Эксоцман
на главную поиск contacts

Институт развития образования (ИРО)
(Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ))

Обновлено: 29-03-2011
Тематические разделы:
Тип организации
Центры, Исследовательские и аналитические
Цели и задачи
Целью деятельности Института развития образования является содействие модернизации и повышению научного уровня образовательного процесса.
Исходя из указанной цели, деятельность Института направляется на решение таких основных задач, как:
1. реформирование содержания и структуры образовательного процесса;
2. формирование новых и совершенствование организационно-экономических механизмов сферы образования;
3. модернизация правовых основ функционирования и развития системы образования.
Руководитель
Рудник Б.Л. - директор Института развития образования Государственного университета - Высшей школы экономики, проректор ГУ-ВШЭ, кандидат экономических наук
Исследовательские проекты

Проекты 2001 года:
1.Коммуникативное сопровождение мероприятий по модернизации образования в 2001 году
2.Исследование правоприменительной практики в сфере образования и ее анализ с точки зрения эффективности механизмов реализации отраслевого и общего законодательства
3.Анализ и обобщение противоречий, выявление пробелов в действующем отраслевом и общем законодательстве, разработка рекомендаций по их устранению
4.Разработка научно обоснованных рекомендаций по системному правовому обеспечению реализации Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы в сфере образования
5.Научно-методическое обеспечение преобразования системы межбюджетных отношений для реализации принципа минимального бюджетного финансирования образовательного стандарта на федеральном и региональном (местном) уровнях
6.Анализ и разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы межбюджетных отношений на основе принципа минимального бюджетного финансирования образовательного стандарта
7.Научные и методические основы широкомасштабного эксперимента по модернизации содержания и структуры общего образования
8.Разработка моделей реструктурирования сети малокомплектных сельских школ на основе научно обоснованных принципов оптимизации сети общеобразовательных учреждений

Проекты 2002 года:
1.Разработка механизмов совершенствования форм и активизации участия профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования (в т.ч. предложения по совершенствованию законодательства)
2.Разработка содержания, концепции и организации преподавания экономики и права в общеобразовательных и других учебных заведениях системы среднего образования, и организации проведения эксперимента по внедрению изучения этих предметов в общеобразовательной школе
3.Разработка системы мониторинга реализации государственной политики в области образования, направленной на ее модернизацию
4.Разработка долгосрочной детализированной поэтапной программы широкомасштабного эксперимента по новому содержанию и структуре общего образования
5.Разработка перспективной модели управления системой образования в Российской Федерации, включая систему федеральных округов
6.Научно-методическое обоснование и нормативно-правовое обеспечение механизмов передачи общеобразовательных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации
7.Разработка модели платежеспособного спроса на различные уровни профессионального образования
8.Разработка предложений по совершенствованию форм бюджетного финансирования образовательных организаций, включая предложения по совершенствованию бюджетного законодательства
9.Разработка методологии прогнозирования перспективных потребностей рынка труда в выпускниках системы профессионального образования
10.Разработка финансовых нормативов учреждений для детей с ограниченными возможностями
11.Разработка предложений по совершенствованию механизмов привлечения в сферу образования внебюджетных средств (включая предложения по налоговому законодательству)

Проекты 2003 года:
1.Разработка модели взаимодействия участников рынка образовательных услуг и рынка труда в масштабе субъекта РФ с привлечением маркетинговых механизмов
2.Разработка научно обоснованных предложений по введению нового статуса государственных и муниципальных образовательных организаций
3.Разработка принципов и механизмов совмещения финансирования вузов на основе ГИФО, целевых доплат к ГИФО и образовательных субсидий
4.Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей
5.Разработка нормативов финансирования образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
6.Разработка принципов и механизмов финансирования учебного заведения, созданного в новой организационно-правовой форме - государственной специализированной некоммерческой организации
7.Разработка предложений по совершенствованию экономико-правовых механизмов привлечения внебюджетных средств школами"
8.Разработка критериев и механизмов оценки результатов реализации. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (эффективность, доступность, качество)
9.Разработка предложений по совершенствованию межбюджетных отношений в условиях введения государственного стандарта общего образования
10.Проведение анализа и разработка прогноза спроса на типы профессий и уровни квалификации на рынке труда
11.Психология индивидуальности
12.Создание комплексной модели участия общественности в управлении образовательными учреждениями общего образования
13.Оценка социальной структуры состава студентов ВУЗов, поступающих на основе ЕГЭ
14.Разработка предложений в области развития рынка образовательных услуг в рамках присоединения России к ВТО
15.Изучение и обобщение опыта синхронного преподавания сопряженных гуманитарных дисциплин в средней школе
16.Развитие системы Всероссийских олимпиад школьников
17.Анализ состояния библиотечно-издательского дела в гуманитарном образовании
18.Оценка влияния процессов развития образования (на базе анализа финансово-экономических показателей) на динамику экономического развития России
19.Разработка методологии перевода данных статистики российской системы образования в показатели международных сравнительных исследований
20.Формирование системы мониторинга экономики образования
21.Разработка альтернативных моделей независимой системы аттестации и контроля качества высшего образования

