Эксоцман
на главную поиск contacts

Вартанова Елена Леонидовна

Обновлено: 24-09-2010
Образование специалист [факультет журналистики МГУ, 1981]
кандидат наук [1986]
доктор наук: доктор филологических наук [1999]
Место работы Факультет журналистики МГУ / Заместитель декана по научной работе ф-та журналистики

Профессиональные интересы:
Теория и экономика СМИ; информационное общество и СМИ; СМИ стран Северной Европы; российские СМИ в постсоветский период; глобализация и СМИ.

Публикации:

Авторские монографии и учебные пособия  

  • Теория СМИ: Актуальные вопросы. – М.: МедиаМир, 2009. – 488 с.
  • Коллективные монографии под. отв. редакцией
  • В мире других. Образы русских и европейцев в СМИ / Под ред. Е. Л. Вартановой. – Тампере: University of Tampere, 2005. – 232 с.
  • Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2005. Отв. ред. и составитель Е.Л. Вартанова. – М.: МедиаМир, 2006. – 124 с.
  • Журналистика на перепутье. Опыт России и США./д ред. Е.Л. Вартановой. – М.: МедиаМир, 2006. – 184 с.
  • Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2006. Отв. ред. И составитель Е.Л. Вартанова. – М.: МедиаМир, 2007. – 98 с.
  • Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2007. Отв. ред. И составитель Е.Л. Вартанова. – М.: МедиаМир, 2008. – 146 с.
  • Образ женщины в культуре и масс-медиа / Под ред. Е. Л. Вартановой. – Тампере: Universiry of Tampere, 2008. – 252 С.
  • Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2008. Отв. ред. И составитель Е.Л. Вартанова. – М.: МедиаМир, 2009. – 124 с.
  • Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2009. Отв. ред. И составитель Е.Л. Вартанова. – М.: МедиаМир, 2010. – 217 с.
  • Журналистика и СМИ против террора / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: МедиаМир, 2009. – 288 с.
  • СМИ в меняющейся России. Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект пресс, 2010. – 336 с.

Учебные пособия под отв. редакцией

 

