц
Экономические науки. 2009.  № 9. С. 304-307. 
[Статья]
Виктор Федорович Сауткин
Директор школы. 2001.  № 6. С. 10-16. 
[Статья]