Эксоцман
на главную поиск contacts

Деньги в социальной коммуникации

английская версия

Опубликовано на портале: 28-02-2007
Автор рассматривает способность денег устанавливать не только экономические, но и социальные связи. Обращается внимание на то, что в архаических обществах деньги имели множественные формы, каждая из которых использовалась в конкретных отношениях: при платеже податей, штрафа, калыма и т.д. Французский социолог С. Московичи вслед за Г. Зиммелем показал, что историческая эволюция денег представляла собой переход от осязаемых денег к символическим деньгам как знакам рыночного обмена. Дается ссылка на М. Маклюена, отметившего, что печатное слово как средство коммуникации подготовило общество к восприятию стандартизации и "умению переводить свои желания и устремления в статистику с помощью рыночных механизмов предложения и спроса и визуальной технологии цен". Когда складывается развитый рынок, деньги начинают выступать не более чем знаками меновой стоимости вещей. Автор отмечает, что Карл Маркс одним из первых обратил внимание на коммуникативную роль денег в качестве универсальной абстракции рыночного обращения, когда показал, что в капиталистическом обществе они становятся всеобщим мерилом самых разных качеств. В современном обществе, как утверждает Ж. Бодрийяр, деньги превращаются из "символических" в "семиотические" знаки рынка. Это уже деньги-символы, деньги-симулякры, не отражающие уже меновой стоимости и "освобождающиеся" даже от рынка. "Финансовые потоки становятся самодостаточной реальностью, виртуальной экономикой, за которой не стоят процессы, происходящие в реальных секторах" (с. 6). Согласно его концепции, "семиотические" деньги превращаются в "холодное средство коммуникации, не несущее содержательной информации. Представлена попытка американской исследовательницы В. Зелизер опровергнуть закрепившееся в социологии представление о деньгах как устанавливающем коммуникацию универсальном коде.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Тамара Завеновна Адамьянц
Общественные науки и современность. 2014.  № 4. С. 121-131. 
[Статья]
Тамара Моисеевна Дридзе
Общественные науки и современность. 1996.  № 3. С. 145-152. 
[Статья]
А. В. Дмитриев
Социологические исследования. 1995.  № 1. С. 5-11. 
[Статья]
Василий Николаевич Переверзев
Вестник российской коммуникативной ассоциации. 2002.  № 1. С. 118-128. 
[Статья]
Наталья Николаевна Зарубина
Социологические исследования. 2005.  № 7. С. 13-21. 
[Статья]
Татьяна Павловна Рукавишникова
Социологические исследования. 1994.  № 12. С. 26-31. 
[Статья]
Наталья Владимировна Колесник
Журнал социологии и социальной антропологии. 2003.  Т. 7. № 4. С. 116-134. 
[Статья]