Эксоцман
на главную поиск contacts

Отдел социологии образования Центра социологии образования, науки и культуры
(Институт социологии Российской академии наук)

Обновлено: 09-12-2010
Тематические разделы:
Тип организации
Центры, Исследовательские и аналитические
Цели и задачи
Отдел социологии образования Института социологии РАН существует более 10 лет. За это время он стал признанным лидером в области социологии образования. Сотрудники сектора опубликовали более 350 научных работ, участвуют в проектах Министерства образования и науки РФ, различных организаций и научных фондов, среди которых Российский государственный научный фонд, Национальный фонд подготовки кадров и др.

Основные направления исследований Отдела - единый комплекс актуальных исследований, результаты которых остро востребованы как в научном, так и в практическом отношениях.

  • Анализ сферы образования как фактора дифференциации и интеграции общества в современной России, изучение неравенства в этой сфере;
  • Проблемы социализации подростков в сфере образования;
  • Роль семьи и школы как важнейших агентов социализации в новых социально-экономических условиях.

В работе Отдела особое внимание уделяется изучению фундаментальных проблем в сфере образования:

      • образование как устойчивый социальный институт;
      • структура института образования, ее модификации;
      • институциональная система общества и ее влияние на институт образования;
      • социокультурные изменения и образование;
      • инерционность и лабильность системы образования;
      • образование и другие социальные институты;
      • важнейшие функции института образования (воспроизводство культурных и социальных ценностей; социализация членов общества; функции социального и культурного изменения и др.);
      • государственное и коммерческое образование;
      • массовое и элитное образование;
      • непрерывное образование;
      • проблемы модернизации образования;
      • глобализация, этнические, демографические и региональные проблемы образования.

При этом фундаментальность подхода сочетается в исследованиях Отдела с эмпирической разработкой изучаемых проблем. Материалы, получаемые в результате исследований, используются в учебном процессе.

Руководитель
Константиновский Д.Л, д.социол.н.
Исследовательские проекты

Исследовательские направления представлены целым рядом реализованных и продолжающихся проектов.

Проекты

  • "Российская молодежь в меняющемся обществе (Социальные и профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи накануне XXI века)" (Российский гуманитарный научный фонд, 1997-2000);
  • "Вторичная занятость студентов (Министерство образования РФ, 2001);
  • "Социологический анализ форм включения своих вузов в систему непрерывного гуманитарного образования" (Министерство образования РФ, 2002);
  • "Образование и жизненный старт молодежи в изменяющейся России" (Российский гуманитарный научный фонд, 2003-2005);
  • "Анализ доступности высшего образования для социально уязвимых групп" (Независимый институт социальной политики, 2003);
  • "Российское образование и формирование человеческого потенциала" (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2003);
  • "Образование и будущее России" (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2004);
  • "Роль непрерывного гуманитарного образования в профессиональном становлении студентов гуманитарных и технических специальностей" (Министерство образования РФ, 2004);
  • "Проведение мониторингового исследования по оценке доступности качественного общего полного среднего образования в рамках учреждений общего и начального профессионального образования" (Национальный фонд подготовки кадров, 2004-2006);
  • "Образование как инновационный ресурс России в период глобализации" (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2005);
  • "Доступность качественного общего образования: региональные модели социальной политики, барьеры, стратегии" (Независимый институт социальной политики, 2006);
  • "Пофессиональные и образовательные траектории молодежи в изменяющейся России" (Российский государственный научный фонд, 2007);
  • "Российское образование в условиях глобализации: модификация институциональных моделей и жизненных траекторий" (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2007);
  • "Молодежь и образование в современной России: ориентации, реальные траектории и человеческий капитал" (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2008).

и другие.

На основе исследовательских проектов сделаны публикации, в том числе монографии, а также выводы и рекомендации для практических работников сферы образования.

Публикации
Список публикаций сотрудников Отдела см. сайте.

 
 
Домашняя страница
E-mail
Телефон
(499) 128-69-01
Адрес
Россия, Москва, 117218 Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5, ИС РАН.

Ключевые слова

См. также:
Евгений Анатольевич Князев, Anthony V. Morgan
Университетское управление. 2003.  № 1(24). С. 17-29. 
[Статья]
Елена Николаевна Заборова
Университетское управление. 2002.  № 4(23).
[Статья]
Joel Adrian, Элиес Бентабет, Анни Винокур, Том Линей, Жорди Планас, Жорж Прохоров, Даниель Робен, Кароль Сигман, Рената Третьякова, Леонид Маркович Гохберг, Татьяна Львовна Клячко, Марк Львович Агранович, Ирина Андреевна Рождественская, Анатолий Георгиевич Каспржак, Елена Николаевна Соболева
[Книга]
Ольга Юрьевна Андреева, Андрей Николаевич Кабацков
Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 1. С. 126-138. 
[Статья]
Мария Гладкова
Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 50-65. 
[Статья]
Игорь Анатольевич Винтин
Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 86-93. 
[Статья]