Эксоцман
на главную поиск contacts

Отдел социологии образования Центра социологии образования, науки и культуры
(Институт социологии Российской академии наук)

Обновлено: 09-12-2010
Тематические разделы:
Тип организации
Центры, Исследовательские и аналитические
Цели и задачи
Отдел социологии образования Института социологии РАН существует более 10 лет. За это время он стал признанным лидером в области социологии образования. Сотрудники сектора опубликовали более 350 научных работ, участвуют в проектах Министерства образования и науки РФ, различных организаций и научных фондов, среди которых Российский государственный научный фонд, Национальный фонд подготовки кадров и др.

Основные направления исследований Отдела - единый комплекс актуальных исследований, результаты которых остро востребованы как в научном, так и в практическом отношениях.

  • Анализ сферы образования как фактора дифференциации и интеграции общества в современной России, изучение неравенства в этой сфере;
  • Проблемы социализации подростков в сфере образования;
  • Роль семьи и школы как важнейших агентов социализации в новых социально-экономических условиях.

В работе Отдела особое внимание уделяется изучению фундаментальных проблем в сфере образования:

      • образование как устойчивый социальный институт;
      • структура института образования, ее модификации;
      • институциональная система общества и ее влияние на институт образования;
      • социокультурные изменения и образование;
      • инерционность и лабильность системы образования;
      • образование и другие социальные институты;
      • важнейшие функции института образования (воспроизводство культурных и социальных ценностей; социализация членов общества; функции социального и культурного изменения и др.);
      • государственное и коммерческое образование;
      • массовое и элитное образование;
      • непрерывное образование;
      • проблемы модернизации образования;
      • глобализация, этнические, демографические и региональные проблемы образования.

При этом фундаментальность подхода сочетается в исследованиях Отдела с эмпирической разработкой изучаемых проблем. Материалы, получаемые в результате исследований, используются в учебном процессе.

Руководитель
Константиновский Д.Л, д.социол.н.
Исследовательские проекты

Исследовательские направления представлены целым рядом реализованных и продолжающихся проектов.

Проекты

  • "Российская молодежь в меняющемся обществе (Социальные и профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи накануне XXI века)" (Российский гуманитарный научный фонд, 1997-2000);
  • "Вторичная занятость студентов (Министерство образования РФ, 2001);
  • "Социологический анализ форм включения своих вузов в систему непрерывного гуманитарного образования" (Министерство образования РФ, 2002);
  • "Образование и жизненный старт молодежи в изменяющейся России" (Российский гуманитарный научный фонд, 2003-2005);
  • "Анализ доступности высшего образования для социально уязвимых групп" (Независимый институт социальной политики, 2003);
  • "Российское образование и формирование человеческого потенциала" (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2003);
  • "Образование и будущее России" (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2004);
  • "Роль непрерывного гуманитарного образования в профессиональном становлении студентов гуманитарных и технических специальностей" (Министерство образования РФ, 2004);
  • "Проведение мониторингового исследования по оценке доступности качественного общего полного среднего образования в рамках учреждений общего и начального профессионального образования" (Национальный фонд подготовки кадров, 2004-2006);
  • "Образование как инновационный ресурс России в период глобализации" (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2005);
  • "Доступность качественного общего образования: региональные модели социальной политики, барьеры, стратегии" (Независимый институт социальной политики, 2006);
  • "Пофессиональные и образовательные траектории молодежи в изменяющейся России" (Российский государственный научный фонд, 2007);
  • "Российское образование в условиях глобализации: модификация институциональных моделей и жизненных траекторий" (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2007);
  • "Молодежь и образование в современной России: ориентации, реальные траектории и человеческий капитал" (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2008).

и другие.

На основе исследовательских проектов сделаны публикации, в том числе монографии, а также выводы и рекомендации для практических работников сферы образования.

Публикации
Список публикаций сотрудников Отдела см. сайте.

 
 
Домашняя страница
E-mail
Телефон
(499) 128-69-01
Адрес
Россия, Москва, 117218 Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5, ИС РАН.

Ключевые слова

См. также:
Елена Николаевна Заборова
Университетское управление. 2002.  № 4(23).
[Статья]
Евгений Анатольевич Князев, Anthony V. Morgan
Университетское управление. 2003.  № 1(24). С. 17-29. 
[Статья]
Ольга Юрьевна Андреева, Андрей Николаевич Кабацков
Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 1. С. 126-138. 
[Статья]
Мария Гладкова
Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 50-65. 
[Статья]
Игорь Анатольевич Винтин
Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 86-93. 
[Статья]
Марина Николаевна Макарова
Социологические исследования. 2011.  № 2. С. 93-98. 
[Статья]