Эксоцман
на главную поиск contacts


Данные нашего исследования позволяют сказать о стратегии прорыва в сфере здравоохранения в республиках:

Л.М.Мухарямова

Данные нашего исследования позволяют сказать о стратегии прорыва в сфере здравоохранения в республиках:


 


Первое. В Татарстане ставится задача формирования новой социальной политики, направленной, как заявлено, на изменение качества жизни населения – повышение уровня жизни и расширение инфраструктурного обеспечения. По мнению Премьер-министра РТ Р.Минниханова «необходимо четко понимать, сколько учреждений здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта должно быть в республике…Наша задача не в том, чтобы создавать новые учреждения, а в том, чтобы предоставить возможности для создания среды по оказанию услуг»[i]. В ближайшее время социальные министерства должны разработать и внести на рассмотрение проекты законов о социальной политике, формирующие условия для возникновения в этой сфере новых субъектов (например, автономных учреждений или частных клиник), наравне с государственными учреждениями участвующих в конкурсах на получение госзаказа. Предполагается, что такая политика должна способствовать реальной оптимизации расходов и более эффективному использованию бюджетных средств любого уровня. Одновременно в Казани начат процесс ликвидации слабо оснащенных и устаревших клиник и ускоренное развитие высокотехнологичных республиканских медицинских учреждений.


 


Анализ выступлений руководителей Марий Эл не позволяет пока говорить о задачах по формированию новой инфраструктуры, здесь чаще употребляют термин «оптимизация системы». Однако и здесь делается упор на централизацию и создание современных учреждений. По мнению одного из руководителей здравоохранения республики, это единственно возможный вариант: многие районы насчитывают население от 11 до 16 тысяч человек. На такое население невозможно содержать центральные районные больницы со всеми отделениями. В некоторых районах, например, за 9 месяцев было всего 60 родов. По мнению руководителя республиканского уровня в этом случае речь идет уже не только об экономической целесообразности: возникает угроза качеству медицинской услуги в силу потери медицинским персоналом квалификации и навыков: «Там, где меньше 200-250 родов в год, резко падает квалификация персонала, увеличивается младенческая смертность в первые 5-6 дней после рождения». Поэтому в республике взят курс на централизацию родовспоможения в перинитальном центре г. Йошкар-Олы.


 


Второе. Реализация реформы местного самоуправления по-новому актуализировало такой метод государственного управления, как система индикативного управления. Внедрение этой системы в Татарстане началось еще в 1998 году. Сегодня построена такая система, при которой получение субсидий из регионального бюджета софинансирования социальных расходов, согласно специальным соглашениям между правительством республики и муниципальными образованиями заключенными в июне 2006 г., зависит от достижения индикативных показателей. В 2006 г. в перечень индикаторов жизнедеятельности включено 11 показателей, в том числе обеспеченность медицинской помощью. По мнению сторонников индикативного управления, эта система позволила увеличить количество районов-доноров по сравнению с 2000 г. с 4 до 20, а к 2010 г. планируется, что дотационных районов в Татарстане останется не более 7. Отдельные соглашения подписываются и между Минздравом РТ и главами исполкомов МО. По этим соглашениям республика передает госзаказ на обязательное медицинское страхование районам, принимает на себя дополнительные обязанности по обучению и аттестации врачей, а взамен требует от районов проведения статистических наблюдений в сфере здравоохранения, согласования исполкомами МО с МЗ назначения главного врача, содержания отдельных видов специализированной помощи. По словам одного из руководителей Министерства здравоохранения Республики Татарстан такие соглашения стали инструментом «восстановления» управления отраслью.


Индикативное управление принято и в Республике Марий Эл. По мнению экспертов, если «в Татарстане индикативное управление используется как директивно-отчетный элемент, то в других регионах, импортировавших эту технологию, скорее как учетно-статистический инструмент»[ii]. По мнению руководителя здравоохранением республики «система здравоохранения только на этапе становления этого инструмента». В этой республике также подписаны соглашения между правительством и исполкомами муниципальных образований, между Министерством здравоохранения и муниципальными учреждениями здравоохранения, в которые включены индикативные показатели: младенческая смертность, материнская смертность, уровень госпитализации и др. Финансирование государственного заказа МЗ РМЭ старается строить на основе достижения индикативных показателей. По словам эксперта, «те районы и главы муниципальных образований, которые активно откликнулись на оптимизацию структуры здравоохранения, при старых подходах получали уменьшенное финансирование. Поэтому сегодня районам, которые привели свою структуру к оптимальной, при расчете стоимости единицы услуги мы даем повышающий коэффициент».








[i] В Кабмине обсудили «подходы к формированию социальной политики» //Время и деньги.2006. 18 октября



[ii] Юденич М. Даешь качество жизни на «единицу» //Вечерняя Казань. 2006. 9 июня



 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 30.05.07 Цели и задачи социальной политики  (А.В.Косов)
  • 25.04.07 Данные нашего исследования позволяют сказать о стратегии прорыва в сфере здравоохранения в республиках: (Л.М.Мухарямова)
  •  
      Дискуссия