Эксоцман
на главную поиск contacts

Adorno Theodor (Адорно Т.)

Обновлено: 09-12-2010
Образование PhD: Философия [Wolfgang Goethe University, Frankfurt, 1924]

Профессиональные интересы:
Теодор Адорно (1903 — 1969) один из наиболее известных представителей франкфуртской школы неомарксизма, музыкальный критик и искусствовед, социальный философ, один из основоположников социологии искусства.

В центре внимания Адорно находится история европейской цивилизации, которая, согласно его историософской концепции, неуклонно движется к своему логическому концу: унаследованная от Просвещения в вера в Разум в конечном счете приводит к безумию, права и свободы личности в условиях «позднего капитализма» полностью утрачивают свой смысл и оборачиваются тотальной несвободой индивида. Фашизм, по мнению Адорно, заложен в самих основаниях новоевропейской цивилизации и предопределен ее формально рациональным характером, который «по определению» не терпит никаких отклонений от «нормы», «типа» и стремится к уничтожению «иного».

Материалом для леворадикалистского «культур-критицизма» Адорно послужили образцы искусства, в первую очередь музыки XX в. Особое место в наследии Адорно занимает анализ произведений композиторов нововенской школы — А. Шёнберга, А. Веберна и А. Берга (последний был педагогом Адорно по теории музыки и композиции).

Публикации:
Kierkgaard, Konstruktion des Asthetischen. Tubingen, 1933;
Neue, um eine Beilage erweiterte Ausgabe. Frankfurt, 1962;
Philosophie der neuen Musik. Tubingen, 1949; 2 Aufl. Frankfurt, 1958;
Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschadigten Leben. Berlin; Frankfurt, 1951; 2 Aufl. Frankfurt, 1962.
Versuch liber Wagner. Berlin; Frankfurt, 1952;
Prismen. Kulturkritik und Gesellschaft. Frankfurt, 1955. Munchen, 1963;
Dissonanzen. Musik in der verwalteren Welt. Gottingen, 1956; 3., erweiterte Aufl. 1963;
Zur Metakritik der Erkenntnistheorie. Studien liber Husseri und die Phanomenologischen Antinomien. Stuttgart, 1956;
Aspekte der Hegelschen Philosophie. Frankfurt, 1957;
Noten zur Literatur I. Frankfurt, 1958; 4. Aufl. 1963;
Noten zur Literatur II. Frankfurt, 1961; 2. Aufl. 1963;
Klangfiguren. Musikalische Schriften I. Berlin; Frankfurt, 1959;
Quasi una fantasia. Musikalische Schriften II. Frankfurt, 1963;
Mahler. Eine musikalische Physiognomik. Frankfurt, I960; 2. Aufl. 1964;
Einleitung in die Musiksoziologie. Zwolf theoretische Vorlesungen. Frankfurt, 1962;
Moments musicaux. Neu gedruckte Aufsatze 1928-1962. Frankfurt a./M., 1964;
Dialektik zur Aufklarung. Philosophische Fragmente. Amsterdam, 1947 (mit Max Horkheimer).

Полное собрание сочинений Адорно:
Gesammelte Schriften. Bd. 1-20. Fr./M., 1970-86; Nachgelassene Schriften. Fr./M., 1993.

На русском языке:
Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М. - СПб.: Медиум, Ювента, 1997;
Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М. - СПб.: 1999;
Адорно Т. Философия новой музыки. М.: Логос, 2001;
Адорно Т.Исследование авторитарной личности. 2001;
Адорно Т. В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001;
Адорно Т. Проблемы философии и морали Мыслители ХХ века. Республика, 2002.

Публикации на портале:
Книги Статьи
Домашняя страница http://www.murfit.de/adorno.html

Ссылки:
Ключевые слова

См. также:
Дмитрий Валентинович Щирин
Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 98-102. 
[Статья]
Fernan Braudel
[Книга]
Сергей Вадимович Дамберг, Вадим Евгеньевич Семенков
Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 173-181. 
[Статья]