  • Медведи в сауне: российско-финские стереотипы на протяжении столетий // В мире других. Образы русских и европейцев в СМИ / Под ред. Е. Л. Вартановой. – Тампере: University of Tampere, 2005. – С. 61–74.
  • Журналистика в информационном обществе: новые возможности и новые вызовы /  Под ред. Т. Е. Ершовой. – М.: Институт развития информационного общества, 2005. – С. 35–48.
  • Медиаиндустрия в меняющейся экономике: новые бизнес-модели российских СМИ // Журналистика на перепутье: опыт России и США / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: МедиаМир, 2006. – С. 72–102.
  • СМИ Великобритании // Энциклопедия мировой индустрии СМИ / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2006. – С. 24–52.
  • CМИ Финляндии // Энциклопедия мировой индустрии СМИ / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2006. – С. 290–309.
  • СМИ России (в соавт. с Иваницким В. Л.) // Энциклопедия мировой индустрии СМИ / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2006. – С. 227–265.
  • Экономика и структура медиасистемы // Средства массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2006. – С. 121–165.
  • Современный медиабизнес и фрагментирующиеся аудитории // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2005. – М.: МедиаМир, 2006. – С. 59–81.
  • Чем управляют менеджеры СМИ? О природе современного медиаменеджмента // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2006. – М.: МедиаМир, 2006. – С. 7–13.
  • Индустрия СМИ в XXI веке: смена парадигмы? Основные тенденции развития и концепции анализа современных систем СМИ // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2007. – М.: МедиаМир, 2008. – С. 77–100.
  • Актуальные проблемы безопасности в информационном пространстве (в соавт. с Зинченко Ю. П.) // Информационная и психологическая безопасность в СМИ / Под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой. – М.: Аспект Пресс, 2008. – Т. II. – С. 9–14.
  • Ценностные ориентации, коммуникативные установки, информационное интересы автора и зрителя в телевизионной коммуникации (в соавт. с Матвеевой Л. В., Свитич Л. Г. и др.) // Информационная и психологическая безопасность в СМИ / Под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой. Т. II. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 131–163.
  • Женщина в брендинге наций: образы россиянок и финок как элемент образа страны // Образ женщины в культуре и масс-медиа / Под ред. Е. Л. Вартановой. – Тампере: Universiry of Tampere, 2008. – С. 13–29.
  • СМИ России как индустрия развлечений (в соавт. со Смирновым С. С.) // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2008. – М.: МедиаМир, 2009. – С. 7–23.
  • Новые пространства свободы и ответственности. Саморегулирование СМИ в информационном обществе // К мобильному обществу: утопии и реальность / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – С. 53–64.
  • СМИ как отрасль современной экономики // Основы медиабизнеса / Под ред.
    Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2009. – С. 41–99.
  • Движущие силы развития медиабизнеса // Основы медиабизнеса / Под ред.
    Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2009. – С. 100–151.
  • Гендерная проблематика в политических кампаниях: СМИ как индикатор гражданской культуры (в соавт. со Смирновой О. В., Фроловой Т. И.) // Гендер и СМИ. Ежегодник 2008. – М.: Ф-т ж-ки МГУ, 2009. – C. 57–71.
  • Современные масс-медиа и терроризм: природа взаимоотношений, стратегии противостояния // Журналистика и СМИ против террора / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: МедиаМир, 2009. – С. 3–26.
  • Глобализация информационных потоков как фактор антитеррористической деятельности // Журналистика и СМИ против террора / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: МедиаМир, 2009. – С. 144–167.
  • Цифровое неравенство и терроризм (в соавт. со Смирновой О. В.) // Журналистика и СМИ против террора / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: МедиаМир, 2009. – С. 228–244.
  • От человека социального – к человеку медийному // От книги до Интернета: десять лет спустя. – М.: МедиаМир, 2009. – С. 3–15.
  • Человек и его здоровье: о роли СМИ в развитии актуального направления // Журналистика для здоровья нации. – М.: МедиаМир, 2009. – С. 3–4.
  • К вопросу об актуальности теории СМИ // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2009. – М.: МедиаМир, 2010. – С. 7 – 20.
  • Концепция модернизации и СМИ // СМИ в меняющейся России. – М.: Аспект Пресс, 2010. – С. 22 – 37.
  • Современные тенденции развития российской индустрии СМИ и журналистики (в соавторстве с С.С. Смирновым) // СМИ в меняющейся России. – М.: Аспект Пресс, 2010. – С. 65 – 95.
  • СМИ России как индустрия развлечений (в соавторстве с С.С. Смирновым) // СМИ в меняющейся России. – М.: Аспект Пресс, 2010. – С. 111 – 126.
  • Предисловие  // Современное журналистское образование: синтез теории и практики. М.: МедиаМир, 2010. – С. 8 – 10.
  • Медиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: Теория и практика. Под ред. М. М. Лукиной. – М, Аспект Пресс, 2010. С. 10 – 40.

Статьи в научных периодических изданиях:

 

  • Глобализация СМИ и масс-медиа России // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 10. Журналистика. – 2005. – № 4. – С. 9–25.
  • Саморегулирование в информационном обществе // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 10. Журналистика. – 2006. – № 3. – С. 8–20.
  • «Джинн» российских СМИ. Рынок как фактор преобразования медиасистемы России // Медиаальманах. – 2006. – № 6. – С. 10–15.
  • К вопросу об особенностях медиаменеджмента // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 10. Журналистика. – 2007. – № 1. – С. 7–12.
  • Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество, 2008. Вып. 5-6. – С. 37–39.
  • Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности // Медиаальманах. – 2008. – № 6. – С. 6–15.
  • К вопросу о концепции социальной ответственности СМИ в контексте информационной безопасности (в соавт. с Ткачевой Н. В.) // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 10. Журналистика. – 2008. – № 5. – С. 7–18.
  • Российские СМИ после социализма: политика vs потребление (в соавт.
    со Смирновым С. С.) // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 10. Журналистика. – 2009. – № 3. – С. 6–20.
  • О необходимости развития инновационных подходов в исследованиях массовых коммуникаций // Медиаальманах. – 2009. – № 1. – C. 6–9.
  • Профессия в контексте индустрии: о современном понимании СМИ и журналистики // Медиаальманах. – 2009. – № 6. – C. 6–15.  