Проекты 2004 года:

  • Анализ тенденций в численности и структуре занятости кадровых ресурсов в учреждениях образования на федеральном, субфедеральном и местном уровнях
  • Система тестирования в США, Великобритании, Китае и единый государственный экзамен в России
  • Научно-методические основы прогнозирования в системе образования на основе принципов форсайта в менеджменте
  • Разработка системы и проведение экспериментальных расчетов рейтингов по показателям статистики образования для поддержки принятия управленческих решений в области региональной образовательной политики
  • Влияние образовательного потенциала на положение работников на рынке труда
  • Обоснование перспектив развития высшего и среднего профессионального образования инвалидов в Российской Федерации
  • Сравнительно-правовой анализ правоприменительной (судебной) практики в сфере образования
  • Методическое обоснование расчетов социально-экономической эффективности развития Центров помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Методология статистического исследования научного потенциала России на основе международных стандартов
  • Институциональные механизмы интеграции науки и образования в России в условиях новой экономики
  • Анализ тенденций и перспектив развития науки с позиций становления новой экономики в России
  • Разработка системы оценки интеллектуальной собственности вузов и правовое обеспечение процесса ее создания и коммерциализации
  • Сравнительный анализ равенства образовательных возможностей и доступности в образовании в России и странах ОЭСР
  • Разработка нормативной и методической основы создания и функционирования советов общеобразовательных учреждений (включая анализ международного опыта, экономических аспектов деятельности советов общеобразовательных учреждений, корректировку и расширение комплекса нормативно-правовой базы, обеспечивающей их деятельность)
  • Разработка модели маркетинговой политики вуза на рынке образовательных услуг
  • Обоснование и разработка методологии и методики интерпретации показателей межведомственной статистики для целей анализа системы общего образования различными группами пользователей
  • Развитие системы мониторинга экономики образования
  • Разработка принципов и механизмов реализации государственных образовательных кредитов и государственной поддержки негосударственного образовательного кредитования
  • Роль и место способностей в структуре индивидуальности
  • Механизмы сочетания различных и источников финансирования начального и среднего профессионального образования в условиях реструктуризации бюджетной сферы
  • Разработка методики оценки стоимости образовательной услуги общего образования
  • Разработка стандартов подготовки бакалавров и магистров-специалистов по экономическим, педагогическим и гуманитарным специальностям
  • О соотношении общепрофессиональной и профессиональной подготовки в образовательных программах высшей школы в современных условиях
  • Разработка экономико-правового обоснования введения моделей профильного обучения в сельской местности
  • Разработка методики создания электронных учебно-методических комплексов, используемых в системе повышения квалификации административно-управленческих кадров в области применения ИКТ
  • Оптимизация перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в области информатики, информационных технологий и информационных систем в соответствии с потребностью рынка труда и с учетом согласованности со специальностями среднего профессионального образования

    Проекты 2005 года:

  • Мониторинг экономики образования
  • Разработка интегрированной модели многоканального финансирования высшего профессионального образования с использованием различных финансовых инструментов
  • Управление и финансирование учреждений высшего и среднего профессионального образования, передаваемых в ведение Рособразования
  • Доработка моделей реструктуризации сети общеобразовательных учреждений
  • Рейтингование регионов на основе показателей статистики образования для обеспечения управленческих решений в области региональной политики
  • Разработка предложений по содержанию и введению в действие минимальных лицензионных требований для лицензирования образовательных учреждений
  • Обеспечение деятельности управляющих советов общеобразовательных учреждений
  • Разработка системы показателей и инструментария статистического наблюдения за детскими дошкольными учреждениями и учреждениями дополнительного образования детей с учетом международных статистических стандартов
  • Разработка и апробация системы показателей конечных результатов деятельности образовательной отрасли, финансируемой за счет средств федерального бюджета
  • Разработка и анализ механизмов введения профильного обучения на старшей ступени общего образования во взаимосвязи с приоритетными направлениями развития общего образования
  • Разработка предложений по нормативно-правовому обеспечению реструктуризации бюджетного сектора
  • Разработка предложений по модернизации действующей типологии образовательных учреждений
  • >

