Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Опубликован перевод доклада, прочитанного Юргеном Хабермасом
29 июня 2002 года по случаю дней Лейбница в Берлин-Бранденбургской Академии Наук.
Отмечается, что слово Toleranz вошло в немецкий язык в XVI-XVII веках и поначалу
использовалось в значении терпимости властей и правоверного населения к людям иной
веры с их религиозной практикой. Исследуются представленное французским философом
раннего Просвещения Пьером Бейлем (1647-1706) обоснование толерантности
как "концепции уважения" и взаимного признания людьми правил толерантного отношения
с видением в двухсторонней перспективе. Согласно Бейлю, "если муфтия охватит стремление
направить к христианам группу миссионеров, ... и эти турецкие миссионеры будут схвачены
на том основании, что они входили в наши дома, чтобы выполнять задачу обращения в
свою веру, то я не считаю, что было бы оправданным их за это наказывать. ... Если
этих турок затем повесят, то разве не было бы странным воспринимать как плохое то,
что японцы поступали точно также с христианскими миссионерами" (с. 46). Отмечается,
что Бейль здесь выступил предшествеником Канта, выдвинувшего категорический
императив. Хабермас разрешает мнимый парадокс, побуждающий
рассматривать толерантность как проявление чрезмерной
уступчивости и основанный на том, что трудно четко определить границы терпимого при
установлении норм толерантного отношения к чуждым для данной общности убеждениям
и поведенческим практиам. При сохранении разногласий между социальными и этническими
общностями все же необходима выработка путем диалога правил толерантного отношения.
Конкурирующие
притязания на значимость могут и должны отвергаться в том случае, если они идут вразрез
с общепринятыми в обществе правовыми и нравственными нормами. "Расисту следует не
становиться
толерантным, а преодолевать свой расизм". Подчеркивается значение толерантности как
средства снятия диструктивных конфликтов и напряженности отношений в мультикультурных
обществах.