Основные труды на английском языке за последние за 2006-2010 гг.

 

Монография 

  • Mass Media Theory. Current Issues. Moscow, MediaMir, 2009. 304 p.

Редактирование монографий

  • Media and Change. Ed. by Elena Vartanova. Moscow, MediaMir, 2007.
  • Perspectives to the Media in Russia: «Western» Interests and Russian Developments. Ed. by E. Vartanova, H. Nieminen and M-M. Salminen. Helsinki, Aleksanteri Series 4. 2009.
  • World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies 2009. Moscow, MediaMir, 2009.
  • Nordic Media: Concepts and Current Issues. Ed. by Elena Vartanova and Marina Pavlikova. Faculty of Journalism, Moscow, 2009.
  • Articles in multi-author books, textbooks and research collections:
  • Self-Regulation as a Form of Information Security // ISC 2005. Security, Terrorism and Privacy on Information Society. Ed. by K. von Knop, Heinrich Neisser, A. A. Salnokov and B. Ganor. W. Bertelsmann Verlag. – Bielefeld, 2006. – P. 415–426.
  • Russia (in assoc. with H. de Smaele) // Western Broadcast Models. Structure, Conduct and Performance / Ed. By L. d`Haenens and F. Saeys. – Mouton de Gruyter, 2007. – P. 341–360.
  • Russian Media Economy: Eurasian Model // Media and Change / Ed. by E. Vartanova. – Moscow: MediaMir, 2007. – P. 103–121.
  • A Brief Review of the Condition of the Media market in Russia: the General Situation (in assoc. with S. Smirnov) // Perspectives to the Media in Russia: «Western» Interests and Russian Developments / Ed. by E. Vartanova, H. Nieminen and M-M. Salminen. – Finland, Aleksanteri Series 4. 2009. – P. 117–144.
  • Russian Media: Market and Technology as driving Forces of Change // Perspectives to the Media in Russia: «Western» Interests and Russian Developments / Ed. by E. Vartanova, H. Nieminen and M-M. Salminen. – Finland, Aleksanteri Series 4. 2009. – P. 283–301.
  • De-Sovietizing Russian Media // Internationalizing Media Studies / Ed. by D. Thussu. – Routledge. 2009. – P. 214–227.
  • The digital divide as a problem of information society (in assoc. with O. Smirnova) // World of Media. – Moscow: MediaMir, 2009. – P. 5–20.
  • Russian Media as Entertainment Industry (in assoc. with S. Smirnov) // World of Media. – Moscow: MediaMir, 2009. – P. 21– 39.


Публикации на портале:
Книги
Домашняя страница http://www.journ.msu.ru
E-mail eva@smi.msu.ru
Телефон (495) 629 74 35 деканат факультета журналистики
Факс (495) 629 49 54

Ссылки:
Дополнительная информация:
  • Cоздатель и директор Летней (1999) и Зимней (2002) Школы по журналистике и коммуникациям для повышения квалификации преподавателей журналистики ВУЗов России
  • Cоздатель проекта взаимодействия факультета журналистики со школами России «Медиаобразование», в сотрудничестве с Бюро ЮНЕСКО в России (2008)
  • Приглашенный профессор университетов Хельсинки и Тампере (Финляндия)
  • Эксперт  Совета Европы по вопросам цифрового неравенства и медиаплюрализма (с 1995 г.)

  • Научный руководитель Центра по изучению СМИ стран Финляндии и Скандинавии «НордМедиа»

  • Представитель России в группе европейских исследователей СМИ «Euromedia» (с 2005 г.)

  • Член правления сети кафедр ЮНЕСКО по журналистике и коммуникациям и ряда других международных организаций, таких как ECREA и IAMCR

  • Главный редактор академического журнала «Меди@льманах», интернет-портала научных исследований СМИ и методик журналистского образования «Медиаскоп», информационно-аналитического бюллетеня для профессионалов «МедиаТренды»