    Проекты 2006 года:

  • Мониторинг реструктуризации отраслей бюджетного сектора, анализ социально-экономических последствий и разработка предложений по сохранению социальных гарантий и обеспечению доступности и качества услуг в социально-культурной сфере
  • Разработка моделей и технологий создания и функционирования интегрированных учреждений образования и организаций социально-культурной сферы
  • Разработка профессионального стандарта педагогической деятельности с участием профессиональных объединений
  • Разработка, апробация и внедрение моделей государственно-общественного управления образованием в образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы
  • Методическое обеспечение процедур преобразования учреждений сферы образования и науки в автономное учреждение в соответствии с федеральным законом «Об автономных учреждениях»
  • Методическое обеспечение оценки результативности реформ в отраслях социально-культурной сферы
  • Формирование методического и правового обеспечения нормативного финансирования реализации программ высшего профессионального образования
    1. Проекты 2007 года:

    2. Разработка и апробация нормативов финансирования высших учебных заведений
    3. Разработка и апробация механизмов мониторинга внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на уровне образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем
    4. Разработка научно-методических рекомендаций по реализации законодательства об автономных учреждениях
    5. Разработка методических основ для обеспечения оценки уровня квалификации педагогических кадров на основе профессионального стандарта педагогической деятельности
    6. Разработка для субъектов РФ модели совмещения механизмов государственной поддержки образовательного кредитования и субсидирования возврата кредитов молодыми специалистами, отработавшими установленных срок по направлению органов  государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления
    7. Разработка методики и программы мониторинга федерального эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам вузов
    8. Разработка моделей финансирования и программы их внедрения для образовательных центров и социо-культурных комплексов как механизм обеспечения доступности качественного общего образования
    9. Бюджетно-финансовые правоотношения, налоговые правоотношения, сфера образования, анализ российского законодательства, зарубежный опыт, предложения по совершенствованию федерального законодательства
      1. Проекты 2008 года:

      2. Разработка показателей государственной аккредитации бакалавриата и образовательных программ магистратуры и инструментария их оценки
      3. Разработка, апробация и внедрение требований к форматам предоставляемой публичной информации образовательных организаций, ориентированной на потребителей образовательных услуг
      4. Разработка моделей и механизмов нормативного, организационного и методического обеспечения функционирования и развития системы образования, обеспечивающих доступность качественного общего образования в малых, труднодоступных поселениях и в схожих изолированных условиях (2008-2010 гг.)
      5. Аналитическое обеспечение формирования современной модели образования
      6. Разработка моделей и механизмов создания и деятельности автономных учреждений (АУ) в сфере образования
      7. Разработка моделей финансирования в рамках государственной программы современной модели образования по основным направлениям (2008-2009 годы)
        1. Проекты 2009 года:

        2. Аналитическое обеспечение формирования современной модели образования
        3. Разработка моделей финансирования в рамках государственной программы современной модели образования по основным направлениям (2008-2009 годы)
        4. Разработка методики расчета нормативов затрат на содержание и обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечение ее апробации и распространения
          1. Публикации
            1.Судебная практика арбитражных судов: Сборник судебных актов по делам с участием образовательных учреждений, их учредителей в качестве истцов или ответчиков. Составители: И.А.Рожков, Г.Т.Ермошин, Ю.Ф.Свирин. Отв. редактор И.А.Рожков -- М.: \"Технопечать\" 2001. - с. 176.
            2.Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования - М.: ГУ-ВШЭ, 2001. - 164 с. Авторский коллектив: Е.Булин-Соколова, Э.Днепров, Е.Ленская, О.Логинова, Л.Любимов, А.Пинский (руководитель проекта), Е.Рачевский, А.Семенов, Е.Сидорина, Г.Цукерман.
            3.Правовые проблемы модернизации образования . Отв. ред. И.А. Рожков. - М.:ГУ ВШЭ, 2002. - 192 с. - (Серия: Библиотека развития образования.) Авторский коллектив: Т.В. Абанкина, Э.П. Андрюхина, А.И. Вавилов, И.А. Рожков, Б.Л. Рудник. ISBN 5-7598-0200-3
            4.Межбюджетные отношения в российском образовании: проблемы модернизации. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 252 с. - (Серия: Библиотека развития образования.) Авторский коллектив: И.В. Абанкина, Д.А. Абанкин, Г.В. Башкина, О.А Задоров, В.С. Занадворов, М.Г. Колосницына, Е.В. Куштанина, В.Б. Лившиц, В.А. Майминас, Л.И. Якобсон (руководитель проекта) ISBN 5-7598-0199-6
            5.Модернизация российского образования: документы и материалы / Редактор-составитель Э.Д. Днепров. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 332с. - (Серия: Библиотека развития образования.) ISBN 5-7598-0184-8
            6.Экономика школы: нормативное финансирования, передача собственности, соучредительство. - М.: Пульс, 2002. - 118с. ISBN 5-93486-032-1 Авторский коллектив: И.В. Абанкина, Д.М. Абанкин, А.И. Вавилов, Е.В. Куштанина, В.А. Майминас, Н.А. Рожков, Е.В. Свешникова.
            7.Оценка школьных учебников с позиций личностных смыслов и учебных задач. Научно-методические материалы. Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Дубровина И.В., Суворова Г.А. - М: Изд. «Лика», 2003. - 64 с. ISBN 5-98020-004-5
            8. Сельские школы: Мониторинг эксперимента; нормативно-правовое обеспечение. Под редакцией Абанкиной Т.В. - М.: Лика, 2002. -214 с. ISBN 5-98020-003-7
            9.Пинский А.А. Новая школа. Основы комплексного проекта обновления школьной экономики, управления школой и содержания общего образования. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 104 с. - (Серия: Библиотека развития образования). ISBN 5-7598-0209-7
            10.Судебная практика по спорам в сфере образования: В 2 ч. Ч. 1. Сборник судебных актов Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации, судов общей юрисдикции по спорам в сфере образования / Сост. и отв. ред. И.А. Рожков. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 287 с. - ISBN 5-7598-0230-5 (ч. 1). ISBN 5-7598-0229-1
            11.Судебная практика по спорам в сфере образования: В 2 ч. Ч. 2. Сборник судебных актов арбитражных судов субъектов по спорам в сфере образования / Сост. и отв. ред. И.А. Рожков. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 296 с. - ISBN 5-7598-0231-3 (ч. 2). ISBN 5-7598-0229-1


             
             
            Домашняя страница
            E-mail
            Телефон
            (495) 628-04-53
            Факс
            628-93-90
            Адрес
            Россия, Москва, Мясницкая ул., д.20, комната 323
            Дополнительная информация
            ИРО включает в свой состав следующие подразделения:
            1.Центр социально-экономического развития школы
            2.Центр правовых прикладных разработок
            3.Центр образовательной политики
            4.Центр прикладных экономических исследований и разработок
            5.Институт содержания образования
            6.Центр координации образовательных проектов.


            Публикации на портале:
            Персоналии
            Ключевые слова
            бюджетное финансирование образовательных организаций внебюджетное финансирование образовательных организаций государственная политика в области образования государственная специализированная некоммерческая организация государственное именное финансовое обязательство (ГИФО) государственные и муниципальные образовательные организации государственный образовательный стандарт единый государственный экзамен (ЕГЭ) Институт развития образования (ИРО) качество образования комплекс образовательных учреждений межбюджетные отношения в образовании модернизация образования мониторинг образования мониторинг экономики образования НКО в образовании нормативное финансирование норматив финансирования образовательных учреждений образовательная субсидия образовательное право образовательные НКО образовательный процесс образовательный стандарт общеобразовательное учреждение Пинский А.А развитие образования развитие школы реформа образования Рожков И.А. рынок образовательных услуг Сабуров Е.Ф. сельская школа содержание образования содержание общего образования спор в сфере образования спрос на образование статистика образования управление образованием управление системой образования управление школой учреждение для детей с ограниченными возможностями финансирование образовательного стандарта Шадриков В.Д. школьный учебник экономика образования экономика школы

            См. также:
            Любовь Фридриховна Борусяк
            Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2009.  Т. 101. № 3. С. 71-83. 
            [Статья]
            Нина Ефимовна Боревская
            Социологические исследования. 1991.  № 8. С. 82-88. 
            [Статья]
            Галина Борисовна Скок, Елена Анатольевна Лебедева
            Университетское управление. 2001.  № 3(18).
            [Статья]
            Алина Сергеевна Заборовская
            [Статья глоссария]
            Маргарита Владимировна Курбатова, Наталья Павловна Дудченко
            Университетское управление. 2003.  № 3(26). С. 61-68. 
            [Статья]
            Михаил Викторович Смирнов, Александр Александрович Стариков, Виктор Александрович Колясников
            Университетское управление. 2005.  № 3(36). С. 64-75. 
            [Статья]